Мораль и этика
О модерне - Сюрреализм как направление модерна |
Оба момента — и моральный, и эстетический — онтологически вписаны в творческую сущность личности и свидетельствуют о ее сопричастности с «божественной трансценденцией». Художник, пишет М. Недонсель, видит мир в Боге и намеревается реализовать Бога в этом мире . Именно так понимает он суть «интенционального эффекта» искусства: в произведении искусства художник, преобразуя реальность и воздействуя на живые индивидуальности, устремляет их к Богу. «Сотрудничество с завуалированным божеством», раскрытие «соседства» человеческой сущности с божественной вменяется художественному творчеству в качестве высшей и конечной цели.
Таким образом, интенциональность художественного
творчества в персонализме НедонСеля имеет как бы два горизонта: с одной стороны, это человеческие личности, которым адресуется искусство (личностная коммуникация), с другой — это божественная трансценденция, зашифрованным кодом которой является искусство. Искусство у Недонселя, как и у Мунье, выступает как способ сообщения и выражения божественной трансценденции, и понять искусство можно, только вступив на путь коммуникации с Богом. В итоге «непосредственная» коммуникация духовных миров опосредуется коммуникацией с божественной трансценденцией.
Читайте: |
---|