Главная - Абстракционизм как направление модерна - АБСТРАКЦИОНИЗМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК АРХИТЕКТУРЫ

Новые заметки:



АБСТРАКЦИОНИЗМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК АРХИТЕКТУРЫ

О модерне - Абстракционизм как направление модерна

абстракционизм и художественный язык архитектуры

Советский авангард 1920-30 гг., как признает весь мир, был самым выдающимся явлением в архитектуре прошлого века, в связи с чем есть смысл напомнить его истоки и причины. Обращение к авангарду стало следствием бескомпромиссного отказа от традиций и выразилось в приятии нового выразительного языка. Он, в свою очередь, стал той самой формой отказа от всего привычного и отождествлявшегося с «буржуазным», которое следовало разрушить до основания. Зодчие той поры безгранично верили в возможность переустройства мира и создания иного человека с помощью архитектуры с ее новыми жизнестроительными функциями. В то же время, в их распоряжении появились качественно новые технологические и конструктивные возможности как инструменты формо - и стилеобразования. Трансформировалась эстетика выразительного языка, связанная с деятельностью основных стилеобразующих направлений авангарда – архитекторов-конструктивистов и рационалистов-формалистов.Можно отметить и ее важные соприкосновения с полем абстрактного искусства. Последнее несло темы и сюжеты для возможного переосмысления и использования.

Отказавшись в 1954 г. от историзма и в 1990-х – от социалистических мифов о жизне­строительстве, мы в какой-то мере вернули советскую, а затем и российскую архитектуру в нормальное эволюционное русло. Поэтому сегодня, когда плюрализма в оценках прошлого позволяется все больше, имеет значение, наверное, не только сам авангард как явление, но и то формотворческое поле, которое сложилось вокруг него. Существует ли столь же сильное и подобное поле вокруг современной архитектуры? Попытаемся узреть и его, но вначале о том, что было…
В Европе конца XIX и начала XX вв. самое значительное влияние на поиски новых художественных средств выражения оказал кубизм. Его последователи ведут борьбу за возращение к четким формам, которые импрессионисты превращали в свето-цветовой мираж. Кубисты же любят мир геометрических предметов – шаров, цилиндров, призм… Вместе с тем они разрезают натуру на части, разбирая ее, как механики. Те же самые части приверженцы кубизма складывают в специфические структуры, обладающие четкой архитектоникой. Как показывает опыт формирования архитектуры в первые десятилетия минувшего века, именно кубизм вдохнул в нарождающийся тогда рационализм мощную волну творческой энергии. Примечательно, что Озанфан и Ле Корбюзье признавали и отмечали огромное значение кубизма для архитектуры. Более того, они утверждали, что не будь этого направления, в архитектуре бы вообще ничего значительного не случилось.

Основные достижения школы Малевича сводятся к установлению гармоничных внутренних соотношений между плоскими растянутыми прямоугольниками и полосами, как бы плавающими в пространстве и без какой либо соразмерности с человеческим масштабом, что безусловно обедняло результаты этих экспериментов и делало их формальными, превращая в «искусство для искусства». Неустойчивые связи и их взаимодействие стали основой архитектурных эскизов, названых мастером «архитектонами». По существу, это прообразы нового архитектурного языка и новых образов, ставшие переводом супрематической живописи в архитектуру.
Своеобразными формообразующими моделями новой архитектуры стали и Проуны (проекты утверждения нового) Лисицкого. С. О. Хан-Магомедов назвал его абстрактные аксонометрические композиции из геометрических тел «некими композиционными «заготовками» будущих объемно-пространственных построений»3. Этот же автор не без оснований предполагает, что происхождение проунов связано с работами Малевича4.
Для приятия нового супрематического языка оказал влияние не только сам супрематизм, но и прикладные исследования и вербальные модели «советского Пиранези» – Якова Чернихова. В своей работе «Орнамент. Композиционно-графические построения» (1930 г.) он справедливо утверждает и доказывает, что к изображению предмета можно идти от беспредметности. Другая его книга, «Основы современной архитектуры» (1929 г.), становится декларацией новой архитектуры и ее «начальным» учебником. В своих композициях он переосмысливает фундаментальные понятия зодчества, предлагает заменить симметрию и статику на ее основе – асимметрией и равновесием масс. Он пишет:

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Церковь Святого Креста (Рига)

News image

Дом со слонами

News image

Особняк Курлиной

News image

Дом с химерами (Харьков)

News image

Храм Лурдской Божией Матери (Санкт-Петербург)

News image

Метрополь (гостиница, Москва)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Модерн и символизм в живописи и графике

News image

Творчество английского графика Обри Винсента Бёрдсли оказало влияние практически на все явления стиля модерн — от живописи до фа...

Изобразительное искусство XX века

News image

Утрату ценностных ориентиров, характерную для культуры XX столетия, легче всего проследить в изобразительных искусствах. Искусст...

Модерн в архитектуре:

Модерн в России

News image

В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском...

Архитектура модерна в Бельгии и Франции

News image

Ярко выраженное чувство новизны, характерное для архитекторов «арт нуво» и их заказчиков, отчасти определяло быстро менявшуюся а...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Кубизм

Кубизм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале X...

News image

Конструктивизм в дизайне и фотографии

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви дение было бы однобоким и даже к...

News image

История сюрреализма

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к с...

Сюрреализм:
News image

Карруж

Западный исследователь сюрреализма М. Карруж считает, что посредством автоматизма сюрреализм «вырывает ум из удобной колеи привы...

News image

Труд человека

Труд, согласно М. Недонселю, является первым собственно человеческим актом, «именно в труде проявляется и обнаруживается человек...

News image

Сюрреализм как продолжение романтизма

Сюрреалистов называли крайними романтиками или отчаянными детьми романтизма (В.Крастр). Действительно, сюрреалистическая п...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image