Главная - Модерн в живописи - Зарождение и развитие модернизма в искусстве Индии

Новые заметки:




Зарождение и развитие модернизма в искусстве Индии

Модерн в искусстве - Модерн в живописи

зарождение и развитие модернизма в искусстве индии

Обращаясь к проблеме зарождения модернизма в странах Азии в XXвеке, необходимо прежде всего считаться со следующими важнейшими обстоя­тельствами. Во-первых, почти все эти страны (за исключением Японии) в течение продолжительного времени находились в состоянии колониаль­ного порабощения и их общественно-экономическое развитие застыло на средневековой феодальной стадии. Во-вторых, начало развития капита­лизма в них тесно переплеталось с ростом национально-освободитель­ного движения, которое было связано, в свою очередь, с борьбой против европейских влияний в области идеологии, а также культуры и искус­ства. Лишь позднее, с установлением независимости, отношение к Западу меняется, но для большинства стран Азии это относится лишь к середине XXстолетия. Во всяком случае, не подлежит сомнению, что все эти обстоятельства отразились как на общем характере развития искусства Азии в конце XIXи XXвеке, так и на зарождении в нем модерни­стских течений.

В силу указанных причин многие явления в этом искусстве, на первый взгляд, казалось бы, совершенно специфические и имеющие чисто нацио­нальное или „местное значение, носят весьма типический характер и порождены вполне закономерными причинами.

Данная статья посвящена обстоятельствам и своеобразным условиям зарождения и развития модернистских течений в индийской живописи конца XIXи XXвека. В современном изобразительном искусстве Индии, насыщенном противоречиями подчас совершенно непримиримого харак­тера, можно наблюдать во всей остроте и сложности борьбу и пере­плетение различных течений. Именно в нем можно проследить на разных этапах различное соотношение национального искусства, традиции, роли народного искусства и европейских влияний, начиная от академическихдокрайне авангардистских. На примере Индии мы видим один из типичных вариантов развития нового искусства и роста модернистских течений в нем, притом с той полнотой, которую не дают нам современное искусство Цейлона, Бирмы или Индонезии. Было бы неправильно изучать проникновение модернистских влия­ний в индийское искусство, не коснувшись хотя бы вкратце истории как общих, так и культурных взаимоотношений между Западом и Ин­дией в XIXи XXвеках. В развитии этих отношений главную роль играло то, что почти до самой середины XXстолетия Индия находилась в полном колониальном подчинении у Великобритании. Вместе с тем на протяжении всего этого времени непрерывно росло и ширилось анти­колониальное освободительное движение; иногда отставая от этого по­следнего и принимая совершенно своеобразные формы, в области идео­логии и в художественной жизни Индии рос также протест против насильственно насаждаемой колонизаторами европейской культуры.Для понимания своеобразия возникновения и развития модернизма в индийском искусстве необходима общая характеристика индийской культуры второй половины XIXвека. Этот период завершается первым организованным национальным движением, нашедшим отражение в Бен­гальском Возрождении, которое дало первые корни для позднейшего развития модернизма. Затем рассматриваются модернистские тенденции, появившиеся в индийском искусстве в 20-х годах и, наконец, анализи­руется их возрастающее развитие в 50-х и начале 60-х годов, уже после достижения страной национальной независимости.

В изобразительном искусстве борьба против чуждого индийскому народу искусства выражалась в появлении национальных школ, несмотря на свою односторонность игравших (особенно на первых порах) про­грессивную роль. И если проникшие в Индию в 20-х годах модернист­ские веяния сначала почти не прививались на индийской почве, то потом именно уже утратившие свою прогрессивную роль национальные школы оказались первыми проводниками этих влияний в Индии.

Прежде чем остановиться более подробно на этом своеобразном и сложном процессе, необходимо рассмотреть те исторические предпо­сылки в развитии индийского искусства в конце XIX— начале XXвека, которые к этому привели и с которыми вопрос о развитии модернизма неразрывно связан.

Здесь следует учитывать прежде всего то обстоятельство, что на­циональное, обладавшее тысячелетними традициями искусство народов Индии в XIXвеке почти в полной мере утратило свою жизнеспособность. Составлявшие гордость национальной художественной культуры храмо­вое строительство, декоративная скульптура и стенная живопись явля­лись теперь достоянием прошлого. Одна лишь миниатюрная живопись испытывала некоторый расцвет, но немногочисленные ее школы, распо­ложенные в предгорьях Гималаев, почти прекратили свое развитие к концу первой четверти XIXвека. Относительно живыми были лишь некото­рые отрасли прикладного ремесла и народного творчества, в частности лубок или так называемые базарные картинки.

