Реальность
О модерне - Сюрреализм как направление модерна |
Созпательпо вызывается не только сонное, но вообще расслабленно-пассивное, «предсонное» состояние, в котором художник-сюрреалист стремится отрешиться от настоящего момспта и повседневных забот: оп ожидает откровений от своего бессознательного. И. Эренбург пишет о молодом Р. Десносе, который мог в любую минуту впадать в гипнотический трапе: «В шумном кафе он вдруг закрывал глаза и начинал вещать — кто-нибудь из товарищей записывал» .
Сюрреалисты явно стремятся отвести сновидениям решающую роль в жизни человека. С. Дали утверждает, что «днем мы бессознательно ищем потерянные образы снов». Бретон спрашивает с еще большей категорич
постью: «Разве сон не может быть нримепен к разрешению основных вопросов жизни?» .
Однако реальных, жизненных проблем сновидения сюрреалистов не разрешают. Напротив, общественная и художественная практика сюрреализма свидетельствует, что, обращаясь к сонному или гипнотическому состоянию как к основному творческому источнику, художник резко сужает диапазон своей деятельности: внимание концентрируется на смутных индивидуальных переживаниях, художественные образы в процессе творчества строятся из случайных, пе связанных между собой эле-ментов, обесценивается идейно-содержательная и коммуникативная стороны искусства, у художника притупляется чувство причастности к актуальным проблемам времени. Однако сны в сюрреалистическом искусстве постоянно служат объектом воплощения, так как для художников-сюрреалистов сновидения, гипнотические видения и образы — это и есть подлинная реальность.
Читайте: |
---|