Развитие абстрактного искусства
О модерне - Абстракционизм как направление модерна |
С середины XIX в. живопись, графика, скульптура обращаются к тому, что недоступно непосредственному изображению. Все более интенсивно разворачиваются поиски новых изобразительных средств, способов типизации, повышенной экспрессии, универсальных символов, сжатых пластических формул. С одной стороны, это направлено на отображение внутреннего мира человека — его эмоциональных психологических состояний, с другой — на обновление видения предметного мира. В 1900-е годы открытие — вначале в Испании, а потом во Франции — первобытного и чуть позднее традиционного ( примитивного ) искусства решительно меняет представление о значении условных форм в изобразительном искусстве.
Состояние, в котором находится в это время искусство, можно назвать перманентной эстетической революцией; главные события происходят во Франции. Универсальная международная выставка 1900 в Париже, на авеню Николая II, была первой официальной экспозицией, включавшей работы еще скандальных в это время художников: Э.Мане, К.Моне, О.Ренуара и других импрессионистов, а также П.Гогена и П.Сезанна. В 1904 новейшая французская живопись, показанная в Германии, произвела ошеломляющее впечатление на немецких художников и послужила толчком к созданию молодежного Союза, в который вошли будущие знаменитые экспрессионисты: Э.Л.Кирхнер, К.Шмидт-Роттлюф и др.
С 1905 по 1910 в западноевропейском искусстве происходит последовательная деконструкция классической изобразительной системы, радикальная смена эстетических установок. После того как импрессионизм — впервые в истории искусства — внес в живопись структурные (нестилистические) изменения, французские фовисты и немецкие экспрессионисты меняют отношение к цвету, рисунку, которые окончательно выходят из подчинения натуре. Затем кубизм освобождает живопись от нарративности повествовательного сюжета.
Если живопись, так же как другие искусства, — это не столько демонстрация мастерства — создание произведения, сколько способ самовыражения, тогда абстрактное искусство надо признать наиболее продвинутой ступенью изобразительной деятельности. Это восхождение демонстрирует творческая эволюция пионера абстракционизма — Кандинского, которая проходит ряд этапов, включая академический рисунок и реалистическую пейзажную живопись, прежде чем выйти в свободное пространство цвета и линии. Абстрактная композиция — это тот последний, молекулярный, уровень, на котором живопись еще остается живописью. Дальше — распад.
Доказательством моего бытия, — говорит один из современных художников, — является не мое имя, мое тело — они исчезнут в океане времени, а вымысел, создание видимости (Francllin C. Jean Le Gac. Цит. по: Милле К. Современное искусство Франции. Минск, 1995, с. 235).
Творчество — самый интимный, аутентичный способ самоутверждения, в котором остро нуждается человек. Эта потребность охватывает все большие массы людей (о чем, в частности, свидетельствуют учащающиеся жестокие способы коллективного и индивидуального утверждения своей аутентичности).
Абстрактное искусство — самый доступный и благородный способ запечатлеть личное бытие, причем в форме, подобной факсимильному оттиску. В то же время это прямая реализация свободы.
Читайте: |
---|