Главная - Здания в стиле модерн - Особняк Кшесинской

Новые заметки:



Особняк Кшесинской

Модерн в искусстве - Здания в стиле модерн

особняк кшесинской

Особняк Кшесинской (улица Куйбышева (Большая Дворянская ул.), дом 2 / Кронверкский проспект, дом 1) — памятник архитектуры в стиле модерн в Санкт-Петербурге.

Построен в 1904—1906 годах в стиле «северный модерн» архитектором А. И. фон Гогеном для балерины Матильды Кшесинской. В оформлении интерьеров принимал участие арх. А. И. Дмитриев.

Архитектурные особенности

Здание — классический пример северного модерна — отличается асимметричным планом и композицией разновысоких объёмов. Свободная ритмика разных по размерам окон отвечает расположению помещений. Использовано контрастное сочетание отделочных материалов: красного и серого гранита, облицовочного кирпича и майоликовой плитки, декоративного металла. Внутреннее пространство организовано в виде анфилады с остеклённым зимним садом.

Интерьеры были оформлены в стиле модерн. В советское время оформление было утрачено, но, начиная с середины 1980-х, частично восстановлено.

История использования здания
1917 год

Во время Февральской революции Кшесинская вместе с сыном Володей в спешке покинула свой особняк. Опустевшее здание было самовольно занято солдатами мастерских запасного автобронедивизиона. По договоренности с ними Петербургский комитет РСДРП(б), его военная организация, а затем и ЦК РСДРП(б), экспедиция газеты «Правда», редакция газеты «Солдатская правда» перебрались в особняк. С 3 (16) апреля 1917 по 4 (17) июля 1917 здесь работал и произносил речи с балкона особняка В. И. Ленин. Так дом превратился, как писали петроградские газеты, в главный штаб ленинцев .

Кшесинская предприняла попытки вернуть свою собственность. В письме на имя прокурора Петроградской судебной палаты она просила: 1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него. 2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме .

Но прокурор лишь запросил управление запасного автобронедивизиона о возможности освободить от постоя дом Кшесинской ввиду ее ходатайства и затребовал от комиссариата милиции Петроградского района дознание о расхищенном имуществе . Тогда по поручению Кшесинской её адвокат присяжный поверенный Владимир Хесин возбудил в суде гражданский иск о выселении. В качестве одного из ответчиков истицей был указан кандидат прав В.И. Ульянов (лит. псевдоним — Ленин) . Интересы ответчиков взялся представлять адвокат М.Ю. Козловский.

5 мая 1917 года мировой судья 58-го участка Чистосердов постановил: Выселить из дома N 2-1 по Б. Дворянской ул. в течение 20 дней все революционные организации со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества . Иск в отношении В. Ульянова был оставлен без рассмотрения в связи с непроживанием его в особняке. После этого Центральный и Петербургский комитеты РСДРП(б) вынуждены были официально заявить о выезде из особняка Кшесинской, но военная организация партии наотрез отказалась выполнить судебное решение, а Петербургский комитет также вскоре фактически вернулся обратно.

Утром 6 июля 1917 года во время вооруженного конфликта с большевиками правительственные войска заняли здание. После этого особняк был занят самокатным батальоном, прибывшим в Петроград. Солдаты хозяйничали в особняке, разрушая и растаскивая все, что еще осталось. Адвокат Хесин продолжал подавать новые иски, теперь добиваясь не только возвращения здания прежней владелице, но и возмещения нанесённого ущерба, который он оценил в треть миллиона рублей. Но сама Кшесинская 13 июля 1917 года навсегда покинула Петроград, отправившись в Кисловодск, где у нее была дача и где ждал её будущий муж великий князь Андрей Владимирович.

После 1917 года

После Октябрьской революции до 1938 г. в особняке размещались учреждения Петросовета, Институт общественного питания, ленинградское отделение Общества старых большевиков. В 1938—56 — Музей С. М. Кирова (в 1956 г. переведён в «Дом Бенуа» на Каменноостровском пр.). С 1957 по 1991 год — музей Революции. При реконструкции в 1957 году по пректу арх. Н.Н. Надёжина соединён новым корпусом с бывшим особняком В. Э. Брандта (1909—1910, арх. Р.-Ф. Мельцер). В настоящее время в здании расположен Музей политической истории России.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Особняк Кшесинской

News image

Дом Мила

News image

Парк Гуэля

News image

Метрополь (гостиница, Москва)

News image

Храм Лурдской Божией Матери (Санкт-Петербург)

News image

Особняк Фолленвейдера

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Картины в стиле Модерн

News image

Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было академическое ...

Близнецы и братья. Модерн, ар нуво, югендстиль, либерти, сецессион, ар деко и другие

News image

В конце XIX и начале XX века искусство Европы и Америки захлестнул мощный поток нового всеохватывающего стиля – «модерн» (фр....

Модерн в архитектуре:

Архитектура модерна

News image

Архитектура модерна — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного нап...

Модерн от Фонтанки до Рубенштейна

News image

Один из известнейших архитекторов Санкт-Петербурга, поэт северного модерна Федор Иванович Лидваль родился 1870 году в шведской с...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Конструктивизм возрождается

В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. И...

News image

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники ...

News image

Фовизм

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставк...

Сюрреализм:
News image

Персонализм

И, наконец, еще один момент, питающий персоналистское понимание художественного творчества. Во французском персонализме сделана ...

News image

Мораль и этика

Оба момента — и моральный, и эстетический — онтологически вписаны в творческую сущность личности и свидетельствуют о ее сопричас...

News image

Сюрреализм как продолжение романтизма

Сюрреалистов называли крайними романтиками или отчаянными детьми романтизма (В.Крастр). Действительно, сюрреалистическая п...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image

Warning: fopen(/var/www/p11202/data/www/emodern.ru/components/com_sh404sef/cache/shCacheContent.php) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/p11202/data/www/emodern.ru/components/com_sh404sef/shCache.php on line 108