В общем же колониальный гнет британских завоевателей почти пол­ностью парализовал творческую инициативу и художественную актив­ность индийцев. Колониальная система поработила и подчинила себе индийское сельское хозяйство и кустарную промышленность, разоряя миллионы индийцев чудовищными налогами, разграбляя страну и обре­кая ее на голод и нищету. Особенно сокрушительный удар был нанесен по кустарному текстильному производству, что также подрывало основу одной из самых главных и древних в Индии отраслей прикладного искусства.

Упадок культуры и искусства Индии был трагическим явлением. Но он не был простым следствием колонизации страны. Как и во всех областях экономической, политической и общественной жизни, здесь проводилась вполне четкая, планомерная и продуманная политика подав­ления индийской культуры. Основы подобной политики были ясно сфор­мулированы одним из идеологов колониализма сэром Чарлзом Тревелья-ном. „Единственным средством предупредить революцию в Индии,— говорил он,—является подчинить туземцев процессу европеизации или совершенствованию в европейском духе. Только тогда они перестанут стремиться к независимости на индийской основе. Национальная дея­тельность будет полностью и наиболее безопасным образом направ­ляться на приобретение и распространение европейских знаний и усвое­ние европейского образа жизни .

Чисто практически, в областях культурной и художественной жизни подобная политика осуществлялась в основном в направлениях, связан­ных с так называемым возрождением художественной промышленности. С одной стороны, это должно было быть улучшением и совершенство­ванием так называемых восточных стилей, например в текстильной про­мышленности. Но, с другой стороны, еще более важным считалось постепенное изменение этих стилей „в свете британских вкусов и, в част­ности, для расширения экспорта продукции.

Не следует забывать, кроме того, что при этом полностью игнори­ровалось индийское искусство вообще — от древности и до современ­ности, так что представление о так называемых восточных стилях основывалось на чисто европейских „экзотических ориенталистских шаблонах. Так, в 1885 году один деятель художественного образования в Индии, некий сэр Монье Уильяме говорил о том, что по всей стране не увидишь ни одного хорошего произведения живописи и ни одной кра­сивой статуи. „Даже изображения богов исключительно безобразны ,— замечал он. Подобный взгляд на индийское искусство особенно важно отметить, так как именно тогда, во второй половине XIXвека, англичане основывают художественные училища в крупнейших городах Индии — Мадрасе (1850), Калькутте (1854), Бомбее (1857) и Лахоре (1875). Обу­чение в них шло по программам, составленным по образцам британских художественных школ. Преподавание рисунка и живописи происходило главным образом в плане вялого копирования чуждых и непонятных индийским студентам академических образцов. Рисунок был основан исключительно на работе с античных слепков. Но главной целью, как уже говорилось, было «возрождение» декоративных и прикладных искусств.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дом Кальвет

News image

Дом сецессиона

News image

Особняк Фолленвейдера

News image

Дом Амалье

News image

Метрополь (гостиница, Москва)

News image

Дворец Гуэля

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Модернизм в русской живописи

News image

Движение модернизма в русской живописи В 90-х гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль—модерн. Определилась программа н...

Модерн и символизм в живописи и графике

News image

Творчество английского графика Обри Винсента Бёрдсли оказало влияние практически на все явления стиля модерн — от живописи до фа...

Модерн в архитектуре:

Диалог с архитектурой

News image

Разглядывая стебли, ветви, цветы и листья, расположенные на фасадах модерна, мы убеждаемся, что они обладают не только динам...

Декорация Москвы эпохи модерна (особняк Петра Смирнова)

News image

Историческая справка: Впервые дом на этом участке упоминается в архивах нашего города в 1759 году и принадлежит конной гварди...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Супрематизм

Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С....

News image

Стиль арт-нуво в интерьере

Французское слово L’Art Nouveau, которым обозначен новый стиль в интерьере, в переводе на русский означает «новое искусство»....

News image

Оп-арт

Оп-арт – направление модернизма, появившееся в 60 – 70-е годы XX века и развивавшееся параллельно с поп-артом. Оп-арт – аббревиа...

Сюрреализм:
News image

Проблема

Так во французском персонализме осуществляется переход философского сознания на религиозно-идеалистические художественные позици...

News image

Рациональное мышление

Рациональному мышлению в концепции сюрреализма противопоставляется «бессознательное», как оно трактуется у Фрейда (современный ч...

News image

Слияние

В западной искусствоведческой литературе редко можно обнаружить мысль о единой основе и о тенденции к слиянию этих двух живописн...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image