Главная - Модерн в архитектуре - Модерн в архитектуре дальневосточных городов

Новые заметки:




Модерн в архитектуре дальневосточных городов

Модерн в искусстве - Модерн в архитектуре

модерн в архитектуре дальневосточных городов

Исследование показало, что в дальневосточные города модерн был привнесен из Маньчжурии, где он внедрялся архитекторами Санкт-Петербурга, разрабатывавшими проекты различных зданий и комплексов для новых поселений вдоль КВЖД. Используя при разработке проектов лучшие достижения российской и европейской архитектурно-строительной практики, зодчие, возводившие новые города вдоль КВЖД, стремились придать модерну роль программного стиля, что не могло не оказать влияния и на архитектуру городов российского Дальнего Востока. Так, например исследованием выявлено, что типы особняков, построенных в г. Харбине в 1899-1901 гг., спустя 8-10 лет нашли воплощение в архитектуре г. Свободного Амурской области, когда строилась на этом участке Амурская железная дорога. Таким образом, можно считать доказанным, что в архитектуру Дальнего Востока модерн проник практически одновременно с его появлением на территории европейской России, вопреки тому, что развитие самого региона началось в середине XIX в.

2. Выявлено, что дальневосточная архитектура стиля модерн обладает рядом особенностей, связанных с общим ходом развития дальневосточной окраины на рубеже XIX - XX вв.

Первая особенность связана с субъективным фактором распространения модерна на Дальнем Востоке и заключается в сходстве дальневосточной архитектуры стиля модерн с архитектурой «северного модерна». Поиски нового стиля в архитектурной среде Санкт-Петербурга одновременно отразились на периферийных проектах зодчих, в число которых входила разработка зданий для поселений ВКЖД. Помимо этого современные архитектурные принципы были привнесены молодыми специалистами - выпускниками высших и средних специальных учебных заведений северной столицы, направленными на строительство новых дальневосточных городов.

Вторая особенность выразилась в некоторой самобытности дальневосточного модерна, связанной с привнесением элементов азиатской культурной традиции. Она возникла самопроизвольно в связи с территориальным фактором развития модерна в дальневосточной архитектуре. Многонациональный состав населения накладывал отпечаток на стилистические особенности архитектуры, в результате чего иногда возникало вкрапление элементов восточной культуры в архитектуру дальневосточного модерна.

3. В дальневосточной архитектуре модерн, хотя и получил значительное распространение, отразившись на застройке рассматриваемых городов, но в большей степени, новый стиль проявился в оформлении фасадов зданий и не всегда касался их конструкции. Формальное отношение к модерну приводило к тому, что в дальневосточной архитектуре он часто носил выраженный фасадный характер. Данный фактор способствовал и тому, что модерн на Дальнем Востоке часто представал в смешении с другими стилистическими направлениями, в частности с ретроспективизмом. Параллельное развитие в региональной архитектуре модерна и ретроспективизма, резко противопоставлявшихся друг другу в столичной архитектуре, привело к их органичному смешению в строительной практике дальневосточных городов.

4. На региональном уровне выявлены свои типологические особенности архитектуры модерна: в городах Дальнего Востока модерн превалирует в архитектуре торговых зданий (магазины, универмаги) и доходных домов. Среди общественных зданий более чётко модерн проступил в архитектуре административных сооружений и учебных зданий. В наименьшем количестве данный стиль затронул архитектуру частных особняков и промышленных сооружений.

В рассматриваемых городах коммерческая архитектура являлась основным проводником современных архитектурных течений. Таким образом, наибольшую роль в распространении модерна сыграл в основном заказчик передовые, наиболее активные слои населения - предприниматели, купцы, промышленники.

Исследованием выявлено достаточно обширное наследие дальневосточной архитектуры в стиле модерн, который занимал одно из лидирующих мест в архитектурном фасаде городов Дальнего Востока. С самого начала становления дальневосточной архитектуры модерну в ней отводилась особая роль. Появление доходных, торговых и других построек в модерне оказало влияние на формирование среды центральных улиц дальневосточных городов. Эти сооружения выполняли миссию олицетворения культурно-экономического прогресса и являлись зрительным воплощением новейших течений зодчества. Экспансия модерна на Дальнем Востоке была оправдана зафиксировавшейся в сознании людей параллелью «модерн - современность». Заполняя, хотя бы частично, фасады зданий, модерн создавал подчёркнуто современную архитектурную среду новых дальневосточных городов, составляя основу их своеобразия.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дом Амалье

News image

Дворец Гуэля

News image

Храм Преображения Господня (Тверь)

News image

Дача Гаусвальд

News image

Киевские дома в стиле модерн

News image

Особняк Котлова

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Изобразительное искусство XX века

News image

Утрату ценностных ориентиров, характерную для культуры XX столетия, легче всего проследить в изобразительных искусствах. Искусст...

Модернизм в изобразительном искусстве как продолжение импрессионизма

News image

Наиболее яркими его направлениями являются: кубизм, экспрессионизм, дадаизм, абстракционизм, футуризм, сюрреализм. Они не похожи...

Модерн в архитектуре:

Сад символов

News image

Уплотненное сплетение мотивов и стихий в декоре модерна, их ассоциативная концентрация часто создает ощущение цельного образ...

Модерн - современная архитектура 1920—1950

News image

Частично иллюзорный, частично реальный, частично элитный и частично социалистический, модерн, что в переводе — «современное напр...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Конструктивизм в архитектуре

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весн...

News image

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники ...

News image

Стиль арт-нуво в интерьере

Французское слово L’Art Nouveau, которым обозначен новый стиль в интерьере, в переводе на русский означает «новое искусство»....

Сюрреализм:
News image

Идея двух миров

Идея двух миров была определяющей также для символистской эстетики и искусства. Но как в романтизме, так и в символизме нездешня...

News image

Особенности восприятия сюрреализма обществом

Дали, которого не было среди пионеров сюрреализма, с момента его появления в Париже стал одним из тех, чье творчество органичн...

News image

Фантастические образы

По мысли молодого П. Элюара, можно дойти до такой степени уничтожения различия между реальностью и воображением, что «все сравни...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image