Выводы Фрейда
О модерне - Сюрреализм как направление модерна |
Теоретические выводы Фрейда, касающиеся искусства, его трактовка художественной деятельности стали исходным пунктом эстетических основ сюрреализма. Сюрреалисты безоговорочно восприняли выводы психоанализа об искусстве как особой области сублимации инстинктов, о бессознательном как стимуле и основной цели художественного творчества, о маскировке в образах искусства сексуальных и агрессивных комплексов и т. п.
Не останавливаясь специально на эстетических воззрениях . Фрейда, на его теории художественного творчества, рассмотрим, как практически сюрреалисты воплощали в своей художественной практике его установки и выводы.
Проблема понимания процесса художественного творчества в сюрреализме сведена к задаче непосредственного и последовательного высвобождения скрытых био-пси-хических сил человека. В теории психоанализа сюрреалисты находят конкретные указания, в чем, каким образом и насколько проявляются в человеке бессознательные влечения. Речь идет об определенных психических состоя-ниях, рациональный момент в которых сведен к минимуму. Внимание сюрреалистов сосредоточено на различных психозах, на безумии, на чувство слепого бупта и непримиримости по отношепию к окружающей среде, на сексуальном влечении, на наркотических состояниях, опьянении, наконец, на сне и состоянии транса, гиппоза. Интерес к такого рода состояниям настолько пристальный, так много о них написано сюрреалистами, что можно, пожалуй, рассматривать сюрреализм не как школу, доктрину или метод, а как особый психический настрой. П. Вальдберг, бывший одно время участником движения, считает, что «сюрреализм не может быть определен простым образом… Его можно было бы описать как состояние: состояние благодарности или исступления, когда речь идет о парении на крыльях воображаемого или о полном отказе от данпой реальности» .
Читайте: |
---|