Сюрреализм как направление модерна
Противоречия
Персоналистская концепция художественного творчества, как и философско-эстетическое учение в целом, весьма противоречива. В ней соседствуют реалистический подход и выводы в откровенном религиозно-идеалистическом духе, что является следствием мировоззренческой позиции представителей персонализма, задавшихся целью осмыслить с позиций христианства основные идеи современной философии как материалистического, так и идеалистического направления. На это накладывается еще и непоследовательность социально-политических устремлений французских персоналистов, «христианских критиков» капитализма. Выступая за «целостную» личность, которая свободно реализует себя в социальном мире, персоналисты должны были бы либо представить социальный мир обеспечивающим свободное самопроявление личности, либо прийти к такой концепции деятельности, которая рассматривала бы личность свободно действующей в любых социальных условиях, и, в первую очередь, в социально-экономических условиях буржуазного общества Добавить комментарий
Проблема личности
Проблемой коммуникации личностей, которая выступает как «взаимопроникновение сознаний», как «онтологическая коммуникация индивидуальностей», французский персонализм в определенном смысле «обогащает» фено-менологическо-экзистенциальное решение проблемы человека. Известно, что феноменология Гуссерля как «трансцендентальное видение мира» включала в себя проблему «другого», трактуя его как «возможность чуждого наблюдателя» 50а; в экзистенциализме эта «чуждость» воспринимается буквально, и проблема «другого» получает крайне пессимистическое решение. Э. Мунье справедливо определял экзистенциализм как философию «тревоги и одиночества», где коммуникация «блокирована потребностью обладать и подчиняться» Проблема
Так во французском персонализме осуществляется переход философского сознания на религиозно-идеалистические художественные позиции, переход, который весьма логичен для современного идеалистического антропологизма. Ответить на эти вопросы можно, исследовав одну из важных проблем сюрреализма — проблему обоснования и объяснения художественного творчества. Это не только позволит понять, отчего сюрреалисты долгое время удерживали интерес европейской публики и влияли на творчество многих художников, но и вскрыть причину губительности идейно-теоретических принципов сюрреализма для подлинного искусства и для общества. Сюрреалистическая теория художественного творчества теснейшим образом связана с философско-эстетической концепцией сюрреализма; поэтому прежде, чем перейти к проблемам творчества, коротко остановимся на общетеоретических предпосылках Приемы
Наиболее известный и распространенный прием по воплощению бессознательного носит название «автоматизм». Этим термином до этого пользовались психологи. У них он означает психические неосознанные явления (образы, действия). Предмет интереса
Предмет интереса — то, что скрыто за видимой оболочкой обыденного, определенного, повторяющегося. В свор время Ф. Ницше писал о том, что при наличии у человека тонкого аппарата зрения он увидел бы, как постоянно распадаются все предметы. Однако сюрреалисты особо не останавливаются на этой мысли, хотя они всегда помнят об ограниченности человеческих ощущений |