Главная - Модерн в архитектуре - Модерн - современная архитектура 1920—1950

Новые заметки:



Модерн - современная архитектура 1920—1950

Модерн в искусстве - Модерн в архитектуре

модерн - современная архитектура 1920—1950

Частично иллюзорный, частично реальный, частично элитный и частично социалистический, модерн, что в переводе — «современное направление», был сознательным стилем, который отказывался признавать, что он является стилем. Он был создан архитекторами и теоретиками, которые хотели порвать с прошлым и выражать дух эпохи машин, а также использовать прошлое для поддержки своей революции. Благодаря своему стремлению изменить отношение общества к проектированию, указывая общественности, что хорошо для нее, это направление было популярно не повсюду; большинство домов, построенных в стиле модерн в Британии и Соединенных Штатах до 1950 г., обычно было жильем, спроектированным архитектором, и лишь немногие застройщики были готовы рискнуть коммерческим строительством, строя в некоммерческом стиле. После 1950 г. появилась более популярная форма модерна — «современная архитектура», хотя архитекторы продолжали строить экспериментальные дома, предназначавшиеся для дальнейшего развития веры модернизма в постоянные перемены.

В начале 1900-х гг. ведущие немецкие и австрийские проектировщики возражали против чрезмерного и неконтролируемого украшательства в стиле Арт-нуво и заложили основы архитектуры, опирающейся на пространство, пропорции и гладкие поверхности. Австрийский архитектор Адольф Лоос (1870-1933) провел три года в Соединенных Штатах с 1893 г. до 1896 г. и изучал здания Луиса Сал-ливана (1856-1924) в Чикаго, которые сочетали четкую структуру с оригинальным неисторическим декором. Эссе Лооса «Декор и преступление» (1908 г.) отрицало использование декора, считая его выродившимся. После 1900 г. ученик Салливана Франк Ллойд Райт (1867-1959) проектировал здания, которые постепенно отказывались от декора и зависели от пространства и чистой архитектурной формы. Первоначально они пользовались большим влиянием в Европе, чем в Соединенных Штатах, и демонстрация ими новой выразительной мощи пространства и формы производила глубокое впечатление на архитекторов, например, Вальтера Гропиуса (1883-1969) и Людвига Мис Ван дер Роэ (1886-1969.). Они оба развили и определили доктрину «современной архитектуры» в 1920-х гг.

В архитектуре 1920-х гг. модернизм стал средством продвижения многих идей, связанных с искусством и обществом, от мистических до материалистических. Ряд направлений, например, голландский Де Стижл и парижский пуризм, во главе которого стоял Ле Корбюзье (1887-1965), выпустили манифесты и построили небольшое число зданий, почти все жилые дома, демонстрируя революционный характер своих методов. Книга Ле Корбюзье «К архитектуре» (Vers une Architecture) (1924 г., переведенная на англ. яз. в 1927 г.), вкратце изложила его Пять принципов новой архитектуры : «пилоти»1 (дома на опорах), горизонтальные окна, свободный план, свободный фасад и плоские крыши для устройства на них садов. Эти эстетические определения были продемонстрированы на Вайсенхофзидлюнге в Штутгарте, живой выставке жилья, организованной Мисом Ван дер Роэ для немецкого Веркбунда в 1927 г. У всех зданий были белые стены (за исключением нескольких потрясающих зданий, окрашенных в синий цвет, спроектированных голландским архитектором Мартом Стамом) и плоские крыши. Они стали отличительными признаками стиля, независимо от того, использовались ли они как часть радикальной архитектурной программы или как декоративная новинка.

В Англии на эти идеи смотрели с некоторым подозрением, хотя начиная с 1927 г. постепенно появлялись элементы континентального модернизма. В начале 1930-х годов в первом взрыве энтузиазма по отношению к современной архитектуре некоторые английские архитекторы считали делом чести строить дома с тонкими бетонными стенами, чтобы сделать барьер между внутренним пространством и внешним миром настолько тонким, насколько это возможно. От промежуточных пространств, которые играли важную роль в адаптации традиционных сооружений к климату, почти совсем отказались, как от позорной скрытой тайны. Однако скоро выяснилось, что чисто бетонные стены — холодные и грубые, так как они почти не обеспечивали теплоизоляцию. Металлические окна с большими стеклами проводили холод, и стекла покрывались конденсатом.

