Главная - Абстракционизм как направление модерна - Платон - предвестник абстракционизма

Новые заметки:




Платон - предвестник абстракционизма

О модерне - Абстракционизм как направление модерна

платон - предвестник абстракционизма


Начало традиционной эстетики искусства, воплощавшего вплоть до 20 века в разных формах реалистические тенденции, была положена еще Аристотелем в его теории “мимезиса” – “подражания природе”.
Модернистские течения 20 века, ориентированные на абстракционизм, полностью отходят от традиционных принципов, отрицая реализм, но при этом остаются в рамках искусства. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию. Но эта революция возникла не случайно, а вполне закономерно, и была предсказана еще Платоном!
В своем позднем произведении “Филеб” тот писал о красоте самих по себе линий, поверхности и пространственных форм, независимых от всякого подражания видимым предметам, от всякого мимезиса. Такого рода геометрическая красота в отличие от красоты природных “неправильных” форм, по мнению Платона, имеет не относительный, а безусловный, абсолютный характер.

Наиболее крайняя школа модернизма - абстракционизм. Абстрактное искусство, называемое также нонфигуративным искусством, сложилось как направление в 10-х годах нашего столетия. Поскольку художники этого течения отрицают всякую изобразительность в искусстве, отказываются от изображения предметного мира, абстракционизм называют еще беспредметничеством. Теоретики абстракционизма выводят его от Сезанна через кубизм. Именно такой путь - от изобразительности через идеальную реальность так называемого синтетического кубизма к полной неизобразительности - прошел один из основоположников неопластицизма нидерландский живописец Пит (Питер Корнелис) Мондриан (1872-1944), который считал, что чистая пластика создает чистую реальность . В 10-е годы Мондриан был связан с кубизмом, правда, доведя его принципы до простого черчения на плоскости. На родине, в Голландии, у Мондриана появляется группа последователей, объединившихся вокруг журнала Стиль . Программа журнала провозглашала создание универсального образа мира посредством прямоугольников разного цвета, отделенных друг от друга жирной черной линией. Так появились бесчисленные композиции без названия, под номерами и буквами. Мондриан был буквально одержим культом равновесия вертикалей и горизонталей и порвал с журналом Стиль , когда тот ввел в 1924 году как компонент выразительного языка угол в 45 градусов. Положения Мондриана в 40-е годы были подхвачены итальянскими конкретистами . Опираясь на утверждение Мондриана, что нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость , они стали создавать новую действительность из линий и плоскостей открытого желтого, красного, синего цвета.

Другой основоположник абстракционизма - Василий Кандинский (1866-1944) создал свои первые беспредметные произведения еще раньше кубистов. Москвич родом, Кандинский сначала готовился к юридической карьере, в 1896 году приехал в Мюнхен где учился в школе А.Ажбе (1897-1898) и в Академии художеств (1900) у Ф.фон Штука, прошел увлечение Гогеном и фовистами, народным лубком. В 1911 году совместно с Ф.Марком создал объединение Синий всадник . В своей работе О духовном в искусстве он провозглашает отход от натуры, от природы к трансцендентальным сущностям явлений и предметов; его активно занимают проблемы сближения цвета с музыкой. Кандинский испытал также большое влияние символизма. Несомненно, от символизма его понимание черного, например, как символа смерти, белого - как рождения, красного - как мужества. Горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикаль - активное начало. Исследователи справедливо считают, что Кандинский - последний представитель литературно-психологического символизма, подобно Моро во Франции и Чюрленису в Литве, и вместе с тем первый абстрактный художник. Предметность вредна моим картинам , - писал он в работе Текст художника .

Картины Кандинского этого периода представляют собой красочные полотна, в которых бесформенные пятна интенсивного цвета в красивых сочетаниях пересекаются кривыми или извилистыми линиями, иногда напоминающими иероглифы. Это само по себе было уже великим преступлением, с точки зрения Мондриана, они скорее близки детской непосредственности полотен Клее. Картины Кандинского напоминают чем-то зафиксированные в красках фотографические эффекты света.
В 1914 году Кандинский вернулся в Россию, он был одним из организаторов Музея живописной культуры в Петрограде и Инхука в Москве. С конца 1921 года жил в Германии. В начале 20-х годов Кандинский увлекался так называемым геометрическим абстракционизмом (в противовес живописному абстракционизму предыдущего периода). В 1933 году с приходом в Германию фашизма Кандинский эмигрировал во Францию, где и жил до конца своих дней. Поздние работы Кандинского как бы совмещают принципы живописного и геометрического абстракционизма.

