Фантастические образы
О модерне - Сюрреализм как направление модерна |
По мысли молодого П. Элюара, можно дойти до такой степени уничтожения различия между реальностью и воображением, что «все сравнимо со всем, все имеет свое эхо, свое основание, свое подобие, свою противоположность, свое становление повсюду» . Сюрреалистическое искусство и является таким фантастическим универсумом: в нем воспроизведены самые неправдоподобные события; закономерности реального мира и законы искусства нарушены. Для сюрреалистов подобные фантасмагории являются проявлениями собственно сверхреальной области. Сами сюрреалисты полагают, что они в своих произведениях ни в коей мере не отражают реальный мир, по, напротив, через искажение его внутренних и внешних связей, отношений можно отразить мир сверхреальный.
Поэтому все высказывания сюрреалистов о проявлении мечты и фантазии, о редком умении человека видеть в привычной повседневности новые грани бытия следует соотносить с их резким противопоставлением действительности и сверхреальности. По этой причине и сюрреалистическая фантазия в корне отлична от фантастического искусства предшественников. Какими бы необык-новенными и загадочными ни были произведения прошлых времен, они тем не менее всегда подчинены внутренней логике, замыслу автора, решая при этом определенные проблемы реальной жизни человека. Сюрреалисты сознательно порывают с такими принципами художественного творчества. Важнейшей целью сюрреалистической фантазии становится намеренное разрушение смысла и содержания в искусстве. Не имея никакой рациональной основы, фантастические образы в искусстве сюрреализма вымучены и непонятны