Главная - Модерн в архитектуре - Прогулка по Одессе в стиле «модерн»

Новые заметки:




Прогулка по Одессе в стиле «модерн»

Модерн в искусстве - Модерн в архитектуре

прогулка по одессе в стиле «модерн»

На рубеже 19-20 веков стиль «модерн» занял прочные позиции в живописи, архитектуре и других дизайнерских формах Одессы.

Пройдемся по городу, отмечая дома, построенные в этом стиле или с использованием его элементов.

Архитектуру модерна отличает применение кованого гнутого железа с растительными переплетениями в декоративных решетках балконов и лестниц, аналогичные растительные орнаменты и на стенах, с неизменными маскаронами в виде женской головки анфас. В более ранних архитектурных стилях часто встречаются маскароны в виде львиных голов или масок. Здания в стиле модерн архитекторы часто украшали картушами – лепными украшениями в виде щита или свитка, на поле которого размещали надписи, дату постройки, эмблемы, гербы и т.п. Картуши перекочевали в модерн из более ранних архитектурных стилей, но приобрели при этом характерные модерновые плавные линии.

Итак, отправимся на прогулку, выискивая на ходу перечисленные элементы на знакомых с детства домах.

В качестве иллюстраций будем использовать старинные одесские видовые открытки, или фотографии из старинных книг и путеводителей. Призовем на помощь современные фотографии, несмотря на непрезентабельный сегодняшний вид некогда красивейших зданий.

Начнем с одного из самых красивых сооружений Одессы, украшавшего около 100 лет Дерибасовскую улицу, – гостиницы «Большой Московской». Купив невзрачный дом Бирюкова по Дерибасовской, 29, московские предприниматели Д. и Г. Дементьевы и В. Васильев, занимавшиеся поставками чая из Китая в Россию, построили по проекту архитектора Льва Львовича Влодека (при участии архитектора и скульптора Товия Ла­за­ре­ви­ча Фишеля) замечательный дом в лучших канонах австрийского сецессиона.

За огромными окнами 1-го и 2-го этажей размещались магазин и офис торговой фирмы хозяев дома. Верхние этажи занимали гостиничные номера. Дом был обустроен по последнему слову техники начала 20 века.

Фасад был обильно украшен лепкой: женскими маскаронами; картушами с годом постройки – 1904-м; гирляндами экзотических растений и т.п. Стеклянные шары на крыше «Большой Московской» поддерживали на своих крыльях грифоны. Хрупким шарам не повезло: они не выдержали тягот времени и были разрушены в 1920-х годах – во всяком случае, на фотогра­фиях 30-х годов их уже нет.

Всю эту разнообразную лепку изучали по нашим раритетным открыткам и фотографиям скульпторы, занимающиеся реставрацией здания гостиницы, которую успешно ведет компания «Инкор». Мы очень надеемся, что любимое одесситами здание будет воссоздано в прежнем виде.

На одном из легендарных одесских углов, образованных улицами Дерибасовской и Ришельевской, в 1913 г. архитекторы Семен Андреевич Ландесман и его ученик Павел Лазаревич Славкин построили замечательный дом, в скупом декоре которого можно легко отыскать элементы модерна. По мнению В. Пилявского, автора многочисленных статей и нескольких книг по архитектуре Одессы, здание по Дерибасовской, 12, и Ришельевской, 4, построено в стиле строгого, или рационального модерна – в отличие от «Большой Московской», созданной в стиле живописного модерна.

Дом строился как доходный по заказу семьи владельцев канатного завода Новиковых, которым с 1870-х годов принадлежал невзрачный двухэтажный дом на этом месте. Фасад 5-этажного дома Новикова был весьма удачно отделан новым в те времена строительным материалом «терразитом» – цветной штукатуркой с мраморной крошкой, производимой на харьковском заводе «Терразит» по немецкой лицензии. Покрытие сохранилось до наших дней.

На первом этаже традиционно во все времена располагались элитные торговые предприятия Одессы.

Дом Ашкенази

Рядом с домом Новикова по Ришельевской улице располагается выстроенный чуть раньше изящный двухэтажный особняк в стиле модерн, сооруженный по проекту того же архитектора С. Ландесмана, – для крупного одесского банкира Ашкенази. Над входом обозначен год постройки – 1910 г. Растительный орнамент окружает огромные, слегка закругленные окна, закрытые сейчас специальным полотном в связи с реставрацией. В советские времена в доме работал Дворец бракосочетаний, где за многие годы государство в торжественной обстановке утвердило создание тысяч одесских семей. Нам неведомо, что будет в этом особняке после завершения строительно-реставрационных работ.

