Главная - Здания в стиле модерн - Особняк Кшесинской

Новые заметки:




Особняк Кшесинской

Модерн в искусстве - Здания в стиле модерн

особняк кшесинской

Особняк Кшесинской (улица Куйбышева (Большая Дворянская ул.), дом 2 / Кронверкский проспект, дом 1) — памятник архитектуры в стиле модерн в Санкт-Петербурге.

Построен в 1904—1906 годах в стиле «северный модерн» архитектором А. И. фон Гогеном для балерины Матильды Кшесинской. В оформлении интерьеров принимал участие арх. А. И. Дмитриев.

Архитектурные особенности

Здание — классический пример северного модерна — отличается асимметричным планом и композицией разновысоких объёмов. Свободная ритмика разных по размерам окон отвечает расположению помещений. Использовано контрастное сочетание отделочных материалов: красного и серого гранита, облицовочного кирпича и майоликовой плитки, декоративного металла. Внутреннее пространство организовано в виде анфилады с остеклённым зимним садом.

Интерьеры были оформлены в стиле модерн. В советское время оформление было утрачено, но, начиная с середины 1980-х, частично восстановлено.

История использования здания
1917 год

Во время Февральской революции Кшесинская вместе с сыном Володей в спешке покинула свой особняк. Опустевшее здание было самовольно занято солдатами мастерских запасного автобронедивизиона. По договоренности с ними Петербургский комитет РСДРП(б), его военная организация, а затем и ЦК РСДРП(б), экспедиция газеты «Правда», редакция газеты «Солдатская правда» перебрались в особняк. С 3 (16) апреля 1917 по 4 (17) июля 1917 здесь работал и произносил речи с балкона особняка В. И. Ленин. Так дом превратился, как писали петроградские газеты, в главный штаб ленинцев .

Кшесинская предприняла попытки вернуть свою собственность. В письме на имя прокурора Петроградской судебной палаты она просила: 1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него. 2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме .

Но прокурор лишь запросил управление запасного автобронедивизиона о возможности освободить от постоя дом Кшесинской ввиду ее ходатайства и затребовал от комиссариата милиции Петроградского района дознание о расхищенном имуществе . Тогда по поручению Кшесинской её адвокат присяжный поверенный Владимир Хесин возбудил в суде гражданский иск о выселении. В качестве одного из ответчиков истицей был указан кандидат прав В.И. Ульянов (лит. псевдоним — Ленин) . Интересы ответчиков взялся представлять адвокат М.Ю. Козловский.

5 мая 1917 года мировой судья 58-го участка Чистосердов постановил: Выселить из дома N 2-1 по Б. Дворянской ул. в течение 20 дней все революционные организации со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества . Иск в отношении В. Ульянова был оставлен без рассмотрения в связи с непроживанием его в особняке. После этого Центральный и Петербургский комитеты РСДРП(б) вынуждены были официально заявить о выезде из особняка Кшесинской, но военная организация партии наотрез отказалась выполнить судебное решение, а Петербургский комитет также вскоре фактически вернулся обратно.

Утром 6 июля 1917 года во время вооруженного конфликта с большевиками правительственные войска заняли здание. После этого особняк был занят самокатным батальоном, прибывшим в Петроград. Солдаты хозяйничали в особняке, разрушая и растаскивая все, что еще осталось. Адвокат Хесин продолжал подавать новые иски, теперь добиваясь не только возвращения здания прежней владелице, но и возмещения нанесённого ущерба, который он оценил в треть миллиона рублей. Но сама Кшесинская 13 июля 1917 года навсегда покинула Петроград, отправившись в Кисловодск, где у нее была дача и где ждал её будущий муж великий князь Андрей Владимирович.

После 1917 года

После Октябрьской революции до 1938 г. в особняке размещались учреждения Петросовета, Институт общественного питания, ленинградское отделение Общества старых большевиков. В 1938—56 — Музей С. М. Кирова (в 1956 г. переведён в «Дом Бенуа» на Каменноостровском пр.). С 1957 по 1991 год — музей Революции. При реконструкции в 1957 году по пректу арх. Н.Н. Надёжина соединён новым корпусом с бывшим особняком В. Э. Брандта (1909—1910, арх. Р.-Ф. Мельцер). В настоящее время в здании расположен Музей политической истории России.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Церковь Святого Креста (Рига)

News image

Литературный музей (Красноярск)

News image

Собор Преображения Господня (Новосибирск)

News image

Собор Непорочного Сердца Божией Матери (Иркутск)

News image

Храм Преображения Господня (Тверь)

News image

Саграда Фамилия

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Художники-модернисты на Tajan

News image

Французский аукционный дом Tajan 20 сентября проведет торги Modern art. Будет представлена коллекция из 144 произведений европей...

Модернизм в русской живописи

News image

Движение модернизма в русской живописи В 90-х гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль—модерн. Определилась программа н...

Модерн в архитектуре:

Специфические особенности екатеринбургского модерна

News image

Историческая застройка центра современного Екатеринбурга в массе своей представлена зданиями и сооружениями второй половины XIX ...

От мотива к композиции

News image

В фасадном декоре модерна есть устойчивый набор элементарных форм, которые служат основой для создания всевозможных композиц...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Стиль арт-нуво в интерьере

Французское слово L’Art Nouveau, которым обозначен новый стиль в интерьере, в переводе на русский означает «новое искусство»....

News image

Конструктивизм в архитектуре

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весн...

News image

Неопластицизм

Неопластицизм — введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. ...

Сюрреализм:
News image

Мораль и этика

Оба момента — и моральный, и эстетический — онтологически вписаны в творческую сущность личности и свидетельствуют о ее сопричас...

News image

Гоген

Характеризуя творчество Гогена, его привязанность к пейзажам и обитателям острова Таити, М. Недонсель пишет: «Восприятия или вос...

News image

Идея двух миров

Идея двух миров была определяющей также для символистской эстетики и искусства. Но как в романтизме, так и в символизме нездешня...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image