Главная - Модерн в архитектуре - Декорация Москвы эпохи модерна (особняк Петра Смирнова)

Новые заметки:



Декорация Москвы эпохи модерна (особняк Петра Смирнова)

Модерн в искусстве - Модерн в архитектуре

декорация москвы эпохи модерна (особняк петра смирнова)

Историческая справка:

Впервые дом на этом участке упоминается в архивах нашего города в 1759 году и принадлежит конной гвардии ротмистру Василию Васильевичу сыну Истлентьеву. В 1763 году дом перешел к камергеру генерал-поручику Александру Григорьеву сыну Петрово-Соловова. В 1818 году дом уже числится за генерал-поручиком действительным камергером графом Владимиром Григорьевичем Орловым. В квартирной книге Тверской части за этот год написано, что «Двухэтажный флигель обстроен в 1815, а главный корпус в целости, а прочее отстраивается с 1817 г.». Последующие владельцы: коллежский советник Г. П. Апухтин, камер-юнкерша О. И. Горчакова, камергер и коллежский советник П. А. Базелевский, потомственный почетный гражданин Н. П. Малютин.

Петр Петрович Смирнов (1868 – 1910гг.) – директор торгового дома «П. А. Смирнов в Москве» (источник), был членом Московского совета детских приютов, попечителем Долгоруковского детского приюта, старостой Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля. Смирнов купил особняк на Тверском бульваре в 1900 году (по легенде) для своей любовницы. В 1906 году он сдал дом под клуб московского дворянского собрания: здесь работал ресторан, проходили концерты, велись азартные игры. В 1912 году вдова Смирнова хотела, но так и не открыла здесь синематограф. После того как Евгения Смирнова продала этот дом и до самой революции здесь располагалось Московское судебное управление. В советское время народный суд и военная прокуратура, судебные заседания проходили с Романском зале. В настоящее время владельцем особняка является фирма «Мелодия». Он попал к ней вот при каких обстоятельствах. Правительство города перед визитом в Москву английской королевы в 1994 году собиралось вернуть англиканской церкви храм Св. Андрея в Вознесенском пер.д.8 (его занимала тогда «Мелодия»). Для компании грамзаписи срочно подыскивали новое помещение, как они просили, с двумя залами рядом… и «нашли» этот особняк на Тверском бульваре. Сейчас в правом крыле здания находится московское отделение пенсионного фонда РФ. В помещениях пенсионного фонда неоклассические интерьеры (не уникальные, в отличие от той части дома, по которой пройдет наше экскурсия).

Особняк Смирнова перестраивался в стиле «модерн» лучшим российским зодчим того времени Федором Осиповичем Шехтелем одновременно с особняком Зинаиды Морозовой на Спиридоновке (сейчас Дом приемов МИДа). Шехтель не только готовил проект, но и контролировал строительство, лично сдавал объект заказчику. На примере этого дома можно проследить всю эволюцию творчества мастера. Шехтель перестраивал дом дважды – первый раз в 1901 – 1906 гг. и второй, по желанию наследников, в 1910-1913 гг., когда «модерн» уже вышел из архитектурной практики и конкурсные комитеты не принимали проекты, выполненные в этом стиле.

18 мая – день музеев и в Москве во многие интересные дома пускают… Я узнал, что будет экскурсия по особняку, который построил мой любимый архитектор Федор Шехтель, и с надеждой записался. Прогуливаясь в этом районе, я всегда заглядывался на строгий и в тоже время изящный фасад этого дома, на один из самых известных балконов эпохи модерна.

Я пришел за 10 минут до начала экскурсии; у парадного входа уже собралась компания нарядно одетых старушек. Они обсуждали, куда удалось попасть на прошлый день музеев, свои архитектурные предпочтения и посматривали на часы. Заметив экскурсовода еще у МХАТа им. Горького, стали причесываться...

Экскурсия началась с неожиданного факта – в доме 4 этажа, а не два, как кажется на первый взгляд. Первый этаж из-за повышения культурного слоя Тверского бульвара на 70 см стал подвалом, а четвертый этаж – мансарда, так искусно надстроенная, что на фасаде она не видна и не ухудшила вид дома с бульвара. Этого исчисления мы и будем придерживаться. На первом этаже находятся хозяйственные помещения. Второй этаж – парадный, его планировка классическая и представляет из себя анфиладу комнат, расположенную вдоль бульвара. Каждый зал решен в определенном историческом стиле. На третьем этаже жила прислуга и находились спальни хозяев. Мансарда надстроена в 90х годах 20 века.

