Гоген
О модерне - Сюрреализм как направление модерна |
Характеризуя творчество Гогена, его привязанность к пейзажам и обитателям острова Таити, М. Недонсель пишет: «Восприятия или воспоминания, из которых он (Гоген.— И. В.) исходил, ему были необходимы, но он не придерживался их. Он отдавал предпочтение той или иной черте, он изобретал тот или иной оттенок, он очищал, изменял, переделывал грубую данность, чтобы лучше проникнуть в суть чарующего острова, которая в конечном итоге постоянно ускользала от него» .
Таким образом, художник, согласно М. Недонселю, является демиургом в двух смыслах: с одной стороны, он создает новую реальность, произведение, которое является сплавом объективных характеристик внешнего мира и субъективных свойств творящей личности; с другой стороны, созданное произведение не является законченным, и эта незаконченность проявляется не только в том, что бытие, взятое в качестве модели, не воспроизводится полностью в произведении, но так же и в том, что произведение искусства «создано только для того, чтобы быть воссозданным». Всякое художественное произведение предназначено для «прочтения», для восприятия — в этом, по мысли персоналиста, характернейшая особенность художественного творчества. «Искусство,— пишет М. Недонсель,— нацелено на живую индивидуальность; оно остается самим собой только благодаря постоянно новым заимствованиям у нашей человеческой субстанции» 5Э.
Итак, художественное произведение, согласно М. Недонселю, является местом встречи личностей — личности, создавшей это произведение, и личностей, воспринимающих его, причем эта встреча возможна только потому, что произведение, становясь объектом восприятия, вовсе не совпадает с воспринимающим его субъектом, а побуждает его к творчеству, к новому прочтению мира, окружающей действительности.
Читайте: |
---|