Противоречия
О модерне - Сюрреализм как направление модерна |
Персоналистская концепция художественного творчества, как и философско-эстетическое учение в целом, весьма противоречива. В ней соседствуют реалистический подход и выводы в откровенном религиозно-идеалистическом духе, что является следствием мировоззренческой позиции представителей персонализма, задавшихся целью осмыслить с позиций христианства основные идеи современной философии как материалистического, так и идеалистического направления. На это накладывается еще и непоследовательность социально-политических устремлений французских персоналистов, «христианских критиков» капитализма.
Выступая за «целостную» личность, которая свободно реализует себя в социальном мире, персоналисты должны были бы либо представить социальный мир обеспечивающим свободное самопроявление личности, либо прийти к такой концепции деятельности, которая рассматривала бы личность свободно действующей в любых социальных условиях, и, в первую очередь, в социально-экономических условиях буржуазного общества. Персоналисты не принимают первого пути, поскольку давление социальной действительности на личность для них настолько очевидно, что они (особенно Э. Мунье) подвергают критике социально-политическую и экономическую структуру буржуазного общества, которая не только не содействует развитию человека, а постоянно препятствует его творчески-активному проявлению. Для персоналистов очевидно, что буржуазное общество, основанное на частных интересах, противоречит творческому характеру человеческой деятельности вообще и ее специфическому вИду — художественному творчеству — в особенности. Как отмечал Э. Мунье, художественное развитие людей в этом обществе «остановлено прибылью»; искусство здесь ста-новится «смешным излишеством».
Читайте: |
---|