Главная - Модерн в живописи - Зарождение и развитие модернизма в искусстве Индии

Новые заметки:




Зарождение и развитие модернизма в искусстве Индии

Модерн в искусстве - Модерн в живописи

зарождение и развитие модернизма в искусстве индии

Обращаясь к проблеме зарождения модернизма в странах Азии в XXвеке, необходимо прежде всего считаться со следующими важнейшими обстоя­тельствами. Во-первых, почти все эти страны (за исключением Японии) в течение продолжительного времени находились в состоянии колониаль­ного порабощения и их общественно-экономическое развитие застыло на средневековой феодальной стадии. Во-вторых, начало развития капита­лизма в них тесно переплеталось с ростом национально-освободитель­ного движения, которое было связано, в свою очередь, с борьбой против европейских влияний в области идеологии, а также культуры и искус­ства. Лишь позднее, с установлением независимости, отношение к Западу меняется, но для большинства стран Азии это относится лишь к середине XXстолетия. Во всяком случае, не подлежит сомнению, что все эти обстоятельства отразились как на общем характере развития искусства Азии в конце XIXи XXвеке, так и на зарождении в нем модерни­стских течений.

В силу указанных причин многие явления в этом искусстве, на первый взгляд, казалось бы, совершенно специфические и имеющие чисто нацио­нальное или „местное значение, носят весьма типический характер и порождены вполне закономерными причинами.

Данная статья посвящена обстоятельствам и своеобразным условиям зарождения и развития модернистских течений в индийской живописи конца XIXи XXвека. В современном изобразительном искусстве Индии, насыщенном противоречиями подчас совершенно непримиримого харак­тера, можно наблюдать во всей остроте и сложности борьбу и пере­плетение различных течений. Именно в нем можно проследить на разных этапах различное соотношение национального искусства, традиции, роли народного искусства и европейских влияний, начиная от академическихдокрайне авангардистских. На примере Индии мы видим один из типичных вариантов развития нового искусства и роста модернистских течений в нем, притом с той полнотой, которую не дают нам современное искусство Цейлона, Бирмы или Индонезии. Было бы неправильно изучать проникновение модернистских влия­ний в индийское искусство, не коснувшись хотя бы вкратце истории как общих, так и культурных взаимоотношений между Западом и Ин­дией в XIXи XXвеках. В развитии этих отношений главную роль играло то, что почти до самой середины XXстолетия Индия находилась в полном колониальном подчинении у Великобритании. Вместе с тем на протяжении всего этого времени непрерывно росло и ширилось анти­колониальное освободительное движение; иногда отставая от этого по­следнего и принимая совершенно своеобразные формы, в области идео­логии и в художественной жизни Индии рос также протест против насильственно насаждаемой колонизаторами европейской культуры.Для понимания своеобразия возникновения и развития модернизма в индийском искусстве необходима общая характеристика индийской культуры второй половины XIXвека. Этот период завершается первым организованным национальным движением, нашедшим отражение в Бен­гальском Возрождении, которое дало первые корни для позднейшего развития модернизма. Затем рассматриваются модернистские тенденции, появившиеся в индийском искусстве в 20-х годах и, наконец, анализи­руется их возрастающее развитие в 50-х и начале 60-х годов, уже после достижения страной национальной независимости.

В изобразительном искусстве борьба против чуждого индийскому народу искусства выражалась в появлении национальных школ, несмотря на свою односторонность игравших (особенно на первых порах) про­грессивную роль. И если проникшие в Индию в 20-х годах модернист­ские веяния сначала почти не прививались на индийской почве, то потом именно уже утратившие свою прогрессивную роль национальные школы оказались первыми проводниками этих влияний в Индии.

Прежде чем остановиться более подробно на этом своеобразном и сложном процессе, необходимо рассмотреть те исторические предпо­сылки в развитии индийского искусства в конце XIX— начале XXвека, которые к этому привели и с которыми вопрос о развитии модернизма неразрывно связан.

Здесь следует учитывать прежде всего то обстоятельство, что на­циональное, обладавшее тысячелетними традициями искусство народов Индии в XIXвеке почти в полной мере утратило свою жизнеспособность. Составлявшие гордость национальной художественной культуры храмо­вое строительство, декоративная скульптура и стенная живопись явля­лись теперь достоянием прошлого. Одна лишь миниатюрная живопись испытывала некоторый расцвет, но немногочисленные ее школы, распо­ложенные в предгорьях Гималаев, почти прекратили свое развитие к концу первой четверти XIXвека. Относительно живыми были лишь некото­рые отрасли прикладного ремесла и народного творчества, в частности лубок или так называемые базарные картинки.

