Главная - О модерне - Восьмидесятые годы (ранний модерн)

Новые заметки:




Восьмидесятые годы (ранний модерн)

О модерне - О модерне

восьмидесятые годы (ранний модерн)

В своем развитии стиль модерн прошел три основных этапа: ранний - 80-е годы, зрелый - 90-е годы и поздний - начало XX столетия. Разумеется эта периодизация условна. Некоторые явления самого искусства не вписываются в нее. но все же она позволяет проследить, как меняются местами различные школы, какие виды искусства выступают на первый план, где, кому и как передает эстафету стиль модерн.

В России, предыстория модерна совпала с начальным этапом его истории. В 80-е годы в живописи господствовал критический реализм, формировался ранний импрессионизм Коровина и Левитана (в его специфически российском варианте), архитектура оставалась во власти эклектики или историзма. На этом фоне стали проявляться новые тенденции — обнаруживалось тяготение к модерну, его постепенное становление, а в некоторых случаях и полное обретение, например у М. Врубеля. В Абрамцеве в 1882 году В. Васнецовым и В. Поленовым была построена небольшая церковь, которая давала переориентацию с псевдорусского стиля на неорусский. В ней ранние формы модерна сочетаются с формами древнерусского зодчества домонгольского времени. Но Абрамцевская церковь была лишь преддверием. Русской архитектуре пришлось ждать полтора десятилетия до того момента, когда стиль модерн принял более или менее определенные формы.

Некоторое приближение к стилю модерн заметно в живописи В. Васнецова 80-х годов, совершившего переход бытового жанра к национальному фольклору. Русские реалисты 60—80-х годов чрезвычайно редко, скорее в порядке исключения, чем правила, обращались к сказке или былине. Во всем европейском искусстве XIX столетия сказка была прерогативой романтического

направления. Но в неоромантизме конца века вновь оживился

интеpec к сказочной сюжетике. Символизм и модерн восприняли эту «моду на сказку», примером чему могут служить многочисленные произведения немецких, скандинавских, финских, польских живописцев. Картины Васнецова укладываются в этот же ряд.

Но. разумеется, главным критерием принадлежности к стилю должны служить живописная система, сам формальный язык искусства. Здесь Васнецов более отдален от стиля модерн, он далек от изысканной стилизации, более простодушен, его диалог с натурой не прерывается.

Творчество Васнецова, равно как и деятельность многих других художников Абрамцевского кружка, свидетельствует о том, что модерн в России формировался в русле национальных концепций. И если для передвижников проблема национального своеобразия искусства была заключена в выражении смысла современной жизни народа, то для художников формировавшегося модерна важнее национальная традиция. Такой крен в сторону национальной проблематики в целом характерен для стиля модерн большинства европейских стран.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Особняк Токаревой

News image

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

News image

Дом сецессиона

News image

Киевские дома в стиле модерн

News image

Толстовский дом

News image

Особняк Котлова

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Художники символизма, футуризма, фовизма

News image

Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний,...

Модерн и символизм в живописи и графике

News image

Творчество английского графика Обри Винсента Бёрдсли оказало влияние практически на все явления стиля модерн — от живописи до фа...

Модерн в архитектуре:

Архитектура Модерна в Англии и Шотландии

News image

В Англии существует очень немного примеров значительной архитектуры в стиле «арт нуво», несмотря на то что начиная с 80-х гг. XI...

Архитектура в стиле модерн

News image

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых т...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Экспрессионизм

Экспрессиони зм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце ...

News image

Фовизм

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставк...

News image

Экспрессионизм в музыке

Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположни...

Сюрреализм:
News image

Теория сюрреализма

А.Бретон и его последователи утверждали, что сюрреализм надо понимать не как художественное течение, а как образ мышления и жи...

News image

Идея двух миров

Идея двух миров была определяющей также для символистской эстетики и искусства. Но как в романтизме, так и в символизме нездешня...

News image

Рациональное мышление

Рациональному мышлению в концепции сюрреализма противопоставляется «бессознательное», как оно трактуется у Фрейда (современный ч...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image