Третий основоположник абстрактной живописи - Казимир Малевич (1878-1935).Он соединил импрессионизм Кандинского и сезаннистский геометрический абстракционизм Мондриана в изобретенном им супрематизме (от французского supreme - высший). Ученик Киевской художественной школы, затем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Малевич прошел через увлечение импрессионизмом, затем кубизмом, в 10-е годы испытал влияние футуристов Карра и Боччони. С 1913 года он создал свою собственную систему абстрактной живописи, выставив на обозрение публики картину Черный квадрат , простой черный квадрат, написанный на белом фоне, и назвав эту систему динамический супрематизм . В своих теоретических работах он говорит о том, что в супрематизме о живописи не может быть и речи, живопись давно изжита и сам художник - предрассудок прошлого . В 20-е годы Малевич небезуспешно пытается в своих планитах и архитектонах применить супрематизм к архитектуре. В начале 30-х годов он возвращается к фигуративной живописи в реалистических традициях, причем советской тематики ( Девушка с красным древком ). Черный квадрат Малевича вошел в историю как наивысшее выражение крайностей модернистского искусства.

Особое направление в абстракционизме - лучизм - возглавляли Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. По Ларионову, все предметы видятся как сумма лучей. Задача художника - поиск пересечения сходящихся в определенных точках лучей, т.е. красочных линий, их в живописи представляющих. Абстракционизм в скульптуре выразился меньше, чем в живописи. Это понятно, потому что абстракционизм подрывает самое основу пластики. Здесь наблюдаются две тенденции: так называемое объемное направление (интерес к соотношению отвлеченных объемов - К.Бранкуз, Г.Арп) и новое пространство (решение новых пространственных отношений - Н.Габо, А.Певзнер).

С приходом к власти фашистов центры абстракционизма перемещаются в Америку. В 1937 году в Нью-Йорке создается музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гугенхейма, в 1939 году – Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Во время Второй Мировой войны и после ее окончания в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира.
В послевоенный период новая волна абстракционизма была поддержана огромным размахом рекламы, организованным успехом. В произведения абстрактной живописи вкладывают капитал. Звездой американского абстракционизма послевоенного периода считается Джексон Поллок (1912-1956). Поллок ввел термин дриппинг - разбрызгивание красок на холст без применения кисти. Это называется также в Америке абстрактным экспрессионизмом, во Франции – ташизмом (от слова tache - пятно),в Англии - живописью действия, в Италии - ядерной живописью (pittura nucleare).

Во Франции в первой половине 40-х годов наблюдается некоторое затишье в сфере абстрактного искусства. Это было вызвано усилением позиций реалистического искусства после войны, после движения Народного фронта и Сопротивления. С конца 40-х годов абстракционисты вновь объединяются в Salon des realites nouvelles и издают специальный журнал Aujourd' hui art et architecture . Его теоретики - Леон Деган и Мишель Сейфор. В 50-е годы во Франции увлечение абстракционизмом повсеместно. Соперником американца Поллока выступает Жорж Матье, сопровождающий свои сеансы творчества в присутствии публики маскарадными переодеваниями и музыкой и называющий свои огромные творения вполне сюжетно (например, Битва при Бувине ),что не делает их, однако, менее абстрактными. Как писал теоретик абстракционизма Л.Вентули, ...искусство называется абстрактным тогда, когда оно абстрагируется не от личности художника, но от предметов внешнего мира... .

Абстракционизм можно любить и не любить, можно найти немало как сторонников, так и противников этого, как, впрочем, и любого другого вида искусства. Но любое искусство имеет право на существование, и его нельзя ни запрещать, ни очернять, ни скрывать.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Церковь Святого Креста (Рига)

News image

Кирха в Мельниково

News image

Ленком

News image

Дом Горелика

News image

Дворец Гуэля

News image

Дом Кроля

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Модерн в изобразительном искусстве

News image

В течение 80-х годов в живописи господствовал критический  реализм, формировался  ранний импрессионизм Серова, Коровина и Левита...

Художники символизма, футуризма, фовизма

News image

Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний,...

Модерн в архитектуре:

Югендстиль. Архитектурные стили

News image

Создатели модерна, с одной стороны, стремились к рациональным конструкциям, применяя железобетон, стекло, облицовочную керамику ...

Модерн

News image

В большинстве случаев современный стиль модерн находит свое применение в архитектуре загородных домов. Именно здесь, за забором,...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Конструктивизм в дизайне и фотографии

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви дение было бы однобоким и даже к...

News image

Лучизм

Районизм (Лучизм) — это абстрактное искусство, направление в живописи в русском искусстве 1910-х г.г., основанное на вмещении св...

News image

Оп-арт

Оп-арт – направление модернизма, появившееся в 60 – 70-е годы XX века и развивавшееся параллельно с поп-артом. Оп-арт – аббревиа...

Сюрреализм:
News image

Выводы Фрейда

Теоретические выводы Фрейда, касающиеся искусства, его трактовка художественной деятельности стали исходным пунктом эстетических...

News image

Логика

Особую озабоченность вызывает у сюрреалистов обязательное наличие в творческом процессе невольного логического контроля. Сюрреал...

News image

Фантазия

Сюрреалисты не признают намеренности установок своего творческого процесса. Они настаивают на том, что в неконтролируемых логико...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image