Лидваль, Фёдор Иванович
О модерне - Русские архитекторы модернисты |
Фёдор Иванович Лидваль (Иоганн Фридрих Ли дваль, швед. Johann-Friedrich Lidval; 1870—1945) — российский и шведский архитектор шведского подданства и происхождения.
Биография
Фёдор Лидваль родился в Петербурге 1 (13) июня 1870 года в семье обрусевших шведов.
В 1882 году окончил начальную школу при шведской церкви св. Екатерины, а затем Второе Петербургское реальное училище в 1888 году. Два года занимался в Училище технического рисования барона Штиглица.
В 1890—1896 годах Фёдор Иванович Лидваль был студентом архитектурного отделения в петербургской Академии художеств, где с 1894 по 1896 год учился в мастерской выдающегося архитектора Л. Н. Бенуа. Окончил Академию художеств в 1896 году со званием: художник-архитектор.
С 1909 года — академик архитектуры, член Императорской Академии художеств.
В 1918, разорённый революцией, вынужден был уехать к родственникам в Стокгольм в Швецию, но самый плодотворный период его творчества связан с Санкт-Петербургом.
Построил ряд зданий в Стокгольме.
Умер в бедности и безызвестности в 1945 году, похоронен в Стокгольме на Юрсхольмском кладбище.
Творчество
Работы Лидваля стали играть значительную роль в архитектуре Санкт-Петербурга в 1900-е годы. В начале своего творчества он был типичным последователем господствовавшего в то время стиля «модерн». Доходный дом, известный также как «Дом Лидваля», построенный архитектором по заказу матери, Иды-Амалии Лидваль, на Каменноостровском проспекте, 1-3 (1899—1904), одна из ранних его работ, обычно приводится в пример как образец жилого дома в этом стиле: «готические» окна, различная по фактуре и цвету отделка, обилие декоративных элементов. В этом доме жил и сам архитектор до своей вынужденной эмиграции в 1918 году.
В здании Азовско-Донского банка (1907—1913) на Большой Морской, 3-5, уже видна свойственная Лидвалю сдержанность, использование элементов классицизма (центр здания решён как портик с колоннами). Лидваль строил здания Азовско-Донского банка также и в других городах (Москва, Астрахань, Киев, Харьков).
Начало 1910-х было временем наибольшего творческого расцвета архитектора. В эти годы он создаёт дом Нобеля на Лесном проспекте, гостиницу «Астория» на Исаакиевской площади и Толстовский дом на Троицкой улице (ныне ул. Рубинштейна, дом 15-17), другим фасадом выходящий на набережную Фонтанки (наб. Фонтанки, дом 54).
Постройки
В Санкт-Петербурге — Петрограде
В других городах Российской империи
Здание Азовско-Донского банка в Астрахани (1910 г.) — одно из крупнейших общественных зданий Астрахани того времени, в оформлении которого сочетаются рациональный модерн и неоклассика. Здание Русского для внешней торговли банка в Киеве (1915 г.) является украшением Крещатика. Здание Азовско-Донского банка на Николаевской площади в Харькове (начало 1910-х гг.).
Читайте: |
---|