В общем же колониальный гнет британских завоевателей почти пол­ностью парализовал творческую инициативу и художественную актив­ность индийцев. Колониальная система поработила и подчинила себе индийское сельское хозяйство и кустарную промышленность, разоряя миллионы индийцев чудовищными налогами, разграбляя страну и обре­кая ее на голод и нищету. Особенно сокрушительный удар был нанесен по кустарному текстильному производству, что также подрывало основу одной из самых главных и древних в Индии отраслей прикладного искусства.

Упадок культуры и искусства Индии был трагическим явлением. Но он не был простым следствием колонизации страны. Как и во всех областях экономической, политической и общественной жизни, здесь проводилась вполне четкая, планомерная и продуманная политика подав­ления индийской культуры. Основы подобной политики были ясно сфор­мулированы одним из идеологов колониализма сэром Чарлзом Тревелья-ном. „Единственным средством предупредить революцию в Индии,— говорил он,—является подчинить туземцев процессу европеизации или совершенствованию в европейском духе. Только тогда они перестанут стремиться к независимости на индийской основе. Национальная дея­тельность будет полностью и наиболее безопасным образом направ­ляться на приобретение и распространение европейских знаний и усвое­ние европейского образа жизни .

Чисто практически, в областях культурной и художественной жизни подобная политика осуществлялась в основном в направлениях, связан­ных с так называемым возрождением художественной промышленности. С одной стороны, это должно было быть улучшением и совершенство­ванием так называемых восточных стилей, например в текстильной про­мышленности. Но, с другой стороны, еще более важным считалось постепенное изменение этих стилей „в свете британских вкусов и, в част­ности, для расширения экспорта продукции.

Не следует забывать, кроме того, что при этом полностью игнори­ровалось индийское искусство вообще — от древности и до современ­ности, так что представление о так называемых восточных стилях основывалось на чисто европейских „экзотических ориенталистских шаблонах. Так, в 1885 году один деятель художественного образования в Индии, некий сэр Монье Уильяме говорил о том, что по всей стране не увидишь ни одного хорошего произведения живописи и ни одной кра­сивой статуи. „Даже изображения богов исключительно безобразны ,— замечал он. Подобный взгляд на индийское искусство особенно важно отметить, так как именно тогда, во второй половине XIXвека, англичане основывают художественные училища в крупнейших городах Индии — Мадрасе (1850), Калькутте (1854), Бомбее (1857) и Лахоре (1875). Обу­чение в них шло по программам, составленным по образцам британских художественных школ. Преподавание рисунка и живописи происходило главным образом в плане вялого копирования чуждых и непонятных индийским студентам академических образцов. Рисунок был основан исключительно на работе с античных слепков. Но главной целью, как уже говорилось, было «возрождение» декоративных и прикладных искусств.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Толстовский дом

News image

Храм Преображения Господня (Тверь)

News image

Дом сецессиона

News image

Купить офис в Казани

News image

Особняк Фолленвейдера

News image

Марфо-Мариинская обитель

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Модерн в изобразительном искусстве

News image

В течение 80-х годов в живописи господствовал критический  реализм, формировался  ранний импрессионизм Серова, Коровина и Левита...

Культурная ситуация под знаком модернизма

News image

Его искусствоведы понимают двояко — в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, шк...

Модерн в архитектуре:

Модерн - стиль архитектуры и дизайна

News image

К модерну можно относиться по-разному. Кому-то стиль модерн кажется чересчур декоративным и неестественным, а кто-то находит в е...

Югендстиль. Архитектурные стили

News image

Создатели модерна, с одной стороны, стремились к рациональным конструкциям, применяя железобетон, стекло, облицовочную керамику ...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Дадаизм

Дадаи зм, или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой ми...

News image

Экспрессионизм в музыке

Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположни...

News image

История сюрреализма

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к с...

Сюрреализм:
News image

Коллективное творчество

Одними из первых они использовали «коллективное творчество», которое считается самым сюрреалистическим способом создания произве...

News image

Сюрреализм как новое искусство

Если задаться вопросом, что означает этот отказ нового искусства от осмысленного творческого процесса, придется ответить — недов...

News image

Современная живопись

Эту сторону сюрреалистической живописи разглядел . Фрейд и — что примечательно! — не заинтересовался сюрреализмом. В одной бесед...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image