Главная - О модерне - Начало XX столетия (поздний модерн)

Новые заметки:




Начало XX столетия (поздний модерн)

О модерне - О модерне

начало xx столетия (поздний модерн)

На последнем этапе развития стиля модерн пути различных видов искусства чаше всего расходятся. Архитектура в большинстве вариантов идет к рациональным принципам, подготавливая конструктивизм, функционализм, формы XX столетия (только некоторые школы, в частности испанская, сохраняют модерн в чистом виде). Живопись приближается к экспрессионизму, фовизму, примитивизму, которые как бы вызревают внутри позднего модерна. Прикладное искусство позднего Ар Нуво подготавливает Ар Деко и почти бесконфликтно переходит в этот новый «стиль». Скульптура продолжает пребывать в промежуточном положении между разными стилевыми течениями. Это различие в «поведении» отдельных видов искусства свидетельствует о расслоении стиля, о его надвигающемся распаде.

Довольно ранний поворот от «чистого» модерна к рационалистическим тенденциям дает Ф. Шехтель. Уже в 1903 году он выполнил проект здания банка Рябушинских в Москве, в 1907 году он построил здание типографии «Утро России», а в 1909 году — Дом Московского купеческого общества.

Во всех этих постройках Шехтель выявляет каркас. Его рисунок становится композиционной основой фасадов. Четкие горизонтальные и вертикальные тяги фасадов вступают друг с другом в определенные пропорциональные отношения и организуют ритм, динамику, движение архитектурных поверхностей и форм.

Деловой двор в Москве, построенный И.Кузнецовым в 1913 году. как бы завершает развитие позднего русского «предконструктивистского» модерна. Это целый большой ансамбль со сложной конфигурацией внутренних дворов, имеющий на главном фасаде классицистический портик (такое использование в архитектуре модерна неоклассицистических элементов довольно типично для 1900—1910-х годов). Выходящие на площадь вытянутые фасады, располагающиеся под тупым углом по отношению друг к другу, приобретают выразительность за счет ритма повторяющихся прямоугольников.

В 1910-е годы в модерне активно развивается классицизирующая тенденция. Строгая геометрия архитектурных форм усиливается классическими ордерными деталями. Этот момент преображения классицистического стиля обязателен для «модерн-классицизма» внутри позднего модерна.

Пожалуй, основные достижения позднего модерна в России следует искать в творчестве В. Борисова-Мусатова, который представляет некую параллель французским художникам-набидам. С той лишь разницей, что набиды завершают движение Ар Нуво. а Мусатов, имевший большое число учеников и последователей, для многих мастеров следующих поколений открывает пути вперед.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Храм Преображения Господня (Тверь)

News image

Астория

News image

Дом Грибушина

News image

Дача Клячко

News image

Дом с химерами (Киев)

News image

Собор Преображения Господня (Новосибирск)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Этапы формирования и становления такого понятия, как модерн в искусстве

News image

Всю историю модерна как направления модернизма можно разбить на три условных периода: ранний, зрелый и поздний, пришедшийся на н...

Близнецы и братья. Модерн, ар нуво, югендстиль, либерти, сецессион, ар деко и другие

News image

В конце XIX и начале XX века искусство Европы и Америки захлестнул мощный поток нового всеохватывающего стиля – «модерн» (фр....

Модерн в архитектуре:

Декорация Москвы эпохи модерна (особняк Петра Смирнова)

News image

Историческая справка: Впервые дом на этом участке упоминается в архивах нашего города в 1759 году и принадлежит конной гварди...

Архитектура модерна: основные черты, направления, история и динамика развития

News image

Главной особенностью искусства Модерна является то, что новое в нем формировалось прежде всего в области архитектуры, декоративн...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Супрематизм

Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С....

News image

Конструктивизм под запретом

Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие...

News image

Кубизм

Кубизм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале X...

Сюрреализм:
News image

Идея двух миров

Идея двух миров была определяющей также для символистской эстетики и искусства. Но как в романтизме, так и в символизме нездешня...

News image

Личностная жизнь

Как считает Э. Мунье, оба момента личностной жизни — экстериоризации и интерноризация — могут стать основой деперсонализации чел...

News image

Революция

Сюрреалистическая революция не имеет ничего общего с революцией социальной. Под революцией сюрреалисты подразумевают только бунт...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image