Из элитного района Оперного театра перенесемся на Преображенскую улицу, угол Успенской. Как, очевидно, известно одесситам, сетка улиц исторического центра от моря до Преображенской строго перпендикулярна, а от Преображенской улицы растекаются, образуя с ней острые углы. Один из таких острых углов между Успенской и Кузнечной улицами, в непосредственной близости от Преображенской, использовали архитекторы Яков Матвеевич Пономаренко и Владислав Александрович Домбровский, создавая в 1902-1903 гг. проект доходного дома для Д. Вур­гаф­та.

С Преображенской улицы угловая часть «трехстороннего» дома выглядела очень эффектно: массивные угловые столбы-пилоны заканчивались скульптурами расправивших крылья орлов. Причудливой формы балконы со скульптурным растительным орнаментом украшали угловой фасад и фасады со стороны Успенской и Кузнечной улиц. Фотография дома, как одного из красивейших, размещена в популярном путеводителе по Одессе г-на Москвича 1904 г.

В наши дни фасад дома изу­родован многочисленными хаотичными перестройками некогда великолепных балконов, окон, превращенных в двери, утерей скульптур на крыше и т.п.

Очень похож по оформлению экстерьера доходный дом М. Луцкого на углу улиц Маразлиевской и переулка Нахимова (Барятинского), построенный в те же годы архитекторами Моисеем Исааковичем Линецким и Самуилом Савельевичем Гальперсоном. Дом обильно украшен женскими маскаронами, которые встречаются часто на уникальной Маразлиевской улице, где дома строили очень состоятельные одесситы. Пилоны – столбы, фиксирующие углы здания, возвышаются над фасадом, но скульптурного завершения, в отличие от дома на Кузнечной улице, не имеют, либо они были утрачены за прошедшие 100 лет. Форма окон и балконов различна на разных этажах­, растительный орнамент балконных решеток типичен для модерна. На доме есть мемориальная доска, сообщающая, что здесь в 1910–1911 гг. жил с семьей русский писатель А.И. Куприн.

Дом потомственного владельца элитных парфюмерных магазинов в центре Одессы Романа Аудерского по Маразлиевской, 54, был построен в 1900 г. архитектором Л.Л. Влодеком и сразу попал в разряд одного из красивейших в городе. Так написано о нем в путеводителе по Одессе Д.И. Вайнера за 1901 год.

Позднее причудливый дом с единственным маскароном над центральным окном перешел к помещику Н. Крыжановскому, прикрепившему свою владельческую табличку, сохранившуюся до сих пор. Дом описал В.П. Катаев, который какое-то время в нем жил – в одной из комнат бывшей «барской» квартиры. Необычной архитектуры дом лишь с некоторыми элементами модерна привлек внимание кинематографистов: в советские времена его не раз снимали в кино.

В 1913 г. на Маразлиевской, 14-б, на месте усадьбы Марии Менделевич, вырос усилиями архитектора Якова Самуиловича Голь­ден­берга доходный дом Ж. Наума в стиле строгого модерна, украшенный барельефами каменщиков по моде того времени. Дом интересно вписан буквой «П» в небольшое предназначенное ему пространство. Год постройки запечатлен на боковых флигелях дома под самой крышей высокого по меркам Одессы сооружения.

Дом 14-б вырос рядом с очень интересным строением, построенным для Юлии Мор­тон еще в 1905 г. тоже на бывшем участке Менделевич. В его фасадах множество элементов модерна, но архитектор Моисей Линецкий придал им четкий египетский мотив. Маскароны-египтянки смотрятся на фасаде над окнами верхнего этажа очень эф­фект­но. Ворота дома «стерегут» своеобразные грифоны, у которых голова и грудь женские, а туловище – львиное с орлиными крыльями. Головы женщин-грифонов покрыты характерными древними египетскими головными уборами. Между надвратными грифонами размещен картуш без надписи, который крылатым женщинам-львицам помогает поддерживать еще и некий бородатый мужчина.

Похожие барельефы с парой грифонов, смотрящих друг на друга, размещены архитектором по всему фасаду здания. Изящными хвостиками и краями крыльев грифоны придерживают картуш, на котором сейчас ничего не написано. Возможно, первоначально на картушах был изображен владельческий герб или год постройки дома.

В этом прекрасном доме с недавних пор располагается офис акционерного общества «Пласке», которое активно продолжает в нашем городе традиции меценатства.