К концу 1930-х годов дерево, кирпич и камень использовались для строительства далее архитекторами, прежде предпочитавшими бетон. Таким образом, можно было добиться большей близости к региональным стилям различных частей страны, так как «белая архитектура» была непопулярна из-за ее чужеземного вида. Не все белые здания были на самом деле белыми. Популярным цветом был розовый, в то время как иногда кубические формы композиции различались цветом. Недавнее восстановление Хай Кросс Хауса (High Crjss House), Дарлингтон, Девон, спроектированного в 1932 г. швейцарско-американским архитектором Уильямом Лесказом (William Lescaze) для директора прогрессивной школы-интерната, восстановило яркий синий цвет в части экстерьера. К концу 1930-х годов деревянными оконными рамами часто стали заменять металлические, хотя они всегда имели тонкий профиль. Односкатные крыши с нависающим карнизом были скопированы со скандинавских. Эти проекты послужили прототипом для более разнообразных проектов в стиле модернизма послевоенного периода.

Только небольшое число домов в стиле «современной архитектуры» было построено в Англии в 1930-х годах, и только некоторые были большого размера. Новый стиль поддерживали, так как он был полезным для здоровья, гигиеническим и эффективным, предлагая рациональные решения современных проблем. Его также считали более честным, чем любое дублирование предыдущих стилей или добавление декора в стиле Apr Деко2. Эти претензии были, вероятно, преувеличенными, и их решение создавало новые собственные проблемы, когда использовались новые методы и материалы, но проекты создавались под влиянием восхищения эстетическими качествами пространства, цвета и освещения, которые традиционные стили не могли предложить. Хотя больше не требовалась сложная обработка, высокое качество столярных изделий было перенесено с традиционных сооружений, и использовалось мелкозернистое дерево. Для подчеркивания стиля «современной архитектуры» использовали мебель с плавными очертаниями, текстиль и столовую посуду, и особенно популярны были дешевые криволинейные клееные изделия по проектам финского архитектора Алвара Аалто.

Хотя свободный план был целью приверженцев «современной архитектуры», план домов с плоской крышей не был более свободным, чем план домов в более традиционных стилях. Так как большинство этих домов предназначалось для проживания не только владельцев, но и слуг, они предоставляли мало возможности для революции в планировании. Центральное отопление все еще было плохо разработано, и настойчивость приверженцев «современной архитектуры», требующих обеспечения свободных, не загроможденных пространств, заставляла делать трубы отопления и электропроводку скрытыми, и заменить их было почти невозможно, хотя уборка в домах стала намного легче. Более практичным аспектом той же заботы о чистоте и свободном пространстве было увеличение использования встроенной мебели, которая обеспечивала выполнение специфических требований к пространству для конкретных видов деятельности. Некоторые дома оборудовались с такой же тщательностью, как яхты встроенными барами, системами звукозаписи, часами, платяными шкафами и выдвижными ящиками под встроенными кроватями.

Хотя камин больше не играл существенной роли, его по-прежнему сохраняли, создавая композиционный центр гостиной. В некоторых домах и квартирах гостиная была двойной высоты, создавая интересные пространства, заменяющие декор. Крыши и балконы служили местом для принятия солнечных ванн, но ими, по-видимому, пользовались не очень часто. Некоторые обитатели этих домов использовали преимущество больших раздвижных окон для более тесной связи с садом, нежась в солнечных лучах, что тогда считалось очень полезным для здоровья.

Большая часть домов в стиле «современной архитектуры» стояла на собственном участке, не примыкая к другим домам, и находилась в сельской местности. Было построено и несколько заслуживающих внимания примеров городских домов, в которых был пересмотрен и усовершенствован тип георгианского блокированного дома с учетом преимуществ новых конструкций и плоской крыши. В блокированных домах Эрно Гоулдфингера в Уиллоу Роуд, Лондон, бетонная шахта винтовой лестницы становится элементом конструкции и занимает меньше жилой площади. Ванные с окнами верхнего света в плоской крыше позволяют обеспечить хороший вид, открывающейся из спален, в то время как бетонный каркас дает возможность устроить комнаты с перепадом уровня.

В Соединенных Штатах, как и в Англии, «современную архитектуру» сознательно развивали в 1930-х годах, так как почти не было преемственности с ранними работами Франка Ллойда Райта. «Дом над водопадом», Биа Ран, штат Пенсильвания, который Райт спроектировал в 1935 г. для Эдгара Кауфманна, помог возродить моду на грубые естественные материалы. «Юсонианские» дома Райта, строившиеся начиная с 1937 года, были предназначены для дешевого строительства и использовали упрощенный стиль с блокированными объемами и выступающими вперед плоскими крышами. В 1920-х и 30-х годах Рудольф Шиндлер (Rudolph Schindler) и Ричард Нейтра (Richard Neutra), оба из Вены, построили замечательные дома в районе Лос-Анджелеса, используя преимущества теплого климата, уменьшив объем здания и подчеркнув связь внутреннего и наружного пространства. Подчеркивание легкости продолжалось в известной серии домов Социологического исследования (Case Study) после Второй мировой войны.

