Главная - О модерне - Восьмидесятые годы (ранний модерн)

Новые заметки:



Восьмидесятые годы (ранний модерн)

О модерне - О модерне

восьмидесятые годы (ранний модерн)

В своем развитии стиль модерн прошел три основных этапа: ранний - 80-е годы, зрелый - 90-е годы и поздний - начало XX столетия. Разумеется эта периодизация условна. Некоторые явления самого искусства не вписываются в нее. но все же она позволяет проследить, как меняются местами различные школы, какие виды искусства выступают на первый план, где, кому и как передает эстафету стиль модерн.

В России, предыстория модерна совпала с начальным этапом его истории. В 80-е годы в живописи господствовал критический реализм, формировался ранний импрессионизм Коровина и Левитана (в его специфически российском варианте), архитектура оставалась во власти эклектики или историзма. На этом фоне стали проявляться новые тенденции — обнаруживалось тяготение к модерну, его постепенное становление, а в некоторых случаях и полное обретение, например у М. Врубеля. В Абрамцеве в 1882 году В. Васнецовым и В. Поленовым была построена небольшая церковь, которая давала переориентацию с псевдорусского стиля на неорусский. В ней ранние формы модерна сочетаются с формами древнерусского зодчества домонгольского времени. Но Абрамцевская церковь была лишь преддверием. Русской архитектуре пришлось ждать полтора десятилетия до того момента, когда стиль модерн принял более или менее определенные формы.

Некоторое приближение к стилю модерн заметно в живописи В. Васнецова 80-х годов, совершившего переход бытового жанра к национальному фольклору. Русские реалисты 60—80-х годов чрезвычайно редко, скорее в порядке исключения, чем правила, обращались к сказке или былине. Во всем европейском искусстве XIX столетия сказка была прерогативой романтического

направления. Но в неоромантизме конца века вновь оживился

интеpec к сказочной сюжетике. Символизм и модерн восприняли эту «моду на сказку», примером чему могут служить многочисленные произведения немецких, скандинавских, финских, польских живописцев. Картины Васнецова укладываются в этот же ряд.

Но. разумеется, главным критерием принадлежности к стилю должны служить живописная система, сам формальный язык искусства. Здесь Васнецов более отдален от стиля модерн, он далек от изысканной стилизации, более простодушен, его диалог с натурой не прерывается.

Творчество Васнецова, равно как и деятельность многих других художников Абрамцевского кружка, свидетельствует о том, что модерн в России формировался в русле национальных концепций. И если для передвижников проблема национального своеобразия искусства была заключена в выражении смысла современной жизни народа, то для художников формировавшегося модерна важнее национальная традиция. Такой крен в сторону национальной проблематики в целом характерен для стиля модерн большинства европейских стран.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дом с химерами (Киев)

News image

Храм Лурдской Божией Матери (Санкт-Петербург)

News image

Дом Амалье

News image

Метрополь (гостиница, Москва)

News image

Астория

News image

Кирха Святой Марии Магдалины (Приморск)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Зарождение и развитие модернизма в искусстве Индии

News image

Обращаясь к проблеме зарождения модернизма в странах Азии в XXвеке, необходимо прежде всего считаться со следующими важнейшими о...

Близнецы и братья. Модерн, ар нуво, югендстиль, либерти, сецессион, ар деко и другие

News image

В конце XIX и начале XX века искусство Европы и Америки захлестнул мощный поток нового всеохватывающего стиля – «модерн» (фр....

Модерн в архитектуре:

Органичность архитектурных форм модерна

News image

Наиболее ярко модерн выразился в архитектуре частных домов — особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий,...

Каталонский модерн Антонио Гауди

News image

Антонио Гауди-и-Корнет - самый необычный и своеобразный архитектор стиля модерн. В 90-х гг. в Испании в Барселоне возникает напр...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Сюрреализм

Сюрреали зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отли...

News image

Абстракционизм

Абстракционизм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого ...

News image

Экспрессионизм в музыке

Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположни...

Сюрреализм:
News image

Трансцеденция

Трансценденция и искусство идентичны по своему пафосу: как трансценденции, так и искусству свойственно развенчивать привычные то...

News image

Квазиперсональный центр

Как пишет М. Недонсель, художественное произведение выступает в качестве «квазиперсонального» центра. Оно не просто сообщает что...

News image

Революция

Сюрреалистическая революция не имеет ничего общего с революцией социальной. Под революцией сюрреалисты подразумевают только бунт...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image