История особняка типично московская, он как городская усадьба многократно перестраивался, обрастал пристройками, флигелями и в начале 20 века был под одним фасадом собран в единый ансамбль. Архитектор не уничтожал то, что было в доме до него, а старался переосмыслить это. Шехтель удалил ограды, прежде соединявшие правый и левый флигели с главным домом. За счет этого существенно увеличился объем жилых помещений. Ограды можно увидеть на старом плане дома (см. «Фасад дома 1834 г.»). Предложенная Шехтелем планировка объединила все помещения в новое пространство, отвечавшее потребностям хозяина. Проходя по дому, оказываешься на разных уровнях. В доме три лестницы, две из них парадные.

Северный парадный вестибюль и лестница
(время отделки конец 18 – начало 19 в., 1901 г.)
Северный парадный вестибюль и лестница сохранены в том виде, какими они были во время постройки этой городской усадьбы в 18 веке. Потолок сводчатый, высота его метра 3,5-4. В начале мраморной лестницы находятся «вылюты» - декоративные завитки. На самом деле главной лестницей, через которую входили гости была другая «западная», в правом крыле дома, где сейчас находится пенсионный фонд. Парадная лестница расходится на две малые; правая ведет во внутренние помещения, а левая в Готический кабинет.

Готический кабинет
(время отделки 1901 г.)
Накладные поперечные «ребра» и балки мореного дуба на потолке подлиные, они очищены от многих слоев краски, накопившейся за советский период жизни дома. Оригинальный паркет был утрачен, его пришлось восстанавливать полностью. Люстры (за исключением Романской гостиной), большая часть дверей, все портьеры особняка были изготовлены по фотографиям или, если информации не было, максимально приближены к стилю каждой комнаты.

Малая гостиная
(время отделки 1901 г.)
Двери выполнены из массива дуба, в верхней части воспроизведен рисунок с фасада дома. В доме было сделано паровое отопление, поэтому все камины, кроме этого, в проекте Шехтеля изначально были декоративными. Камин выполнен из темно-красного мрамора, внутренняя часть выстлана бирюзовым «кабанчиком». Потолок декорирован так называемым «ложным парусным сводом», по углам характерный для модерна орнамент из стилизованных розовых цветов и листьев.

Романская гостиная
(время отделки 1901 г.)
Это наиболее ценный интерьер особняка. Стены обшиты панелями из мореного дуба. Из него же выполнены подоконники и оконные рамы. Люстра в гостиной трофейная. Ее привез из Германии военный прокурор Москвы. Она выполнена в «югенстиле» (так назывался модерн в Швеции, Финляндии и Германии) и настолько гармонична интерьеру, что кажется была здесь всегда.

Камин – доминанта этого зала. Барельеф камина из гипса оформлен, многофигурной сценой рыцарской битвы. Внутри камин обложен темно-зеленым «кабанчиком». Материал капителей – камень песчаник. Все здесь гармонично. Витраж, изображающий виноград, созвучен интерьеру стилистически. Он создает в зале полумрак, в котором остальные детали интерьера звучат таинственно, кажутся не вполне реальными, сказочными – такими, ками мы и представляем себе ту очень далекую эпоху.

Напротив окна с витражом, в противоположной части зала, находится арка со стилизоваными романскими колоннами. Над ней на фоне орнамента в виде кедровых веток расположены пять медальонов с изображениями сказочных зверей.

В оформлении потолка использован кельтский орнамент. Карниз потолка отделяет нижний ярус от основного поля свода, он опирается на консоли с завершениями в виде человеческих голов, что является типичным романским мотивом.

Над аркой прохода в другую часть зала находится скульптурная консоль, изображающая «Битву дракона и собаки».

Витая дубовая лестница ведет на первый этаж в хозяйственные помещения.

Розовая гостиная
(время отделки 1901 г.)
Потолок этой комнаты - один из лучших примеров новаторского освещения, которое использовал Шехтель в своих интерьерах. Потолок по краям украшен лепниной в рокайльном стиле: растительные мотивы, по двум углам изображение женщины в тунике (частый для модерна мотив «декаденской дамы»). В наше время подобное освещение называется «точечным».

Большая гостиная в стиле позднего ренессанса
(время отделки 1901 г.)
Основное поля потолка заполнено плоскими рельефами «морской тематики»: маска Тритона в окружении сирен, нимфы на гиппокампах. На росписи потолка можно увидеть вензель хозяина дома. В центре потолка в прямоугольном поле, по-видимому, была роспись. Фотографий этого комнаты не сохранилось, поэтому восстанавливать ее не стали.
Именно в этой гостиной на фасаде здания находится балкон, но попасть на него невозможно. Он замурован и всегда выполнял только декоративную функцию. Но с каким успехом! Именно балкон при ассиметричном фасаде дома уравновешивает его крылья и создает ощущение цельности и гармонии.

Гостиная в греческом стиле
(время отделки 1901 г.)
Две ионические колонны выполнены в технике «искусственный мрамор». Реставраторы переделывали их дважды, чтобы добиться максимального сходства с оригиналом.