Технические новшества означали возможность продажи для «современной архитектуры» в 1930-х годах с такими примерами, как Алюминэр Хаус (Aluminaire House) из легкого металла, построенным для выставкив 1931 г; заново построенным на Лонг-Айленде, сейчас он находится в процессе восстановления как экспонат музея. Этот прототип никогда позже не был развит, а известный шестиугольный Димакси-он Хаус (Dymaxion House) Букминстера Фуллера (Buckminster Fuller), спроектированный в 1929 г., который должен был быть подвешен на тросах с мачты, никогда не был построен. Большинство американских домов 1930-х годов, относящихся к стилю «современной архитектуры», строились в европейской рациональной манере с плоскими крышами, но они были больших размеров и лучше оборудованы. Среди самых современных особенностей дома графа Бутлера (Earl Butler) (1935-37) в гДе-Мойн, штат Айова, были центральный пандус, кондиционирование воздуха, посудомоечная машина и приспособление для удаления мусора, фотоэлемент, управляющий дверями гаража, высокопроизводительные морозильники и внутренняя система телефонной связи, которые (кроме, возможно, последней) стали с тех пор стандартным оборудованием.

Книга «Дом завтрашнего дня», изданная журналом «Архитектурный форум» (Architectural Forum) в 1945 г., обратилась к практическим, отвечающим здравому смыслу потребностям, таким, как кладовки и подходящее жилое пространство, признавая, что потребуется значительное усилие, чтобы отвлечь обычных домостроителей и кредитные учреждения от возрождения колониального и испанского стилей. Вступление Америки во Вторую мировую войну в 1941 г. внесло новый строгий характер в архитектуру и направило федеральные ресурсы на строительство жилья для военнослужащих Рациональные планирование и экономика сочетались с высоким качеством технического обслуживания в жилищном строительстве, при котором проектировщики были, наконец, больше обеспокоены тем, как функционировал дом, а не тем, как он выглядел. Те же соображения влияли в конце войны в Британии на проектирование сборных домов для чрезвычайных обстоятельств, это привело к появлению жилья, которое оставалось популярным дольше, чем ему предсказывали. Причиной того, что «современная архитектура» получила большую популярность в 1950-х годах, было то, что она нашла способы замены потерянного интереса к декоративным архитектурным деталям. Многое объяснялось влиянием Ле Корбюзье, который отказался от своего чистого белого стиля около 1930 г. и продолжал ставить блестящие эксперименты до своей смерти в 1965 г.

Нельзя сказать, что с точки зрения истории использование стиля «современной архитектуры» резко закончилось. Он всегда существовал одновременно с другими стилями проектирования. Его претензия на то, что он не является стилем, но базируется на вечных истинах и в то же время является стилем данной эпохи, была, по существу, противоречивой. Преднамеренно или нет, он стал стилем, потому что материал и эмоциональные условия следующих десятилетий повлияли на архитекторов и проектировщиков, несмотря на их энергичные возражения против декора.

Последующая история этого стиля рассматривается в следующем разделе. После периода непопулярности теперь дома в стиле «современной архитектуры» привлекают внимание не только, как предшественники будущего, которыми они когда-то казались, но как редкие реликвии конкретного момента в истории. В Англии дом Гоулдфингера на Уиллоу Роуд, Лондон, и Хай Кросс Хаус, Дарлингтон, архитектора Лесказа открыты для публики, и восстанавливается несколько других домов этого периода с той тщательностью, с которой обычно реставрируют более старые здания. В Соединенных Штатах дом Вальтера Гропиуса в Линкольне, штат Массачусетс, несколько зданий Франка Ллойда Райта и дома Шиндлера-Чейса в Голливуде, Калифорния, относятся к все увеличивающемуся числу зданий, интерес к которым вышел за узкий круг архитекторов и распространился на более широкую публику.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле

News image

Дом Амалье

News image

Дом Висенс

News image

Дом Грибушина

News image

Храм Преображения Господня (Тверь)

News image

Особняк Котлова

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Культурная ситуация под знаком модернизма

News image

Его искусствоведы понимают двояко — в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, шк...

Стиль модерн

News image

Модерн (фр. moderne - современный) - художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв. (друг...

Модерн в архитектуре:

Шопинг в стиле модерн

News image

Красавица Барселона, столица дерзкой архитектуры, родина модерна, город художников... А еще это город шопинга, прекрасных отелей...

История развития

News image

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Дадаизм

Дадаи зм, или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой ми...

News image

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники ...

News image

Конструктивизм под запретом

Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие...

Сюрреализм:
News image

Современная живопись

Эту сторону сюрреалистической живописи разглядел . Фрейд и — что примечательно! — не заинтересовался сюрреализмом. В одной бесед...

News image

Революция

Сюрреалистическая революция не имеет ничего общего с революцией социальной. Под революцией сюрреалисты подразумевают только бунт...

News image

Реальность

Созпательпо вызывается не только сонное, но вообще расслабленно-пассивное, «предсонное» состояние, в котором художник-сюрреалист...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image