Перенесемся с прекрасной Маразлиевской на параллельную ей Канатную улицу, в место пересечения ее с улицей Троицкой. Там в 1892 г. архитектор Цезарь Эдуардович Зелинский воздвиг очень интересное производственное сооружение – чаеразвесочную фабрику московского купца 1 гильдии, Почетного гражданина Москвы, поставщика Двора Его Императорского Высочества Вольфа Колонимуса Высоцкого. Этого популярного предпринимателя упоминает поговорка, придуманная в первые годы советской власти: «Чай – Высоцкого, сахар – Бродского, Россия – Троцкого».

О качестве чая фирмы Высоцкого судить не беремся, но его продукция активно конкурировала в России с крупнейшими торговцами чаев. Благодаря предусмотрительности Высоцких они сумели сохранить свой бизнес после национализации в России, и теперь уже пятое поколение этой семьи успешно руководит семейным бизнесом из штаб-квартиры в Израиле.

Но вернемся к самому зданию, украшенному ярким растительным мозаичным орнаментом, львиными маскаронами и картушами. Возможно, элементы живописного модерна придал зданию не Ц. Зелинский, всего несколько лет проработавший в Одессе, а архитектор Владимир Кундерт, который осуществлял реставрацию в 1910 г.

Как бы там ни было, великолепное здание украшает наш город уже более 120 лет. После национализации чаеразвесочной фабрики в ее помещении успешно работал одесский витаминный завод, позднее там располагались цеха завода «Биостимулятор».

Укажем еще одну производственную постройку – завод шампанских вин Генри­ Редерера на Французском бульваре, 32, сооруженный в 1900 г. архитекторами Артуром Люиксом и Чарльзом Бошем из Реймса. В манере модерна выполнена въездная арка завода, усиливающая своими декоративными элементами более строгие линии главного здания предприятия «Южно-русского общества виноделия». 110 лет назад завод с помощью французских специалистов производил шампанское из виноматериалов, доставляемых из Франции. Шампанское разливалось во французские бутылки, которые закупоривались французскими же пробками.

Еще одно производственное сооружение – здание железнодорожной станции Одесса-порт на Приморской улице, справа от Морского вокзала – было построено в 1910 г. архитекторами Л. Влодеком и С. Ландесманом в стиле строгого модерна, в чем легко убедиться и в наши дни. Сооружение сохранилось, поддерживается в приличном состоянии, однако, не выполняет своего прямого назначения – не служит железнодорожной станцией. Сто лет назад от станции Одесса-порт курсировали поезда на Куяльницкий и Хаджибеевский лиманы, а также на железнодорожный вокзал «Куликово поле».

Одесситам старшего поколения памятны административные здания, депо и подстанции электрического трамвая, построенные в 1910 г. по проектам архитекторов Адольфа Борисо­вича Минкуса и Лазаря Борисовича Белкина. На узловых трамвайных станциях на Тираспольской и Греческой площадях, на Херсонском спуске и во многих других местах были выстроены представительные павильоны с элементами модерна. Причем на Греческой площади павильонов было два. Сейчас некоторые из них снесены, другие переоборудованы в магазины или подсобные помещения.

Административное здание Ришельевского трамвайного депо на Водопроводной улице, 1, построенное А. Минкусом в традициях модерна, сохранилось до наших дней. Производственные корпуса частично утратили свои функции: часть их переоборудовали в торговый центр и гостиницу.

Однако вернемся к доходным домам в центре города. Осмотрим прекрасный дом на Еврейской, 4, угол Карантинного переулка. Он построен в 1910 г. по заказу А. Топуза, по всем правилам модерна, с большим вкусом и мастерством. Архитектор – Маврикий Германович Рейнгерц. Фасад дома украшен растительным орнаментом, закруг­лены оконные проемы, интересно решены ограждения балконов.

Неподалеку, на Екатерининской, 33, между улицами Жуковского и Бунина, одесский архитектор Федор Абрамович Троупянский в 1913 г. очень умело вписал по обе стороны католического костела два небольших дома-близнеца. На симметричных нетрадиционных зданиях скульптурных элементов практически нет, только пилоны по краям, венчающиеся изящными вазами. Своеобразным украшением зданий-близнецов служат огромные закругленные окна, занимающие весь фасад. В одном из зданий располагался фирменный магазин обоев фабрики одесских предпринимателей братьев Тарнаполь, в другом – автомобильный магазин фирмы «Фиат». В наши дни в зданиях также работают торговые предприятия.

