Сюрреализм как направление модерна
Идея двух миров
Идея двух миров была определяющей также для символистской эстетики и искусства. Но как в романтизме, так и в символизме нездешняя, высшая реальность, спрятанная за повседневной жизнью, имела смысл и значение только в связи с утверждением определенного рационально-этического идеала, а сам этот идеал был полностью реального, человеческого происхождения. Поэтому романтико-символистский нездешний мир — это, по существу, жизненный общественный идеал, и вне этой связи скрытую действительность у романтиков и символистов рассматривать нет смысла. Позиция же сюрреалистов в этом вопросе оборачивается принципиально иным решением, что резко их обо-собливает от предшественников, несмотря на общий подход к действительности Добавить комментарий
Идеологи
Идеологи сюрреализма подчеркивают, что их фантазии нельзя смешивать с фантазией романтиков или символистов. Романтическое и символистское искуст! ство, по их мнению, более, чем сюрреалистическое, ос новано на размышлении, на рефлексии, а поэтому оно более «искусственно». Сюрреалистическая фантазия пре-; тендует на выражение самой сути жизни, на свободное «извержение» чистого вдохновения. Идеи
Сюрреалисты усвоили идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, В. Дильтея, А. Бергсона, которые были распространены среди художников, писателей, поэтов, теоретиков искусства. Загадочность
Сюрреалистическая загадочпость оборачивается головоломкой. За способностью фантазировать в сюрреализме закреплена одна нагрузка: не позволять закономерностям объективного мира и понятийного мышления проникать в процесс художественного творчества, что, по существу, превратило эту способность в особый волевой контроль, но контроль не за степенью последовательности, осмысленности и упорядоченности, чего так опасаются сюрреалисты, а за степенью иррациональности и алогизма. Перед нами все та же ущербность творческого метода сюрреализма: объявляя беспрепятственное проявление бессознательного своим методологическим принципом, сюрреалисты пе могут не пользоваться сознательными приемами, которые приходят в неразрешимое противоречие с самим принципом. Рассмотрим подробнее механизм воплощения сюрреалистического материала в художественное произведение Гоген
Характеризуя творчество Гогена, его привязанность к пейзажам и обитателям острова Таити, М. Недонсель пишет: «Восприятия или воспоминания, из которых он (Гоген.— И. В.) исходил, ему были необходимы, но он не придерживался их. |