Сюрреализм как направление модерна
Речевой монолог
Приведем отрывок из автоматического «речевого монолога», созданный сюрреалистом Р. Кено: «Пушки снега бомбардируют долины постоянного краха. Отжившие трупы, периметры неба не являются более пристанищами для любви, и чума с серебрянной улыбкой окружает окна металлическим обручем. Металлы в расплавленном состоянии пролиты на папки с бумагами Добавить комментарий
Революция
Сюрреалистическая революция не имеет ничего общего с революцией социальной. Под революцией сюрреалисты подразумевают только бунт, который, в свою очередь, их интересует в плане психического переживания. Причем речь идет об односторонних психических состояниях, которые связаны лишь с восстановлением комплексов психоанализа: бунт как разрушающая сила, как акт жестокости, как проявление ярости человека. Подобное поведение не теряет своего социального характера, не может не иметь социального значения и оценки Реальный мир
Реальный мир и повседневная человеческая практика бесконечно далеки от мистической сверхреальности. Именпо в них сюрреалисты видят причину порабощения человека, источник его заблуждений. Их критика, направленная против западного общества, с самого начала движения была резкой и громкой. Эксплуатация человека человеком, всестороннее отчуждение личности в капиталистическом обществе, враждебность человеку западной технической цивилизации — все эти социальные проблемы постоянно обсуждаются в сюрреалистических манифестах, декларациях и заявлениях Реальность
Созпательпо вызывается не только сонное, но вообще расслабленно-пассивное, «предсонное» состояние, в котором художник-сюрреалист стремится отрешиться от настоящего момспта и повседневных забот: оп ожидает откровений от своего бессознательного. И. Эренбург пишет о молодом Р. Десносе, который мог в любую минуту впадать в гипнотический трапе: «В шумном кафе он вдруг закрывал глаза и начинал вещать — кто-нибудь из товарищей записывал» Рациональное мышление
Рациональному мышлению в концепции сюрреализма противопоставляется «бессознательное», как оно трактуется у Фрейда (современный человек, подавленный «утилитарной цивилизацией», оказывается антитезой человека, «какой он есть», «очищенного» от контроля разума, воспитания, моральных норм). Следует отметить, что в этом обращении к фрейдовской модели человека, а также в своем стремлении де-социологизироваться, сюрреалисты типичны для западного сознания XX в. В западной философии новейшего времени постоянно разрабатывались проблемы жизни, существования, конкретного человека; в их решении Западные идеологи и сейчас надеются найти выход из того тупика отчуждения, в который завело человека развитие капиталистического общества. Сюрреалисты в этом отношении — самый характерный пример бесплодного критиканства и утопических решений |