Главная - Здания в стиле модерн - Особняк Кшесинской

Новые заметки:




Особняк Кшесинской

Модерн в искусстве - Здания в стиле модерн

особняк кшесинской

Особняк Кшесинской (улица Куйбышева (Большая Дворянская ул.), дом 2 / Кронверкский проспект, дом 1) — памятник архитектуры в стиле модерн в Санкт-Петербурге.

Построен в 1904—1906 годах в стиле «северный модерн» архитектором А. И. фон Гогеном для балерины Матильды Кшесинской. В оформлении интерьеров принимал участие арх. А. И. Дмитриев.

Архитектурные особенности

Здание — классический пример северного модерна — отличается асимметричным планом и композицией разновысоких объёмов. Свободная ритмика разных по размерам окон отвечает расположению помещений. Использовано контрастное сочетание отделочных материалов: красного и серого гранита, облицовочного кирпича и майоликовой плитки, декоративного металла. Внутреннее пространство организовано в виде анфилады с остеклённым зимним садом.

Интерьеры были оформлены в стиле модерн. В советское время оформление было утрачено, но, начиная с середины 1980-х, частично восстановлено.

История использования здания
1917 год

Во время Февральской революции Кшесинская вместе с сыном Володей в спешке покинула свой особняк. Опустевшее здание было самовольно занято солдатами мастерских запасного автобронедивизиона. По договоренности с ними Петербургский комитет РСДРП(б), его военная организация, а затем и ЦК РСДРП(б), экспедиция газеты «Правда», редакция газеты «Солдатская правда» перебрались в особняк. С 3 (16) апреля 1917 по 4 (17) июля 1917 здесь работал и произносил речи с балкона особняка В. И. Ленин. Так дом превратился, как писали петроградские газеты, в главный штаб ленинцев .

Кшесинская предприняла попытки вернуть свою собственность. В письме на имя прокурора Петроградской судебной палаты она просила: 1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него. 2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме .

Но прокурор лишь запросил управление запасного автобронедивизиона о возможности освободить от постоя дом Кшесинской ввиду ее ходатайства и затребовал от комиссариата милиции Петроградского района дознание о расхищенном имуществе . Тогда по поручению Кшесинской её адвокат присяжный поверенный Владимир Хесин возбудил в суде гражданский иск о выселении. В качестве одного из ответчиков истицей был указан кандидат прав В.И. Ульянов (лит. псевдоним — Ленин) . Интересы ответчиков взялся представлять адвокат М.Ю. Козловский.

5 мая 1917 года мировой судья 58-го участка Чистосердов постановил: Выселить из дома N 2-1 по Б. Дворянской ул. в течение 20 дней все революционные организации со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества . Иск в отношении В. Ульянова был оставлен без рассмотрения в связи с непроживанием его в особняке. После этого Центральный и Петербургский комитеты РСДРП(б) вынуждены были официально заявить о выезде из особняка Кшесинской, но военная организация партии наотрез отказалась выполнить судебное решение, а Петербургский комитет также вскоре фактически вернулся обратно.

Утром 6 июля 1917 года во время вооруженного конфликта с большевиками правительственные войска заняли здание. После этого особняк был занят самокатным батальоном, прибывшим в Петроград. Солдаты хозяйничали в особняке, разрушая и растаскивая все, что еще осталось. Адвокат Хесин продолжал подавать новые иски, теперь добиваясь не только возвращения здания прежней владелице, но и возмещения нанесённого ущерба, который он оценил в треть миллиона рублей. Но сама Кшесинская 13 июля 1917 года навсегда покинула Петроград, отправившись в Кисловодск, где у нее была дача и где ждал её будущий муж великий князь Андрей Владимирович.

После 1917 года

После Октябрьской революции до 1938 г. в особняке размещались учреждения Петросовета, Институт общественного питания, ленинградское отделение Общества старых большевиков. В 1938—56 — Музей С. М. Кирова (в 1956 г. переведён в «Дом Бенуа» на Каменноостровском пр.). С 1957 по 1991 год — музей Революции. При реконструкции в 1957 году по пректу арх. Н.Н. Надёжина соединён новым корпусом с бывшим особняком В. Э. Брандта (1909—1910, арх. Р.-Ф. Мельцер). В настоящее время в здании расположен Музей политической истории России.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дом Кроля

News image

Дом Висенс

News image

Храм Лурдской Божией Матери (Санкт-Петербург)

News image

Собор Непорочного Сердца Божией Матери (Иркутск)

News image

Музей градостроительства и быта

News image

Дом с химерами (Харьков)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Изобразительное искусство XX века

News image

Утрату ценностных ориентиров, характерную для культуры XX столетия, легче всего проследить в изобразительных искусствах. Искусст...

Живопись стиля модерн

News image

В стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры 19 в. мастера модерна использовали новые технические и конструктивные ...

Модерн в архитектуре:

Колористика московской архитектуры модерна

News image

Однако, обладая несомненными достоинствами, московский модерн привел и к невосполнимым потерям: в застройке Москвы на рубеже XIX...

Модерн в России

News image

В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

История сюрреализма

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к с...

News image

Конструктивизм под запретом

Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие...

News image

Русский футуризм

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея»...

Сюрреализм:
News image

Коллективное творчество

Одними из первых они использовали «коллективное творчество», которое считается самым сюрреалистическим способом создания произве...

News image

Сущность сюрреализма

В соответствии с теорией сюрреализма изначально для художника не существует не только непосредственно изображаемого предмета, ...

News image

Выводы Фрейда

Теоретические выводы Фрейда, касающиеся искусства, его трактовка художественной деятельности стали исходным пунктом эстетических...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image