Главная - Здания в стиле модерн - Толстовский дом

Новые заметки:




Толстовский дом

Модерн в искусстве - Здания в стиле модерн

толстовский дом

Толстовский дом — неофициальное, но широко распространённое название знаменитого дома в Санкт-Петербурге (улица Рубинштейна 15-17, или набережная реки Фонтанки 54).

Архитектор дома — Ф. И. Лидваль. Дом строился при участии техника Д. Д. Смирнова[1][2] — ученика Ф. И. Лидваля.

Архитектурный стиль — «северный модерн».

Первые владельцы дома

Дом был построен в 1910—1912 годах по заказу генерал-майора графа Михаила Павловича Толстого[3] (внучатого племянника героя Отечественной войны 1812 года П. А. Толстого).

С 1913 года, после его смерти, владелицей дома стала его вдова графиня Ольга Александровна Толстая, урождённая княжна Васильчикова (дочь князя Александра Илларионовича Васильчикова — секунданта[4] на дуэли М. Ю. Лермонтова с Н. С. Мартыновым).

В 1918 году дом был национализирован.

Архитектурно-планировочная характеристика дома

В отделке дома видны элементы, характерные именно для творчества Ф. И. Лидваля: высокие «ренессансные» арки-проезды, лоджии на верхних этажах, сдержанность и изысканность декоративного оформления, удобство и освещённость жилых помещений.

При постройке сразу была предусмотрена прачечная, водопровод, лифты. Этот дом задумывался как дом для всех сословий: в нём были квартиры для людей разного достатка, от скромных до роскошных.

В сложную планировку здания включена последовательность трёх соединённых арками проходных дворов, ведущая с улицы Рубинштейна на набережную реки Фонтанки. Из-за неправильной конфигурации участка продольная ось дворов имеет излом, поэтому аркады не образуют сквозной перспективы. Эти три парадных двора Толстовского дома декорированы так же тщательно, как и фасады (по сторонам от дома имеются менее декорированные дворы, куда выходят «чёрные ходы» из квартир Толстовского дома). В отделке фасадов использовались тёсаный известняк, кирпич и штукатурка.

Первоначально проезды находились по центру дворов, а небольшими газончиками были заняты только очень узкие полоски вдоль своеобразной улицы. В советское время облик дворов был значительно изменён: посередине дворов, в проездах, были разбиты газоны, на которых были высажены тополя, а вместо восьмиугольной клумбы был установлен фонтан с бетонным вазоном посередине. Таким образом, исчезла задуманная Ф. И. Лидвалем внутренняя улица (иногда поэтически называемая улицей зодчего Лидваля).

ТСЖ «Толстовский дом»

В 2008 году в доме создано ТСЖ «Толстовский дом», председателем которого с 2009 года является искусствовед и культуролог Марина Николаевна Колотило

ТСЖ предпринимает усилия по ремонту, реставрации и сохранению Толстовского дома. В настоящее время Толстовский дом имеет искажения в архитектурном облике, внесённые «ремонтами» некоторых жителей (например: надстройка-«курятник» над мансардой во дворе со стороны Фонтанки) и городских жилищно-коммунальных служб.

По инициативе М.Н.Колотило при ТСЖ на общественных началах создаётся музей «Толстовский дом» и готовится программа празднования 100-летия Толстовского дома[5].

К столетию начала строительства Толстовского дома издана книга «Толстовский дом. Люди и судьбы»[5] и плакат с поздравлениями жителей с этой знаменательной датой.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Парк Гуэля

News image

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»

News image

Дом с химерами (Харьков)

News image

Торговый дом Ижболдиных

News image

Толстовский дом

News image

Кирха Святой Марии Магдалины (Приморск)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Картины в стиле Модерн

News image

Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было академическое ...

Русский Модерн: архитектура и живопись

News image

В живописи русского Модерна тенденции декоративной стилизации, близкие к франко-бельгийскому Ар-Нуво соседствовали с ориентальны...

Модерн в архитектуре:

Рождение модерна (архитектурная прогулка)

News image

Мы все растем в архитектурной среде разных временных слоев. Чаще из купчинско-охтинских сот социалистического шаблона по выхо...

Колористика московской архитектуры модерна

News image

Однако, обладая несомненными достоинствами, московский модерн привел и к невосполнимым потерям: в застройке Москвы на рубеже XIX...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Сюрреализм

Сюрреали зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отли...

News image

История сюрреализма

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к с...

News image

Супрематизм

Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С....

Сюрреализм:
News image

Объективный мир

Дело в том, что сюрреалисты столкнулись с упорной способностью мышления функционировать по законам, которые выработались за весь...

News image

Совместное творчество и разногласия сюрреалистов

На первом этапе (1922-1925) сюрреалисты сообща организовывали публичные демонстрации, коллективные выставки, проводили экспери...

News image

Коллективное творчество

Одними из первых они использовали «коллективное творчество», которое считается самым сюрреалистическим способом создания произве...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image