Сюрреализм как направление модерна
Поэзия
В целом для сюрреалистической поэзии, изображающей отношения между мужчипой и женщиной, характерно отсутствие чувства прекрасного, понимания меры и такта. В других видах сюрреалистического искусства тема любви сводится к своего рода «воплощению» эротизма. Это неудивительно, так как сюрреалистическое понимание любви исчерпывается психоаналитическим тер-мином «либидо». Усложнение любовпого переживания в понимании сюрреалистов происходит лишь за счет его соединения с каким-либо другим бесконтрольным состоянием, так как все указанные состояния переплетены и связаны между собой: опьянение усиливает сексуальное влечение; любовь может вызвать психическое безумие; безумие реализуется в мятежном, разрушительном поведении и т Добавить комментарий
Понимание
Сюрреалистическое понимание художественного творчества обнаруживает при этом еще один порок. Возводя в ранг «творческих» состояния бунта и безумия, сексуального влечения и опьянения, галлюцинации и сна, сюрреалисты ждут пробуждения в человеке совершенно определенных сил, которые можно было бы назвать разрушительно-пессимистическими. Поэтому и любовное переживание понимается сюрреалистами не как доброе, гуманное, созидательпое чувство, но как агрессивное со-стояние. То же самое можно сказать и о других переживаниях: сюрреалистический мятеж — это всегда слепое насилие и агрессия; сновидения безобразны, гнетущи и тягостны; безумие буйно и губительно Положение искусства
В то же время искусство занимает в современном капиталистическом обществе относительно самостоятельное и обособленное положение. В условиях отделения «умственного» труда от физического искусство выделяется в особую, привилегированную сферу духовной деятельности. Только в искусстве находит личпость творческое удовлетворение, самовыражение по законам красоты. Иногда талант художника делает его в каком-то смысле независимым — экономически, а порой и идеологически — от господствующих в обществе сил Персонализм
И, наконец, еще один момент, питающий персоналистское понимание художественного творчества. Во французском персонализме сделана попытка исследовать внутренне-личностную сферу человеческого опыта. Французские персоналисты стремятся найти нечто более высокое в человеке, чем его утилитарно-практическое самоосуществление, что-то правомерное само по себе, безотносительное к конкретным формам его существования, которые в современном капиталистическом мире чаще всего ока-зываются навязанными извне, жестко детерминированными. Таким собственно человеческим миром для персоналистов является духовный опыт личности, в котором отдельный человек выступает как целеполагающий, законодательный субъект Онтология
Для сюрреалистической теории как раз характерно использование разных точек зрения, попытка объединить 2 При этом мы имеем в виду не формальные исключения или невозможность принимать непосредствеппое участие в движении, а также пе личную неприязнь или ссоры. Например, в свое время из сюрреалистической группы был исключен художник С. Дали, однако творчество этого художника по-прежнему развивалось в рамках сюрреализма. Поэтому в данном случае нас не интересует формальная причастность или пе-нричастпость к сюрреализму |