Крейг Мозер: опыт «брутального абстракционизма»
О модерне - Абстракционизм как направление модерна |
Крэйг Мозер (Kraig Moser) – современный американский художник; живёт в Техасе. Не принадлежит к элите американского абстракционизма, что, впрочем, не мешает ему быть хорошим художником. В случае с Мозером возникает та же ситуация, что и с Марком Йервудом: и Мосер, и Йервуд – «сетевые художники», т.е. художники, работающие для определённой коммуникативной сети. В границах этой сети они и известны.
Истоки абстракционистского стиля Крэйга Мозера связаны с фигуративной живописью экспрессионистского типа; экспрессионизм вплотную приблизился к идеям абстракционизма, но окончательно порвать с идеей формы всё же не решился. Мозер эту грань, отделяющую фигуративную живопись от абстракции переходит; впрочем, дистанция, отделяющая живопись Мозера от фигуративной живописи в каждом конкретном случае различна. Pride – в большей степени дистанцирован от фигуративной живописи, Arrangement – в чуть меньшей.
Наиболее типичная манера Мозера предполагает создание такого типа эстетического объекта, который утратил всякий вещественный облик, но, при этом, напоминает о своём происхождении, связанном как раз с миром вещей и чётких форм. Кажется, что на картинах Мозера объектность застывает в некоем промежуточном topos’е – «между» чистой абстракцией и вещью. Перед нами – та абстракция, которая постоянно напоминает: мир вещей – реален, или – по крайней мере – когда-то мир вещей был реальным.
Эта «промежуточность», это устойчивое «между» порождает и специфическую технику – набор конкретных приёмов, которым пользуется Крэйг Мозер при написании своих полотен: стилистика «пятна» и стилистика «линии» у него постоянно переходят друг в друга. – Untitled (4) предъявляет в первую очередь графичность линии, но стоит присмотреться к этой картине чуть больше – и чёткость линии «плывёт», норовит превратиться в пятно: линия здесь обладает нарочитой неровностью, и это подрывает идею «правильной геометрии» в своей основе. Неровность линий у Мозера, нарочито демонстрируя свою приверженность «геометризму», в то же время – «антигеометрична»: в пространстве геометрии и геометрической (формальной) логики линия не может быть неровной – по определению.
Читайте: |
---|