Главная - Абстракционизм как направление модерна - Промоутер абстракционизма: Василий Кандинский в Бонне

Новые заметки:




Промоутер абстракционизма: Василий Кандинский в Бонне

О модерне - Абстракционизм как направление модерна

промоутер абстракционизма: василий кандинский в бонне

В боннском Музее искусств открылась выставка печатной графики одного из классиков абстракционизма Василия Кандинского. Она сделана прилежно и достойно, но...

Выставка Кандинского открывается очень внушительно: большой светлый зал, одна из стен которого - окно. На белых стенах огромные фотографии художника и его подробная биография. На фотографиях мы видим становление денди и гения.

Лицо новой эпохи

Молодой Кандинский носил усы и бородку и был похож на молодого барина. Потом бородка исчезла, появились металл во взгляде и поднятый подбородок. Самоуверенность и даже высокомерие Кандинского очень заметны. Кандинский не просто художник, не просто преподаватель и теоретик. Он был активным, харизматическим пропагандистом и, как говорят сегодня, промоутером абстракционизма. И то, что он считал себя лицом и лидером новой эпохи, нового мировоззрения, прекрасно видно по его фотографиям.

Под самым потолком, над фотографиями и биографией, напечатан фриз из цитат мастера. Я некоторые старательно переписал: Эти абстрактные формы важны не сами по себе, важен их внутренний звук, их жизнь , Каждое произведение искусства технически возникает так же, как космос возник из катастроф , Создание произведения искусства - это создание мира .

Звучит патетически, и сегодня невозможно представить себе художника, говорящего в таком бронзово-мраморном стиле. Постоянно повторяются слова внутренний и чувство . Разве можно с этим не согласиться? Разве Кандинский говорит не само собой разумеющиеся вещи, о которых сегодня знают даже дети?

За видимым материальным миром

И тут мы встречаем первую проблему - и Кандинского, и выставки. Кандинский был теософом. Его термины форма , чувство , внутренний , непосредственный - это термины антропософской доктрины, то есть определенной неоспиритуальной идеологии начала ХХ века.

В двух грубых словах идею Кандинского можно описать так: за видимым материальным миром стоит мир невидимый, открытый нашему внутреннему чувству . Внутренне чувство непосредственно воспринимает игру абстрактных форм и цветов: точек, линий, полос и пятен, имеющих тот или иной цвет - красний, синий, желтый. Скажем, желтый треугольних и красный круг кодируют некоторое внутреннее состояние , которому созвучна наша душа, то есть это состояние переливается из круга и треугольника прямо в нашу душу, не нуждаясь в словах и опознаваемых предметах.

На практике процесс перехода к абстракционизму был долгим и непростым. И нелинейным - абстрактных, ничего не изображающих, визуальных элементов становилось то больше, то меньше. Кандинский очень заботился о своем приоритете (хотя писал о высоком, о чувствах, духовности и внутреннем опыте), и в 1913 году подписал один из своих рисунков Первая абстрактная акварель , вбив гвоздь в историю искусств. Сегодня искусствоведы не считают изобретение абстракционизма фиксированной точкой в истории, картины постепенно становились все более и более абстрактными в течении некоторого периода, и трансформация предметного рисования в беспредметное в случае каждого отдельного художника заслуживает интереса.

Путь в царство беспредметного

Трансформация искусства Кандинского - один из самых известных и наглядных эпизодов в истории модернизма, эта трансформация может быть прослежена на примере его живописи, его рисунков или, как в случае выставки в боннском музее, печатной графики.

В самом начале пути Кандинский рисовал вполне иллюстративные картинки: рыцари, девы, парки, реки, паруса. Они похожи на иллюстрации Билибина к русским сказкам, только сделаны куда более грубо. Кандинский использовал эффекты народного лубка.

С течением времени контурные линии рисунков Кандинского стали отползать друг от друга, фигуры, которые ими ограничивались, растворяются в фоне. Картинки зримо утрачивают связность, нога отрывается от лошади и становится уже не столько ногой, сколько изогнутой линией. Картина превращается в аквариум, в котором плавают изогнутые черные кочерги и красные и синие пятна. Синие пятна тянутся к синим пятнам, синие пятна уже ничего не изображают. Картинка как бы расслаивается, живет на нескольких этажах: контуры утекают в одну сторону, пятна цвета - в другую.

