Сюрреализм как направление модерна
Фантастические образы
По мысли молодого П. Элюара, можно дойти до такой степени уничтожения различия между реальностью и воображением, что «все сравнимо со всем, все имеет свое эхо, свое основание, свое подобие, свою противоположность, свое становление повсюду» . Сюрреалистическое искусство и является таким фантастическим универсумом: в нем воспроизведены самые неправдоподобные события; закономерности реального мира и законы искусства нарушены. Для сюрреалистов подобные фантасмагории являются проявлениями собственно сверхреальной области Добавить комментарий
Фантазия
Сюрреалисты не признают намеренности установок своего творческого процесса. Они настаивают на том, что в неконтролируемых логикой состояниях человеческая психика и мышление функционируют непринужденно, непреднамеренно. В результате этого порождаются-де совершенно необычные образы, желания, чувства. Чем больше «свободен» человек от общепринятых норм мышления, от устоявшихся оценок и критериев, тем ярче его способность создавать и воспринимать диковинное, сверхъестественное, удивительное Труд человека
Труд, согласно М. Недонселю, является первым собственно человеческим актом, «именно в труде проявляется и обнаруживается человек» . Достоинство труда, по мысли персоналиста, заключается в том, что благодаря ему человеческое воплощается в природе, природа получает человеческую отметку. Однако труд несет в себе весьма серьезную опасность: «Взятый сам по себе труд является инструментом отчуждения», если «повторение чудовищно развивается в противовес творчеству» 61; труд «десакрализует» природу, он лишает горы и равнины всякого таинства, он лишает их поэзии» Трансцеденция
Трансценденция и искусство идентичны по своему пафосу: как трансценденции, так и искусству свойственно развенчивать привычные точки зрения, бросать на привычные объекты луч божественного света; и искусство, и трансценденция приближают нас к тому, «что мысли и чувства не схватывают непосредственно», стремятся «ввести нас в страну ада и сверхчеловеческого». Творческий метод
Рамки сюрреалистического творческого метода в живописи можно бесконечно расширять, разрушая форму и содержание, что и сделал, например, Дж. Поллок — создатель абстрактного экспрессионизма. Поллоку нельзя отказать в некоторой последовательности. Оп посчитал, что сюрреалисты недостаточно тщательно воспроизводят бессознательное, что их произведения слишком метафоричны и символичны |