Абстракционизм. Круг и Квадрат
О модерне - Абстракционизм как направление модерна |
Что такое абстракционизм? «Искусство под знаком «нуля форм», беспредметное искусство…, отражение упадка современного искусства», – сообщает не ветхая еще, в общем-то, книжка. Хорошо сказано, ладно, а главное - доходчиво. Слова в темечко входят, словно гвоздики в подрамник. Мыслить ясно, говорить смело — привилегия тех, кто знает, где верх, а где низ, и не боится спутать падение со взлетом. Но что же есть на самом деле абстракционизм???
В основе этого направления лежит отрыв изобразительного искусства от объективной реальной действительности. Понятие «абстракция» представители этого течения употребляли не в понимании углубленного всестороннего познания объективной реальности через обобщение, а в плане полного отрыва от объекта. Вместо объективной действительности абстракционисты ввели субъективный мир одного человека – художника. Они абсолютизировали мир собственных переживаний и эмоции – свое «Я».
Активное участие в формировании абстракционизма принимали М. Ларионов, Г. Делоне, М. Сейфор, голландские художники группы «Стиль». Значительный вклад в развитие теории и практики абстракционизма внес идеолог группы «Стиль» Пит (Питер Корнелис) Мондриан (1872-1944), искусство которого сложилось под воздействием идеализма и теософии, и который считал, что чистая пластика создает чистую реальность . Стоит отметить, что большинство представителей абстракционизма тяготели к крайнему субъективизму, даже религиозному мистицизму. Благодаря этому абстракционизм определенным образом поддерживался религиозными кругами.
Они, утверждая значение подсознательного, рассматривали творческий процесс как погружение в мир интуитивных движений души, автоматическую передачу своих ощущений. Они исходили из того, что связь изобразительного искусства с формами жизни себя уже исчерпала и человек осознать мир не способен, а тем более не способен воплотить его в пластических образах в силу многообразия нового мира. Средства отображения смутного подсознательного образа могут быть любые: от классических красок и холста до камня, проволоки, мусора, труб и т. п. Главное в абстракционизме — сочетание цветов, линий, пятен, штрихов, оторванных от природной и социальной реальности. Это беспредметное и бесформенное искусство.
Что же касается теоретических положений абстракционизма, то ощутимое влияние он здесь испытал от философско-эстетичной теории интуитивизма. И в самом деле, убедительное раскрытие его находим в тезисах А. Бергсона о художественном творчестве как самом выявлении художника, о художнике как творце ничем не предопределенной реальности – искусства. Откровенный субъективизм идеи был и остался чрезвычайно близким формалистическим поискам в искусстве.
В основе формальных требований, предъявляемых этим идеалом к умозрительной модели, лежит принцип прибавочного элемента, разработанный Малевичем: Под прибавочным элементом Малевич понимал возникающий в процессе развития изобразительного искусства новый структурообразующий принцип, внедрение которого в сложившуюся живописно-пластическую систему перестраивает ее на новый лад. Если опять-таки перевести этот несколько туманно сформулированный принцип на более строгий язык, то он означает систему формальных правил для выбора умозрительной модели, кодирующей указанные выше специфические абстрактные чувства. Соблюдение этих правил должно гарантировать как абстрактный характер элементов конструируемого художественного образа, так и абстрактный характер его структуры. Отметим, что подобно тому как сюрреалистический метод возник на основе синтеза определенных черт символистского и реалистического методов, точно так же абстракционистский метод объединяет определенные черты символистского и импрессионистического методов. Но делает он это в более органическом и глубоком смысле, чем это было характерно для экспрессионизма.
Правила, определяющие беспредметность элементов:
1) отказ от рисунка, светотени и предметного колорита;
2) набор чистых цветов;
3) набор основных линий и форм. В частности, выделение в качестве фундаментальных (например, у Кандинского) трех геометрических фигур: треугольника, четырехугольника и круга;
4) символика линий и форм - например, треугольник может быть символом Троицы, квадрат - земной жизни, а круг - вечности;
5) символика цвета. Например, желтый цвет, по Кандинскому, можно рассматривать как красочное изображение сумасшествия... припадка бешенства, слепого безумия, буйного помешательства... Это похоже и на безумное расточение последних сил лета в яркой осенней листве... Напротив, синий цвет содержит элемент покоя . При сильном его углублении он приобретает призвук нечеловеческой печали . Черный цвет внутренне звучит... как мертвое Ничто после угасания солнца, как вечное безмолвие без будущности и надежности .
