Главная - Абстракционизм как направление модерна - Механизмы абстракционизма - мастер-класс по Кандинскому

Новые заметки:



Механизмы абстракционизма - мастер-класс по Кандинскому

О модерне - Абстракционизм как направление модерна

механизмы абстракционизма - мастер-класс по кандинскому

С 2000-го года Елена Самойлова организовывала пленеры художников-реалистов. Собрать вместе представителей абстракционизма искусствоведа подтолкнул затянувшийся кризис и нагрянувшая круглая дата – юбилей одного из самых смелых и спорных направлений в искусстве. Несмотря на то, что абстрактное искусство в течение всего пары лет параллельно возникало в разных странах, именно Василия Кандинский считают его апологетом. Это он в 1911 году организовал небезызвестное творческое объединение «Синий всадник», и в том же году написал книгу «О духовном в искусстве» ставшую теоретическим обоснованием нового направления. Вот почему в 2011 весь цивилизованный мир отмечает 100-летия абстракционизма. Для Украины пройти мимо этого юбилея было бы просто кощунством, учитывая то, что Кандинский 15 лет прожил в Одессе и именно в этом ярком, порой абсурдном городе формировалось видение будущего художника.

«Поскольку за сто лет абстрактное искусство прошло очень яркий, серьезный и масштабный путь во всем мире, нужно было организовать что-то необычное, в чем-то даже эпатажное. Иначе проект был бы не интересен публике, к тому же самим художникам было бы скучно участвовать в очередном пресном проекте, - рассказывает «Известиям в Украине» автор проекта Елена Самойлова. – В итоге было решено организовать некую творческую лабораторию, в которой всего за 15 дней 15 человек (14 художников и я, искусствовед) сделали то, на что Кандинскому понадобилось 15 лет (именно на столько растянулся путь художника от экспрессивной живописи до абстрагированного видения мира).

Тему пленера – «Абстрагирующие ряды» - пришлось расшифровывать даже опытным художникам, так как это новое творческое понятие родилось в процессе создания проекта. Елена Самойлова рассматривает «Абстрагирующий ряд» как некую последовательность живописных, или графических полотен, первое из которых всегда реальное, последнее – полная абстракция, между ними - ряд переходов. Вот почему выставка участников пленера в залах Фонда содействию развитию искусств состоит из групп – рядов. Первое полотно в нем - всегда реалистичный пейзаж, на котором изображены, к примеру, башенка и несколько деревец. Их еще можно распознать во второй работе. В третьей, скорее всего, среди разноцветных пятен вы узнаете только силуэт, стиль, или намек на изображаемый предмет. Четвертая, пятая, шестая картины – полная беспредметная абстракция выбранного изначально городского пейзажа – он полностью размыт.

Этот творческий эксперимент позволяет увидеть механизм поэтапного абстрагирования художника от изображаемого объекта, его трансформацию в сознании творца. «Абстракцию ведь понимают очень немногие, еще меньше зрителей такое искусство любят. Так что наш проект – некий подарок любителям искусства, всем тем, кто, приходя в музей и видя произведения классиков, просто не понимает откуда берется такое видение художника, что можно увидеть в его картине, и можно ли вообще в ней что-то увидеть. Мы наглядно и поэтапно демонстрируем, что перед тем, как создать абстрактную работу, в голове художника и в его душе проходит огромная работа», - поясняет Елена Самойлова.

Полезным пленер стал и для самих художников. Во-первых, прожив две недели вместе в Каменец-Подольском, где создавались работы, они имели возможность пообщаться с коллегами, которые обычно безвылазно сидят по своим мастерским. Во-вторых, большинство участвующих художников, хотя и прошли классическую школу живописи, со временем от реализма отошли. Переход в новое направление происходит в таких случаях, незаметно для самого мастера, поэтому восстановить свою трансформацию и эволюцию пошагово стало любопытным для них самих. «Дело в том, что в реализме делать работы отчасти легче: ты видишь предмет, переносишь его на холст, то есть работают глаз-рука, сознание в этом процессе присутствует постольку поскольку. Абстрактные же вещи необходимо пропускать через себя, что гораздо сложнее и эмоционально затратнее. Это уже твое личное видение, отображенное на холсте – его уже никто не повторит. Хотя, наверняка, многим кажется, что все это очень легко сделать, и каждый думает, что это пишется левой ногой. Но если бы все было так просто, разве «Черный квадрат» не давал бы покоя людям на протяжении стольких лет абстрактное искусство будоражит зрителя. Это не «мазня», а серьезная работа», - утверждает участница проекта художница Татьяна Никольская.

В рамках годового творческого проекта автором задумано три пленера. Следом за «Абстрагирующими рядами» последует новая тема: «От футуризма до абстракции». На этот пленер художники выедут в Запорожье предположительно в мае. Их задачей будет использование тех форм и стилей искусства, которые были характерны для 1910-х годов.

Художники будут писать индустриальные пейзажи при помощи трафарета и иных футуристических техник. Концепция третьего проекта уже вызрела, но пока содержится автором в секрете, известно лишь, что заключительный пленер проведут в Одессе. К концу года организаторы надеются организоваться в Киев итоговую выставку из лучших работ всех трех пленеров.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Церковь Святого Креста (Рига)

News image

Ярославский вокзал

News image

Дом Мила

News image

Дом Кроля

News image

Дом Амалье

News image

Марфо-Мариинская обитель

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Изобразительное искусство XX века

News image

Утрату ценностных ориентиров, характерную для культуры XX столетия, легче всего проследить в изобразительных искусствах. Искусст...

МОДЕРНИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

News image

С приходом модерна в конце XIX и начале XX веков произошел основной качественный сдвиг. Живопись, начиная с постимпрессионизма...

Модерн в архитектуре:

Специфические особенности екатеринбургского модерна

News image

Историческая застройка центра современного Екатеринбурга в массе своей представлена зданиями и сооружениями второй половины XIX ...

Архитектура модерна в Бельгии и Франции

News image

Ярко выраженное чувство новизны, характерное для архитекторов «арт нуво» и их заказчиков, отчасти определяло быстро менявшуюся а...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Конструктивизм возрождается

В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. И...

News image

Фовизм

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставк...

News image

Кубизм

Кубизм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале X...

Сюрреализм:
News image

Произведения сюрреалистов

Период существования сюрреалистической школы отмечен активной публицистической деятельностью: манифесты, теоретические эссе, пре...

News image

Карруж

Западный исследователь сюрреализма М. Карруж считает, что посредством автоматизма сюрреализм «вырывает ум из удобной колеи привы...

News image

Приемы

Наиболее известный и распространенный прием по воплощению бессознательного носит название «автоматизм». Этим термином до этого п...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image