Жизнестойкость сюрреалистических идей
О модерне - Сюрреализм как направление модерна |
С тех пор, как в 1924 г. в Париже был опубликован «Первый манифест» сюрреализма, в котором сказано о рождении нового движения, прошло много лет. До сего дня в художественной практике Запада сюрреализм играет весьма значительную роль. Сюрреализм пустил глубокие корни в европейском искусстве: он утвердился в живописи, оказал определенное влияние на кинематограф и театральное искусство, литературу и поэзию. И, хотя в настоящее время уже никто, даже самые пылкие сторонники, не решаются говорить о расцвете сюрреализма, это направление западного искусства продолжает сохранять привлекательность для некоторой части художественной интеллигенции.
В свое время зачинатели движения объявили, что обладают секретом творческого вдохновения, что в их власти пробудить у любого, самого заурядного человека глубоко запрятанный поэтический дар, научить его не только воспринимать искусство, но и создавать художественные произведения. В философско-эстетической теории сюрреализма, в самом деле, много внимания уделяется выявлению и закреплению того, что сюрреалисты называют творческим состоянием. Не подобные ли тщательно разработанные рецепты творчества привлекают некоторых художников к сюрреализму?
В то же время знакомство с историей сюрреализма убеждает, что несмотря на сравнительную длительность существования и серьезную разработку проблем творчества, для этого движения характерны организационный разброд и частые идейно-художественные кризисы.
Чем в этом случае объяснить тот факт, что состав участников сюрреалистического движения постоянно и интенсивно обновляется? Почему многие ставшие известными и признанными европейской публикой художники все-таки открыто порывали с сюрреализмом или со временем отдалялись от него? Известно, что происходили даже коллективные уходы.
Читайте: |
---|