Наше путешествие мы завершим у «впадения» улицы Тираспольской – осколка старинной дороги на Тирасполь – в Старопортофранковскую улицу. Оба угла этих улиц украшают прекрасные дома в стиле модерн. Причем, в отличие от многих высоких домов, «зажатых» узкими улицами, этим строениям повезло: они большей частью обращены к скверу – бывшему рву вокруг второй черты порто-франко.

Дом по нечетной стороне Тираспольской улицы построен на месте мельницы, принадлежавшей семье немецких предпринимателей Дурьян. Благодаря Матильде Людвиговне Дурьян семья породнилась с другой семьей немецких предпринимателей – Кемпе.

Волей судьбы Матильда Кемпе с сыновьями в 1899 г. стала владелицей пивного завода, основанного ее братьями и мужем. Бизнес-леди активно вела дела, и завод Кемпе занимал высокие позиции среди производителей пива на юге России. Кроме традиционных сортов, пользовалось спросом фирменное пиво под названием «Матильда­ Кемпе­».

В 1910 г. для мадам Кемпе архитектор И.А. Розенфельд соорудил трехэтажный доходный дом на углу улиц Старопортофранковской и Тираспольской. Огромные закругленные проемы окон и ненавязчивые растительные орнаменты, украшающие фасады, не оставляют сомнения в принадлежности дома к постройкам в стиле модерн. Но вместо анфасных женских маскаронов архитектор поместил в изящные медальоны на фасаде здания профиль хозяйки дома – Матильды Людвиговны Дурьян-Кемпе.

Под стать этому дому, напротив – по четной стороне Тираспольской улицы – в 1912 г. архитектор М.И. Линецкий создал дом, протянувшийся по Старопортофранковской улице и повторяющий ее причудливые изгибы. Он был построен по заказу крупных одесских предпринимателей Пташниковых, купцов 1 гильдии, Поставщиков Двора Его Императорского Величества, много лет занимавшихся на юге России мануфактурной торговлей. В нижних этажах дома за огромными окнами размещался один из офисов богатой фирмы и ее склады.

Интересно, что по данным, приведенным в «Путеводителе по еврейской Одессе» («Мигдаль», 2008), в доме арендовало помещение общество любителей древнееврейского языка «Агудас Ховевей Сфас Эйвер».

Модерновый бум столетней давности получил неожиданное продолжение в наши дни. В 2010 г. на Тираспольской площади, рядом с Еврейским центром «Бейт Гранд», усилиями строительной компании «Инкор», о которой мы уже упоминали в связи с реставрацией гостиницы «Большая Московская», вырос очень интересный дом в лучших традициях стиля модерн. Все признаки модерна присутствуют в необычном новострое, даже мозаичное панно, оживляющее фасад.

Прогулки по одесскому архитектурному модерну можно продолжать очень долго, так как элементы этого стиля явно присутствуют во множестве сохранившихся на наших улицах домов. Но поставим пока точку – ведь нельзя объять необъятное.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Собор Преображения Господня (Новосибирск)

News image

Дом Кроля

News image

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Сестрорецке

News image

Особняк Токаревой

News image

Дом Мила

News image

Дворец Гуэля

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Классический модернизм. Живопись Латвии в начале ХХ века

News image

Название Латвия населенные латышами земли получили в конце XIX века, когда были разделены по трем губерниям царской России. Oдно...

Модерн в изобразительном искусстве

News image

В течение 80-х годов в живописи господствовал критический  реализм, формировался  ранний импрессионизм Серова, Коровина и Левита...

Выгодно лечение в германии узнать на выставке
Модерн в архитектуре:

От мотива к композиции

News image

В фасадном декоре модерна есть устойчивый набор элементарных форм, которые служат основой для создания всевозможных композиц...

Модерн от Фонтанки до Рубенштейна

News image

Один из известнейших архитекторов Санкт-Петербурга, поэт северного модерна Федор Иванович Лидваль родился 1870 году в шведской с...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Дадаизм

Дадаи зм, или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой ми...

News image

История сюрреализма

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к с...

News image

Кубизм

Куби зм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале ...

Сюрреализм:
News image

Сверхсознательное

Однако в отличие от марксизма, для которого понятия экстериоризации и интериоризации характеризуют практическое отношение челове...

News image

Коллективное творчество

Одними из первых они использовали «коллективное творчество», которое считается самым сюрреалистическим способом создания произве...

News image

Труд человека

Труд, согласно М. Недонселю, является первым собственно человеческим актом, «именно в труде проявляется и обнаруживается человек...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image