Особенности восприятия сюрреализма обществом
О модерне - Сюрреализм как направление модерна |
Дали, которого не было среди пионеров сюрреализма, с момента его появления в Париже стал одним из тех, чье творчество органично воплощало поэтику нового движения. Нагромождение видений, фантазмов в его картинах объединено, облагорожено натуралистически выписанной фактурой.
Все, на что я претендую в живописи, — пишет он, — состоит в том, чтобы материализовать со всей яростью империалистической точности образы конкретной рациональности . Его представления о методе, о том, что должно быть объектом художественного творчества, полностью соответствуют теории и практике сюрреализма. Запрет на реалистический метод, на сюжетную законченность звучит у него так: Если вы понимаете свою картину — вам лучше не писать ее… , Вы должны выполнять свою работу как бы в полусне, убаюкиваемые легкими ветерками воспоминаний…
Эти рекомендации соответствуют представлению о том, что воспроизводимое сюрреалистическим художником находится между действительностью и сознанием , т. е. не является ни прямым отражением реальности, ни воспроизведением ее переосмысленного образа.
Восприятие сюрреалистической картины должно быть свободно от каких-либо вспомогательных знаний или отсылок. Картины Магритта, Х.Миро, Эрнста, Де Кирико, Массона не имеют кода. Это значит, что изображенное на них не поддается интерпретации. Магритт упрекал критиков, пытавшихся расшифровывать символику его работ. Они ищут комфорта , — говорил он. Из его пояснений следует, что его картины, будучи отображением иной реальности, не могут быть объектом философского дискурса. Их цель, — говорил он, — привести мысль в состояние паники… заставить зрителя думать о Смысле, т.е. о невозможном .
Жестокость и эротика в театре А.Арто, живописи Дали, творчестве Ж.Кокто имеют целью разбудить мысль, воздействуя на воображение таким же шокирующим способом, как в XV в. внезапно появившиеся в европейских церквях образы Пляски смерти. Чтобы напомнить человеку о его судьбе и предназначении и быть услышанным в мире кричащей рекламы, нужна дополнительная выразительность.
С другой стороны, следует обратить внимание на то, что фантастическое в искусстве имеет глубокие корни и, возможно, существует столько, сколько само искусство. И даже типично сюрреалистические произведения появляются задолго до выхода Манифеста. Самый яркий пример сюрреалистического искусства — живопись Босха. В новейшем искусстве теорию сюрреализма опережает метафизическая живопись Де Кирико. Его загадочные композиции, выполненные в безупречной реалистической манере, — такие, как Пророк (1915) и другие работы 1910-1917, действующими лицами которых являются манекены, выступающие на статичном фоне из архитектурных и декоративных элементов, — образцовая сюрреалистическая живопись, появившаяся до сюрреализма. То же можно сказать о ранних работах Клее, в которых доведены до совершенства гармония цвета и линии и не утрачена фигуративность. Предвестником сюрреализма является также Шагал, чьи персонажи, неизменно пребывающие в самых невероятных, абсурдных ситуациях, предвосхищают сюрреалистическую теорию, так же как его живописные композиции, сочетающие реалистическое и фантастическое, не подчиняющиеся законам логики и земного тяготения, которые могут возникнуть только как проекция внутренней модели .
Сюрреалистическая установка на создание новой реальности предполагает пространство, свободное от каких бы то ни было структур. Абсурд в этом случае — свидетельство чистоты, обеспечивающей условия для случайного зарождения смысла . Такому счастливому случаю могут способствовать создание образов с помощью техник, заведомо исключающих сознательную коррекцию. С 1925 М.Эрнст использует изобретенную им технику фроттажа — перенесение рельефной фактуры какого-либо предмета на холст или бумагу с помощью краски или карандаша, а также усовершенствует технику коллажа, которым иллюстрирует свои тексты.
О.Домингес в 1936 предлагает метод декалькомании — получение непредсказуемых цветовых пятен раздавливанием краски между двумя листами бумаги. В.Паален с 1938 использует метод, названный им — фюмаж, который состоит из нанесения на холст или бумагу пятен с помощью копоти от пламени свечи. Эти разнообразные методы объединяет возможность осуществления непреднамеренного изобразительного акта, в котором едва ли может проявиться бессознательное.
Читайте: |
---|