Главная - Здания в стиле модерн - Особняк Кшесинской

Новые заметки:




Особняк Кшесинской

Модерн в искусстве - Здания в стиле модерн

особняк кшесинской

Особня к Кшеси нской (улица Куйбышева (Большая Дворянская ул.), дом 2 / Кронверкский проспект, дом 1) — памятник архитектуры в стиле модерн в Санкт-Петербурге.

Построен в 1904—1906 годах в стиле «северный модерн» архитектором А. И. фон Гогеном для балерины Матильды Кшесинской. В оформлении интерьеров принимал участие арх. А. И. Дмитриев.

Архитектурные особенности

Здание — классический пример северного модерна — отличается асимметричным планом и композицией разновысоких объёмов. Свободная ритмика разных по размерам окон отвечает расположению помещений. Использовано контрастное сочетание отделочных материалов: красного и серого гранита, облицовочного кирпича и майоликовой плитки, декоративного металла. Внутреннее пространство организовано в виде анфилады с остеклённым зимним садом.

Интерьеры были оформлены в стиле модерн. В советское время оформление было утрачено, но, начиная с середины 1980-х, частично восстановлено.

История использования здания
1917 год

Во время Февральской революции Кшесинская вместе с сыном Володей в спешке покинула свой особняк. Опустевшее здание было самовольно занято солдатами мастерских запасного автобронедивизиона. По договоренности с ними Петербургский комитет РСДРП(б), его военная организация, а затем и ЦК РСДРП(б), экспедиция газеты «Правда», редакция газеты «Солдатская правда» перебрались в особняк. С 3 (16) апреля 1917 по 4 (17) июля 1917 здесь работал и произносил речи с балкона особняка В. И. Ленин. Так дом превратился, как писали петроградские газеты, в главный штаб ленинцев .

Кшесинская предприняла попытки вернуть свою собственность. В письме на имя прокурора Петроградской судебной палаты она просила: 1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него. 2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме .

Но прокурор лишь запросил управление запасного автобронедивизиона о возможности освободить от постоя дом Кшесинской ввиду ее ходатайства и затребовал от комиссариата милиции Петроградского района дознание о расхищенном имуществе . Тогда по поручению Кшесинской её адвокат присяжный поверенный Владимир Хесин возбудил в суде гражданский иск о выселении. В качестве одного из ответчиков истицей был указан кандидат прав В.И. Ульянов (лит. псевдоним — Ленин) . Интересы ответчиков взялся представлять адвокат М.Ю. Козловский.

5 мая 1917 года мировой судья 58-го участка Чистосердов постановил: Выселить из дома N 2-1 по Б. Дворянской ул. в течение 20 дней все революционные организации со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества . Иск в отношении В. Ульянова был оставлен без рассмотрения в связи с непроживанием его в особняке. После этого Центральный и Петербургский комитеты РСДРП(б) вынуждены были официально заявить о выезде из особняка Кшесинской, но военная организация партии наотрез отказалась выполнить судебное решение, а Петербургский комитет также вскоре фактически вернулся обратно.

Утром 6 июля 1917 года во время вооруженного конфликта с большевиками правительственные войска заняли здание. После этого особняк был занят самокатным батальоном, прибывшим в Петроград. Солдаты хозяйничали в особняке, разрушая и растаскивая все, что еще осталось. Адвокат Хесин продолжал подавать новые иски, теперь добиваясь не только возвращения здания прежней владелице, но и возмещения нанесённого ущерба, который он оценил в треть миллиона рублей. Но сама Кшесинская 13 июля 1917 года навсегда покинула Петроград, отправившись в Кисловодск, где у нее была дача и где ждал её будущий муж великий князь Андрей Владимирович.

После 1917 года
После Октябрьской революции до 1938 г. в особняке размещались учреждения Петросовета, Институт общественного питания, ленинградское отделение Общества старых большевиков. В 1938—56 — Музей С. М. Кирова (в 1956 г. переведён в «Дом Бенуа» на Каменноостровском пр.). С 1957 по 1991 год — музей Революции. При реконструкции в 1957 году по пректу арх. Н.Н. Надёжина соединён новым корпусом с бывшим особняком В. Э. Брандта (1909—1910, арх. Р.-Ф. Мельцер). В настоящее время в здании расположен Музей политической истории России.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дом со слонами

News image

Дом Грибушина

News image

Дом Бальо

News image

Церковь Святого Креста (Рига)

News image

Дом Горелика

News image

Кирха в Мельниково

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Модерн и символизм в живописи и графике Одилона Редона

News image

Описание: Одилон Редон — французский живописец и один из основателей «Общества независимых художников». Творчество Редона раздел...

Движение модернизма в русской живописи

News image

В 90-х гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль—модерн. Определилась программа нового искусства

Модерн в архитектуре:

Модерн в архитектуре дальневосточных городов

News image

Исследование показало, что в дальневосточные города модерн был привнесен из Маньчжурии, где он внедрялся архитекторами Санкт-Пет...

Модерн - стиль архитектуры и дизайна

News image

К модерну можно относиться по-разному. Кому-то стиль модерн кажется чересчур декоративным и неестественным, а кто-то находит в е...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Постимпрессионизм

Постимпрессиони зм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники...

News image

Стиль арт-нуво в интерьере

Французское слово L’Art Nouveau, которым обозначен новый стиль в интерьере, в переводе на русский означает «новое искусство»....

News image

Конструктивизм в архитектуре

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весн...

Сюрреализм:
News image

Мадкиз де Сад

Сюрреалистический мятеж заключен в узкие рамки психического сопротивления. В этом качестве оп приравнен сюрреалистами к другим у...

News image

Сущность сюрреализма

В соответствии с теорией сюрреализма изначально для художника не существует не только непосредственно изображаемого предмета, ...

News image

Жизнестойкость сюрреалистических идей

С тех пор, как в 1924 г. в Париже был опубликован «Первый манифест» сюрреализма, в котором сказано о рождении нового движения, п...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image