Фриз тянется горизонтально по периметру комнаты под потолком. Он решен в неоклассическом стиле, в отличие от древнегреческих аналогов фигуры плоские, только слегка выступают над поверхностью стены. Мотив фриза - состязание на колесницах.

Справа напротив дверей в Египетский зал видна ниша. Это закрытый вход на главную «западную» парадную (неоклассическую) лестницу. На стенах «западной» лестницы сохранились барельефы с фигурами Слав, держащих венки. Лестница эта сделана из белоснежного итальянского мрамора. Она очень красива, но в ней нет ничего неординарного, в отличие от остальной части дома, которую мы сейчас осматриваем.

Египетский зал
(время отделки 1901 г.)
Его назначение танцевальный зал, зал для приемов. Цветовая гамма зала бежево-золотистая. Несмотря на внушительные размеры, в нем по-домашнему уютно. Две стилизованые египетские колонны отделяют коридор от основного зала. Прежде на их месте была стена, Шехтель преобразовал ее в колонны. В нише основания каждой колонны он поставил сфинкса. Сохранилась фотография, на которой виден один из сфинксов с львиной головой.

По стенам на «козырьках» размещен рельеф – группа узких симметричных полос (мотив папируса), пространство между которыми украшено иероглифами. Центральная часть – крылатый солнечный диск со змеями - Атон.

Плафон выполнен в виде символического изображения Ра - бога солнца Древнего Египта. При ремонте кровли над Египетским залом реставраторы обнаружили старую вентиляцию. Оказалось, что светильник был несколько опущен от купола плафона и выполнял две функции, был источником света и закрывал вентиляционное отверстие. Шехтель активно использовал в своих проектах самые последние технические новшества. Вентиляция была очень актуальна для зала, в котором танцевало много людей.

Внутренний коридор
Двери из Египетского зала ведут во внутренний коридор (он параллелен парадной анфиладе), из которого можно попасть на «черную лестницу» и вернуться на «северную парадную лестницу».

Внутренний двор
Смирнов владел не только этим особняком (см. «Вид особняка со двора»), но и всем домовладением, которое включало не только особняк по красной линии Тверского бульвара, но и несколько строений во дворе. Они использовались как доходный дом. Зимний сад особняка остался в той части здания, где размещается Пенсионный фонд, поэтому реставрация его не коснулась (см. фото «Бывший зимний сад»).

Заканчивается экскурсия по дому, построенному Федором Шехтелем. Мастер не забыт! Одно знание, что живы его дома на Знаменке, Малой Никитской, на Мясницкой и на многих-многих улицах Москвы прибавляет поводов для оптимизма. У особняка Петра Смирнова начинается новая жизнь и она мне интересна, я ей сопереживаю…

Старушки, оживленно обсуждая увиденное, по двое-трое расходились… Я поблагодарил нашего экскурсовода… и вдруг открыл дверь в Романскую гостиную. Без публики этот зал производит особое впечатление, я бы сказал благородной торжественности… Я постоял минуту, мне захотелось унести это ощущение с собой, в ту жизнь, которая уже ждет меня за дверью этого дома.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Парк Гуэля

News image

Дом Бальо

News image

Храм Лурдской Божией Матери (Санкт-Петербург)

News image

Дача Клячко

News image

Толстовский дом

News image

Храм Преображения Господня (Тверь)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Культурная ситуация под знаком модернизма

News image

Его искусствоведы понимают двояко — в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, шк...

Живопись стиля модерн

News image

В стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры 19 в. мастера модерна использовали новые технические и конструктивные ...

Модерн в архитектуре:

Специфические особенности екатеринбургского модерна

News image

Историческая застройка центра современного Екатеринбурга в массе своей представлена зданиями и сооружениями второй половины XIX ...

Югендстиль. Архитектурные стили

News image

Создатели модерна, с одной стороны, стремились к рациональным конструкциям, применяя железобетон, стекло, облицовочную керамику ...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Оп-арт

Оп-арт – направление модернизма, появившееся в 60 – 70-е годы XX века и развивавшееся параллельно с поп-артом. Оп-арт – аббревиа...

News image

История сюрреализма

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к с...

News image

Русский футуризм

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея»...

Сюрреализм:
News image

Рациональное мышление

Рациональному мышлению в концепции сюрреализма противопоставляется «бессознательное», как оно трактуется у Фрейда (современный ч...

News image

Сверхсознательное

Однако в отличие от марксизма, для которого понятия экстериоризации и интериоризации характеризуют практическое отношение челове...

News image

Персонализм

И, наконец, еще один момент, питающий персоналистское понимание художественного творчества. Во французском персонализме сделана ...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image