Дальше - больше. Линии наползают друг на друга, сбиваются в кучи, происходящее начинает напоминать побоище мохнатых инфузорий в питательном растворе. Выглядит это жутковато, но не без шарма. Рисунок Кандинского плотный и интенсивный. Конечно, это копошение мелких форм похоже не столько на абстракционизм, сколько на сюрреализм.

Следующий шаг - геометризм. Кривые линии постепенно распрямляются, появляются жесткие геометрические формы: треугольники, квадраты, круги, висящие в пустоте. Жутковая органическая пластика совершенно исчезает. Геометрический абстракционизм так и остался последним словом Кандинского.

Где рука гения?

Но вернемся к боннской экспозиции. После светлого, просторного и торжественного первого зала, заполненного огромными фотографиями и торжественными лозунгами, сама выставка обескураживает. Залы затемнены, что, впрочем, понятно: старая бумага очень чувствительна к свету, на свету она желтеет.

Графика помещена в одинаковые огромные серые паспарту и черные рамки. Выглядят эти ряды одинаковых паспарту как надгробья в полумраке.

Сами работы Кандинского - малого формата. Маленькие черные линии, почти невидимые пресловутые точки (черная точка на белом листе имела огромное значение в визуальной метафизике Кандинского и в учении Баухауза): бумага сильно потемнела. В каждую гравюру надо долго всматриваться, искать, где же здесь рука гения, обещанное им царство духа?

Графические серии, выпускавшиеся в папках, являются коммерчески-маркетинговым ходом, но никак не возвышенно-спиритуальным. Для оформления своих книг Кандинский нарисовал много абстрактных виньеток, они легки и изящны, но виньетки все-таки ближе к салонному и декоративному искусству, чем к царству свободы.

Выставка поразила меня несоответствием претензий художника, его места в истории искусства, его мифа, с одной стороны, и невыразительностью представленных в экспозиции работ - с другой.

Любовь с первого взгляда

Впрочем, в целом выставка сделана очень прилежно и достойно, каталог толст и красив, а само полное собрание печатной графики Кандинского - уникально. Оно хранится в Мюнхене в городской галерее в Ленбаххаусе (Lenbachhaus).

И одно мне до того не известное творение мастера я полюбил, увидев в Бонне, сразу и всей душой. Благо оно висит сразу у входа и к тому же - крупного формата. Это афиша мюнхенской выставки... французского импрессиониста Клода Моне: темно-зеленый фон, текст и в самом верху плаката рисунок.

Что это за рисунок? Импрессионистский? Ничуть не бывало! Кандинский изобразил изгиб реки и плывущую ладью под треугольным парусом - древнерусский мотив Билибина или Рериха. К Клоду Моне он вопиюще не имеет никакого отношения. Абсурд? Бесчувственность? Неуважение к Моне? Как бы то ни было, сегодня это выглядит как сильный авангардистский ход.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Музей градостроительства и быта

News image

Собор Преображения Господня (Новосибирск)

News image

Кирха в Мельниково

News image

Дом Горелика

News image

Дом с химерами (Киев)

News image

Эль-Каприччо

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Русский Модерн: архитектура и живопись

News image

В живописи русского Модерна тенденции декоративной стилизации, близкие к франко-бельгийскому Ар-Нуво соседствовали с ориентальны...

Модерн и символизм в живописи и графике

News image

Творчество английского графика Обри Винсента Бёрдсли оказало влияние практически на все явления стиля модерн — от живописи до фа...

Модерн в архитектуре:

Сад символов

News image

Уплотненное сплетение мотивов и стихий в декоре модерна, их ассоциативная концентрация часто создает ощущение цельного образ...

Каталонский модерн Антонио Гауди

News image

Антонио Гауди-и-Корнет - самый необычный и своеобразный архитектор стиля модерн. В 90-х гг. в Испании в Барселоне возникает напр...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Экспрессионизм в музыке

Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположни...

News image

История сюрреализма

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к с...

News image

Кубизм

Кубизм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале X...

Сюрреализм:
News image

Положение искусства

В то же время искусство занимает в современном капиталистическом обществе относительно самостоятельное и обособленное положение....

News image

Коллективное творчество

Одними из первых они использовали «коллективное творчество», которое считается самым сюрреалистическим способом создания произве...

News image

Идея двух миров

Идея двух миров была определяющей также для символистской эстетики и искусства. Но как в романтизме, так и в символизме нездешня...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image