Правила, определяющие беспредметность структуры:
1) отказ от классических композиционных правил (либерализация композиции) - в частности, отказ от стереоскопичности изображения, перспективы и симмерии;
2) автономное взаимодействие линий и форм;
3) автономное взаимодействие цветов;
4) автономное взаимодействие цвета и формы (графических и цветовых элементов).
Отрыв абстрактного искусства от национальной традиции привел к отрицанию познавательной и воспитательной функции искусства, его социальной направленности. В декабре в 1911 г. в докладе на Всероссийском съезде художников В. Кандинский не только отрицала связь искусства с жизнью, но и назвала социальное содержание в искусстве «отравленным хлебом». Вместо «социальности» он призывал сделать предметом искусства «психическую реальность». Эту тенденцию воплощала своей деятельностью группа «Абстракция–творчество», которая возникла в 1929–1930 гг. в Париже под руководством М. Сейфора. На странице журнала «Круг и квадрат» – теоретического органа французских абстракционистов – абстрактность, беспредметность искусства абсолютизировалась. Более того, М. Сейфор настаивал на создании нового искусства – без функции, без границы, без родины. Произведения абстракционистов никак не связывались с действительностью, являли собой нагромождение цветных пятен, геометрической фигуры. К. Малевич, например, вообще пытался возвести живопись до двух цветов – черного и белого, рисуя черные квадраты на белом фоне; позже он экспериментировал с одним лишь белым цветом – рисованием белого на белом художник отстаивал мысль о «чистом чувстве». Немало теоретизации оставили основатели и адепты нереалистичного искусства, и им так и не удались объяснить, почему зритель должен в нагромождении беспредметных изображений видеть «свою мечту», «метаморфозу себя самого», «освободиться от формы природы» и т.п.
Среди представителей всех абстракционистских течений наибольшей популярностью пользуется выдвинутая основателями данного направления идея импровизации как основа творческого процесса. Нет сомнения, что импровизация может привести к интересным последствиям в творческом процессе. Однако в теории В. Кандинского она является прежде всего случайностью, непредсказуемостью творческого процесса. Среди тех, кто активно использует принцип импровизации, немало ремесленники «скандализируют» своими творениями аудиторию.
Отметим, что, широко используя понятие «импровизация», абстракционисты в живописи, музыке или театре, отождествляют ее со спонтанностью, ежеминутностью, с «вибрацией» души. Однако импровизация несколько другоя. Она возможна лишь на уровне высокого профессионализма и требует многоразового закрепления уже найденного в работе над произведением. Лишь тогда, опираясь на свой творческий багаж, художник может прийти к элементам импровизационного творчества. Подчеркнем, именно элементов, потому что история искусства не знает примеры чистого импровизационного творчества. Абсолютизирование импровизации способно привести к уничтожению интеллектуальной и эмоциональной сути искусства. Так, например, американский композитор Дж. Кейдж заменяет настоящее искусство «самовыражениям», искусством, которое порождается случайностью. По мнению Кейджа, лицо художника, его духовный мир не должны быть определенными, а искусство составляет лишь «бесцельную игру».
Следовательно, теоретики абстракционизма отрицают понимание искусства как сложного процесса творчества, как синтез рационально эмоционального воссоздание действительности. Субъективизм, жонглирование сложными явлениями творческого процесса, которыми является импровизация и интуиция, приводят к уничтожению коммуникативной функции искусства.
Таким образом, абстракционистский синтез субъективного и объективного существенно отличается от сюрреалистического синтеза тем, что он идет до конца, охватывая как глобальные, так и локальные аспекты картины (изгоняя сходство с реальными предметами как из целого, так и из частей, тогда как второй ограничивается только целым (локальное сходство с реальными предметами здесь сохраняется). Таким образом, полный синтез объективного и субъективного, реального и фантастического может быть достигнут, согласно философии абстракционизма, только с помощью беспредметности. Это значит, что экстраспиритуальный человек подвергает все предметы, говоря философским языком, своеобразной акциденциализации (десубстанциализации). Последняя совпадает с тем, что можно было бы назвать также эфемеризацией, но не в импрессионистическом смысле: теперь речь идет не о растворении предмета в световоздушной среде (при этом, как мы уже видели при анализе импрессионизма, предмет становится зыбким и шатким , но тем не менее сохраняется), а об отделении свойств предмета от их носителя . Теперь от предмета остаются только абстрактные свойства - форма, цвет и т. п. - которые могут комбинироваться с аналогичными свойствами других предметов. В результате на смену реальному предмету, существующему в пространстве и времени, приходит комбинация чистых линий, форм и цветовых пятен, не соответствующая, вообще говоря, никакому реальному объекту.
Читайте: |
---|