Главная - Абстракционизм как направление модерна - АБСТРАКЦИОНИЗМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК АРХИТЕКТУРЫ

Новые заметки:




АБСТРАКЦИОНИЗМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК АРХИТЕКТУРЫ

О модерне - Абстракционизм как направление модерна

абстракционизм и художественный язык архитектуры

Советский авангард 1920-30 гг., как признает весь мир, был самым выдающимся явлением в архитектуре прошлого века, в связи с чем есть смысл напомнить его истоки и причины. Обращение к авангарду стало следствием бескомпромиссного отказа от традиций и выразилось в приятии нового выразительного языка. Он, в свою очередь, стал той самой формой отказа от всего привычного и отождествлявшегося с «буржуазным», которое следовало разрушить до основания. Зодчие той поры безгранично верили в возможность переустройства мира и создания иного человека с помощью архитектуры с ее новыми жизнестроительными функциями. В то же время, в их распоряжении появились качественно новые технологические и конструктивные возможности как инструменты формо - и стилеобразования. Трансформировалась эстетика выразительного языка, связанная с деятельностью основных стилеобразующих направлений авангарда – архитекторов-конструктивистов и рационалистов-формалистов.Можно отметить и ее важные соприкосновения с полем абстрактного искусства. Последнее несло темы и сюжеты для возможного переосмысления и использования.

Отказавшись в 1954 г. от историзма и в 1990-х – от социалистических мифов о жизне­строительстве, мы в какой-то мере вернули советскую, а затем и российскую архитектуру в нормальное эволюционное русло. Поэтому сегодня, когда плюрализма в оценках прошлого позволяется все больше, имеет значение, наверное, не только сам авангард как явление, но и то формотворческое поле, которое сложилось вокруг него. Существует ли столь же сильное и подобное поле вокруг современной архитектуры? Попытаемся узреть и его, но вначале о том, что было…
В Европе конца XIX и начала XX вв. самое значительное влияние на поиски новых художественных средств выражения оказал кубизм. Его последователи ведут борьбу за возращение к четким формам, которые импрессионисты превращали в свето-цветовой мираж. Кубисты же любят мир геометрических предметов – шаров, цилиндров, призм… Вместе с тем они разрезают натуру на части, разбирая ее, как механики. Те же самые части приверженцы кубизма складывают в специфические структуры, обладающие четкой архитектоникой. Как показывает опыт формирования архитектуры в первые десятилетия минувшего века, именно кубизм вдохнул в нарождающийся тогда рационализм мощную волну творческой энергии. Примечательно, что Озанфан и Ле Корбюзье признавали и отмечали огромное значение кубизма для архитектуры. Более того, они утверждали, что не будь этого направления, в архитектуре бы вообще ничего значительного не случилось.

Основные достижения школы Малевича сводятся к установлению гармоничных внутренних соотношений между плоскими растянутыми прямоугольниками и полосами, как бы плавающими в пространстве и без какой либо соразмерности с человеческим масштабом, что безусловно обедняло результаты этих экспериментов и делало их формальными, превращая в «искусство для искусства». Неустойчивые связи и их взаимодействие стали основой архитектурных эскизов, названых мастером «архитектонами». По существу, это прообразы нового архитектурного языка и новых образов, ставшие переводом супрематической живописи в архитектуру.
Своеобразными формообразующими моделями новой архитектуры стали и Проуны (проекты утверждения нового) Лисицкого. С. О. Хан-Магомедов назвал его абстрактные аксонометрические композиции из геометрических тел «некими композиционными «заготовками» будущих объемно-пространственных построений»3. Этот же автор не без оснований предполагает, что происхождение проунов связано с работами Малевича4.
Для приятия нового супрематического языка оказал влияние не только сам супрематизм, но и прикладные исследования и вербальные модели «советского Пиранези» – Якова Чернихова. В своей работе «Орнамент. Композиционно-графические построения» (1930 г.) он справедливо утверждает и доказывает, что к изображению предмета можно идти от беспредметности. Другая его книга, «Основы современной архитектуры» (1929 г.), становится декларацией новой архитектуры и ее «начальным» учебником. В своих композициях он переосмысливает фундаментальные понятия зодчества, предлагает заменить симметрию и статику на ее основе – асимметрией и равновесием масс. Он пишет:

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Храм Преображения Господня (Тверь)

News image

Торговый дом Ижболдиных

News image

Собор Непорочного Сердца Божией Матери (Иркутск)

News image

Толстовский дом

News image

Дом Кроля

News image

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Культурная ситуация под знаком модернизма

News image

Его искусствоведы понимают двояко — в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, шк...

Живопись стиля модерн

News image

В стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры 19 в. мастера модерна использовали новые технические и конструктивные ...

Модерн в архитектуре:

Рождение пространства

News image

Традиционный растительный декор можно разделить на два вида - связанный с понятием о верхе и низе, о небе и почве и «антигра...

Колористика московской архитектуры модерна

News image

Однако, обладая несомненными достоинствами, московский модерн привел и к невосполнимым потерям: в застройке Москвы на рубеже XIX...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Дадаизм

Дадаи зм, или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой ми...

News image

Лучизм

Районизм (Лучизм) — это абстрактное искусство, направление в живописи в русском искусстве 1910-х г.г., основанное на вмещении св...

News image

Конструктивизм под запретом

Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие...

Сюрреализм:
News image

Логика

Особую озабоченность вызывает у сюрреалистов обязательное наличие в творческом процессе невольного логического контроля. Сюрреал...

News image

Совместное творчество и разногласия сюрреалистов

На первом этапе (1922-1925) сюрреалисты сообща организовывали публичные демонстрации, коллективные выставки, проводили экспери...

News image

Квазиперсональный центр

Как пишет М. Недонсель, художественное произведение выступает в качестве «квазиперсонального» центра. Оно не просто сообщает что...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image