Главная - Модерн в живописи - МОДЕРНИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Новые заметки:



МОДЕРНИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Модерн в искусстве - Модерн в живописи

модернизм в изобразительном искусстве


С приходом модерна в конце XIX и начале XX веков произошел основной качественный сдвиг. Живопись, начиная с постимпрессионизма, перестает описывать в основном виденное, а начинает в картине выражать взгляд автора, его чувства, его правду, его видение, желая передать в изображаемом то главное, что невозможно выразить копированием действительности. Существует стремление изобразить настоящую действительность, скрытую за внешним видением. В лучших произведениях модернистского искусства появляются произведения, относительно самостоятельные, живущие своей собственной жизнью, жизнью искусства и картины, но одновременно и с более правдивым изображением жизни, чем это делалось в произведениях классической живописи. Реальность картины становится в искусстве более существенной, чем реальность жизни. Нет, это не отказ от эстетических идеалов прошлого, а стремление выразить их более высокой степенью познания, своим качеством, более близким человеку XX столетия.

Поиск новых выразительных средств для изображения невероятно быстро меняющихся отношений в обществе, экономике, науке и технике вызывает появление трудно распознаваемого множества изобразительных стилей и направлений, внезапно появляющихся, исчезающих и возобновляющихся в измененном виде. Казалось бы, что уже не может появиться ничего нового, но процесс развития современного искусства вовсе не закончился и, очевидно, никогда не закончится. Еще прошло не так много времени, чтобы объективно отличить главные художественные тенденции последних десятилетий развития живописи от поверхностной эксцентричности. Изобразительные стили начала XX века уже изучены и оценены и пока являются основой всего развития модернистского искусства. Не все эти процессы нам понятны, не во всех мы разбираемся, иногда они кажутся нам бессмысленными. Однако история должна была бы нас научить, что ко всему новому в искусстве сегодня нужно относиться с толерантностью, чтобы завтра не выглядеть смешными.


Но все-таки существует граница, отделяющая искусство от остальных творений человечества. Она невидима, с трудом определяема, исторически переменчива. Каждый ее определяет сам, на основе своего эстетического вкуса и жизненного опыта. Мы должны стремиться к тому, чтобы эта граница была великодушной, нам необходимо попытаться быть максимально толерантными. И в то же время мы не должны акцептировать в искусстве экстравагантность, псевдоискусство, если, конечно, мы сумеем его с уверенностью разознать. Время, которое прошло с появления картин основных направлений и стилей модернизма, показало, что большинство лучших произведений этого периода нам понятны и признаваемы нами. Более того, кроме некоторых исключений (абстрактная живопись), при их оценке мы можем пользоваться критериями, используемыми при оценке произведений классической живописи. В связи с этим это основное направление в современной живописи стало обозначаться как классический модерн. История искусства все больше склоняется к мнению, что историческим межевым камнем между классической и современной живописью, было творчество французского художника Поля Сезанна (1839 - 1906 гг.), произведения которого нельзя включить ни в какое направление, однако из него исходили многие его последователи. В его произведениях победил цвет. Краской он заменил свет и тень, цвет у него служит средством моделировки объема и формы. В своих картинах он создает новый, объективный мир, самостоятельный мир картины, создает картину устойчивой структуры и закономерностей. Обычно произведения П. Сезанна упоминаются с творчеством остальных основоположников модерного искусства: В. Ван Гогом и П. Гогеном, но только их мы называем постимпрессионистами.

В последующем обзоре стилей модернистского искусства я не указываю их время, однако они приблизительно следуют во времени один за другим, в зависимости от периода их возникновения. В бурном развитии модернистской живописи большинство этих стилей снова и снова возвращалось, менялось, переплеталось и т. п. При этом творчество некоторых ярких личностей современного искусства из-за их индивидуальности и разнородности трудно отнести к какому-нибудь определенному стилю (Пикассо, Кандинский, Клее и т. п.). Разделяя картины на живописные стили, необходимо осознать, что существует очень мало картин, встречающихся нам, которые бы полностью соответствовали определенному стилю, так как его основу составляет только большинство произведений создателей стиля. Большинство картин представляет собой смешение разных, характерных для данной эпохи, стилей живописи, причем в картине преобладает какой-либо один стиль.

Стилей современной живописи существует несколько сотен, не найти, пожалуй, двух одинаковых, но я, как автор ( Роберт Урбасек, прим. ред. ), позволю себе это также подтвердить.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Собор Непорочного Сердца Божией Матери (Иркутск)

News image

Дом со слонами

News image

Кирха в Мельниково

News image

Дом Кроля

News image

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

News image

Особняк Токаревой

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Орнамент стиля модерн

News image

Стиль модерн нашел свое отражение во многих областях творческой деятельности, и в первую очередь в архитектуре, живописи и прикл...

Изобразительное искусство XX века

News image

Утрату ценностных ориентиров, характерную для культуры XX столетия, легче всего проследить в изобразительных искусствах. Искусст...

Модерн в архитектуре:

Модерн в России

News image

В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас Дом Книги ) на Невском...

Диалог с архитектурой

News image

Разглядывая стебли, ветви, цветы и листья, расположенные на фасадах модерна, мы убеждаемся, что они обладают не только динам...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Конструктивизм возрождается

В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. И...

News image

Оп-арт

Оп-арт – направление модернизма, появившееся в 60 – 70-е годы XX века и развивавшееся параллельно с поп-артом. Оп-арт – аббревиа...

News image

Конструктивизм

Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и дек...

Сюрреализм:
News image

Трансцеденция

Трансценденция и искусство идентичны по своему пафосу: как трансценденции, так и искусству свойственно развенчивать привычные то...

News image

Сверхсознательное

Однако в отличие от марксизма, для которого понятия экстериоризации и интериоризации характеризуют практическое отношение челове...

News image

Фантастические образы

По мысли молодого П. Элюара, можно дойти до такой степени уничтожения различия между реальностью и воображением, что «все сравни...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image