Трансцеденция
О модерне - Сюрреализм как направление модерна |
Трансценденция и искусство идентичны по своему пафосу: как трансценденции, так и искусству свойственно развенчивать привычные точки зрения, бросать на привычные объекты луч божественного света; и искусство, и трансценденция приближают нас к тому, «что мысли и чувства не схватывают непосредственно», стремятся «ввести нас в страну ада и сверхчеловеческого».
Таким образом, искусство в трактовке Э. Мунье превращается в способ выражения божественной сущности.
М. Недонсель: взаимопроникновение сознаний
Как уже отмечалось, проблемы эстетики не были предметом специального исследования Э. Мунье. Однако «набросок» эстетики, который дал основатель французского персонализма, выявляет линии, по которым шла разработка эстетических проблем его последователями, и прежде всего М. Недонселем, который придерживается основного направления в исследовании, а именно: осмыслепие эстетики и ее проблем как дисциплины сугубо философской, имеющей значение только в ее отношении к проблемам личностного существования.
Философские искания М. Недонселя посвящены главным образом проблеме коммуникации личностей, которую он исследует, опираясь па искусство. Искусство в этом анализе вовсе не является «подручным» средством или иллюстрацией теоретических положений; художественному творчеству М. Недонсель отводит роль специфически человеческого действования, обеспечивающего «подлинные» человеческие связи.
Читайте: |
---|