Эдвард Мунк
О модерне - Художники модернисты |
Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописец, гравер.
Эдвард Мунк родился в 1863 году в Осло. Художественное образование получил в Королевской школе рисования, затем в Парижской художественной школе Л.Бонна. В молодости сильно увлекся творчеством импрессионистов, но к началу 1890-х годов обрел свой индивидуальный стиль самовыражения.
Э.Мунк много путешествовал по городам Франции, Германии, Скандинавии. Еще до поступления в Парижскую школу живописи художник познакомился с учениями Шопенгауэра, Ницше, Киркегора – философов, которые владели умами самой передовой интеллигенции в конце 19 столетия. Эти учения и личные трагичные переживания наложили отпечаток на раннее творчество Э.Мунка («Больной ребенок», 1885-1886; «Весна»,1889).
Размышления о смысле жизни, бренности человеческого существования привели мастера к написанию цикла «Фриз жизни». По словам живописца, он являл собой «поэму о жизни, любви и смерти». Продолжением этой темы стал другой цикл композиций – «Танец жизни»(1889-1890). Именно здесь раскрылась незаурядная способность Мунка в передаче психологического состояния персонажа. Для этого он разработал свои особенные приемы: резкие концентрические линии, отходящие от фигуры, контраст насыщенных цветов на общей сумрачной тональности картины, гибкие мазки, создающие единый ритм. («Ревность», 1895; «Дикий красный виноград», 1898-1900).
На следующем этапе творчества Мунк создал цикл панно для актового зала университета в Осло в 1909 – 1911 годах. Здесь изображены аллегорические фигуры на фоне величественного причудливого пейзажа, показывающее неразрывную связь истории с силами природы, такова композиция «История». Энергия любви передана художником в панно «Химия», «Сбор урожая», «Источник», «Новое сияние».
В 1913-1916 годах Мунк работает в стиле немецкого экспрессионизма, показывая простых людей, их отчаяние и безнадежность будущего («Рабочие возвращаются домой», 1913-1915; «Человек на капустном поле», 1916).
В своих поздних произведениях Мунк возвращается к основной своей теме – «жизнь, любовь, смерть», используя символические персонажи («Звездная ночь», 1923-1924).
Кроме живописи, Мунк увлеченно работает в технике печатной графики, занимается литературной деятельностью, сценографией.