Абстракционизм – свобода или строгая техника? (В рамках стиля)
О модерне - Абстракционизм как направление модерна |
Абстрактное понятие — мысленная конструкция, представляющая собой какой либо концепт или идею, способные олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. (Википедия)
Впервые этот жанр искусства был заявлен такими художниками как Василий Кандинский, Пит Мондриан и Казимир Малевич (автор небезызвестного Чёрного квадрата). Отказавшиеся от вещественности художники, создали прецедент и дерзко осуществили вечную мечу любого художника - донести до зрителя чистые эмоции, мысль не ограниченную ситуацией или формой. Их картины расширили горизонт восприятия до личных пределов каждого наблюдателя столкнувшегося с их работами. Новое течение вызвало восторг в художественных кругах, и в то же время породило массу споров – искусство ли это? Возможно ли, назвать композицией набор пятен, линий и геометрических форм, раму для картин обрамляющую эти пятна или символы, и к тому же, зачастую, нарисованную с использованием самых разных и, казалось бы, несовместимых техник? Ответы на эти вопросы предлагались многими, однако единство так и не было достигнуто, хоть имена критиков и были на слуху и организованные выставки проходили в довольно именитых галереях. Так, например, абстракционистов выставляли: Нью-Йоркский Музей Соломона Гуггенхайма (The Solomon R. Guggenheim Museum, New-York), галерея Бетти Парсон, где выставлялись такие художники как Барнет Ньюмен и Роберт Раушенберг…
Однако, прошло время. И новое искусство, иррациональное по природе своей, зовущее неведомо куда, за границы картинной рамы, за границы холста, вглубь воображения... Как выяснилось, также оказалось подчинённым определённым законам.
Абстракционизм как направление, призывающее к сотворению художником новой реальности, почти никак не связанной с реальностью нас окружающей всё равно оказался привязанным к геометрии и некотрым техникам. Конечно они были не совсем академичны для искусства того времени, но и не безизвестны. Во всяком случае не все. Так, например, рассматривая работы художников абстракционистов 50х годов можно увидеть преобладание прямолинейного геометризма, в работах художников поздних десятилетий – преобладает техника – Дриппинга (Разбрызгивания красок на холст). Теоретики абстракционизма говорят, что глядя на работы Сезанна можно сказать, что истоки этого направления лежат и вовсе в кубизме. Это течение ухода, оно родилось от идеальной реальности кубизма, и представляет собой полную его противоположность – абсолютное отсутствие формы и сюжетной канвы. Так это или нет, нам неизвестно, но факт остаётся фактом, сегодня картины абстракционистов весьма популярны и распространены не менее широко, чем полотна представителей старых школ. Сегодняшний абстракционизм насчитывает сотни имён, и тысячи работ поражающих смелостью и размахом экспериментов. Некогда новое искусство стало привычным и уверенно заняло свою нишу в многообразном мире художественных стилей.
Читайте: |
---|