Труд человека
О модерне - Сюрреализм как направление модерна |
Труд, согласно М. Недонселю, является первым собственно человеческим актом, «именно в труде проявляется и обнаруживается человек» . Достоинство труда, по мысли персоналиста, заключается в том, что благодаря ему человеческое воплощается в природе, природа получает человеческую отметку. Однако труд несет в себе весьма серьезную опасность: «Взятый сам по себе труд является инструментом отчуждения», если «повторение чудовищно развивается в противовес творчеству» 61; труд «десакрализует» природу, он лишает горы и равнины всякого таинства, он лишает их поэзии» .
В противоположность труду как «заранее предустановленному» действованию, М. Недонсель говорит о человеческой активности, в которой человек выступает свободным целеполагающим субъектом. Такой деятельностью в концепции М. Недонселя выступает художественное творчество.
Искусство, как и труд, считает М. Недонсель, есть способ преобразования реальности. Однако если в процессе труда преобразуется частный объект, конкретный предмет, то в акте художественного творчества художник «всегда по ту сторону повседневной жизни», он стремится «соединиться с идеальной сущностью всех вещей» . «Произведение искусства,— пишет М. Недонсель,— несводимо к какому бы то ни было частному объекту, оно парит в божественной атмосфере». В отличие от труда, цель которого, согласно персоналисту, состоит либо в обработке объекта в соответствии с заданной моделью, либо в обработке ради самой обработки, цель искусства имеет моральный и эстетический характер. Под моральностью здесь понимается выполнение человеком своего предназначения, которое, как считает М. Недонсель, заключается в том, чтобы сохранить свой стиль и свое призвание; эстетическая цель требует перевоссоздания природы, создания произведений искусства — монументов, симфоний, картин.
Читайте: |
---|