Зарождение и развитие модернизма в искусстве Индии
Модерн в искусстве - Модерн в живописи |
Обращаясь к проблеме зарождения модернизма в странах Азии в XXвеке, необходимо прежде всего считаться со следующими важнейшими обстоятельствами. Во-первых, почти все эти страны (за исключением Японии) в течение продолжительного времени находились в состоянии колониального порабощения и их общественно-экономическое развитие застыло на средневековой феодальной стадии. Во-вторых, начало развития капитализма в них тесно переплеталось с ростом национально-освободительного движения, которое было связано, в свою очередь, с борьбой против европейских влияний в области идеологии, а также культуры и искусства. Лишь позднее, с установлением независимости, отношение к Западу меняется, но для большинства стран Азии это относится лишь к середине XXстолетия. Во всяком случае, не подлежит сомнению, что все эти обстоятельства отразились как на общем характере развития искусства Азии в конце XIXи XXвеке, так и на зарождении в нем модернистских течений.
В силу указанных причин многие явления в этом искусстве, на первый взгляд, казалось бы, совершенно специфические и имеющие чисто национальное или „местное значение, носят весьма типический характер и порождены вполне закономерными причинами.
Данная статья посвящена обстоятельствам и своеобразным условиям зарождения и развития модернистских течений в индийской живописи конца XIXи XXвека. В современном изобразительном искусстве Индии, насыщенном противоречиями подчас совершенно непримиримого характера, можно наблюдать во всей остроте и сложности борьбу и переплетение различных течений. Именно в нем можно проследить на разных этапах различное соотношение национального искусства, традиции, роли народного искусства и европейских влияний, начиная от академическихдокрайне авангардистских. На примере Индии мы видим один из типичных вариантов развития нового искусства и роста модернистских течений в нем, притом с той полнотой, которую не дают нам современное искусство Цейлона, Бирмы или Индонезии. Было бы неправильно изучать проникновение модернистских влияний в индийское искусство, не коснувшись хотя бы вкратце истории как общих, так и культурных взаимоотношений между Западом и Индией в XIXи XXвеках. В развитии этих отношений главную роль играло то, что почти до самой середины XXстолетия Индия находилась в полном колониальном подчинении у Великобритании. Вместе с тем на протяжении всего этого времени непрерывно росло и ширилось антиколониальное освободительное движение; иногда отставая от этого последнего и принимая совершенно своеобразные формы, в области идеологии и в художественной жизни Индии рос также протест против насильственно насаждаемой колонизаторами европейской культуры.Для понимания своеобразия возникновения и развития модернизма в индийском искусстве необходима общая характеристика индийской культуры второй половины XIXвека. Этот период завершается первым организованным национальным движением, нашедшим отражение в Бенгальском Возрождении, которое дало первые корни для позднейшего развития модернизма. Затем рассматриваются модернистские тенденции, появившиеся в индийском искусстве в 20-х годах и, наконец, анализируется их возрастающее развитие в 50-х и начале 60-х годов, уже после достижения страной национальной независимости.
В изобразительном искусстве борьба против чуждого индийскому народу искусства выражалась в появлении национальных школ, несмотря на свою односторонность игравших (особенно на первых порах) прогрессивную роль. И если проникшие в Индию в 20-х годах модернистские веяния сначала почти не прививались на индийской почве, то потом именно уже утратившие свою прогрессивную роль национальные школы оказались первыми проводниками этих влияний в Индии.
Прежде чем остановиться более подробно на этом своеобразном и сложном процессе, необходимо рассмотреть те исторические предпосылки в развитии индийского искусства в конце XIX— начале XXвека, которые к этому привели и с которыми вопрос о развитии модернизма неразрывно связан.
Здесь следует учитывать прежде всего то обстоятельство, что национальное, обладавшее тысячелетними традициями искусство народов Индии в XIXвеке почти в полной мере утратило свою жизнеспособность. Составлявшие гордость национальной художественной культуры храмовое строительство, декоративная скульптура и стенная живопись являлись теперь достоянием прошлого. Одна лишь миниатюрная живопись испытывала некоторый расцвет, но немногочисленные ее школы, расположенные в предгорьях Гималаев, почти прекратили свое развитие к концу первой четверти XIXвека. Относительно живыми были лишь некоторые отрасли прикладного ремесла и народного творчества, в частности лубок или так называемые базарные картинки.
В общем же колониальный гнет британских завоевателей почти полностью парализовал творческую инициативу и художественную активность индийцев. Колониальная система поработила и подчинила себе индийское сельское хозяйство и кустарную промышленность, разоряя миллионы индийцев чудовищными налогами, разграбляя страну и обрекая ее на голод и нищету. Особенно сокрушительный удар был нанесен по кустарному текстильному производству, что также подрывало основу одной из самых главных и древних в Индии отраслей прикладного искусства.
Упадок культуры и искусства Индии был трагическим явлением. Но он не был простым следствием колонизации страны. Как и во всех областях экономической, политической и общественной жизни, здесь проводилась вполне четкая, планомерная и продуманная политика подавления индийской культуры. Основы подобной политики были ясно сформулированы одним из идеологов колониализма сэром Чарлзом Тревелья-ном. „Единственным средством предупредить революцию в Индии,— говорил он,—является подчинить туземцев процессу европеизации или совершенствованию в европейском духе. Только тогда они перестанут стремиться к независимости на индийской основе. Национальная деятельность будет полностью и наиболее безопасным образом направляться на приобретение и распространение европейских знаний и усвоение европейского образа жизни .
Чисто практически, в областях культурной и художественной жизни подобная политика осуществлялась в основном в направлениях, связанных с так называемым возрождением художественной промышленности. С одной стороны, это должно было быть улучшением и совершенствованием так называемых восточных стилей, например в текстильной промышленности. Но, с другой стороны, еще более важным считалось постепенное изменение этих стилей „в свете британских вкусов и, в частности, для расширения экспорта продукции.
Не следует забывать, кроме того, что при этом полностью игнорировалось индийское искусство вообще — от древности и до современности, так что представление о так называемых восточных стилях основывалось на чисто европейских „экзотических ориенталистских шаблонах. Так, в 1885 году один деятель художественного образования в Индии, некий сэр Монье Уильяме говорил о том, что по всей стране не увидишь ни одного хорошего произведения живописи и ни одной красивой статуи. „Даже изображения богов исключительно безобразны ,— замечал он. Подобный взгляд на индийское искусство особенно важно отметить, так как именно тогда, во второй половине XIXвека, англичане основывают художественные училища в крупнейших городах Индии — Мадрасе (1850), Калькутте (1854), Бомбее (1857) и Лахоре (1875). Обучение в них шло по программам, составленным по образцам британских художественных школ. Преподавание рисунка и живописи происходило главным образом в плане вялого копирования чуждых и непонятных индийским студентам академических образцов. Рисунок был основан исключительно на работе с античных слепков. Но главной целью, как уже говорилось, было «возрождение» декоративных и прикладных искусств.