Главная - О модерне - Начало XX столетия (поздний модерн)

Новые заметки:




Начало XX столетия (поздний модерн)

О модерне - О модерне

начало xx столетия (поздний модерн)

На последнем этапе развития стиля модерн пути различных видов искусства чаше всего расходятся. Архитектура в большинстве вариантов идет к рациональным принципам, подготавливая конструктивизм, функционализм, формы XX столетия (только некоторые школы, в частности испанская, сохраняют модерн в чистом виде). Живопись приближается к экспрессионизму, фовизму, примитивизму, которые как бы вызревают внутри позднего модерна. Прикладное искусство позднего Ар Нуво подготавливает Ар Деко и почти бесконфликтно переходит в этот новый «стиль». Скульптура продолжает пребывать в промежуточном положении между разными стилевыми течениями. Это различие в «поведении» отдельных видов искусства свидетельствует о расслоении стиля, о его надвигающемся распаде.

Довольно ранний поворот от «чистого» модерна к рационалистическим тенденциям дает Ф. Шехтель. Уже в 1903 году он выполнил проект здания банка Рябушинских в Москве, в 1907 году он построил здание типографии «Утро России», а в 1909 году — Дом Московского купеческого общества.

Во всех этих постройках Шехтель выявляет каркас. Его рисунок становится композиционной основой фасадов. Четкие горизонтальные и вертикальные тяги фасадов вступают друг с другом в определенные пропорциональные отношения и организуют ритм, динамику, движение архитектурных поверхностей и форм.

Деловой двор в Москве, построенный И.Кузнецовым в 1913 году. как бы завершает развитие позднего русского «предконструктивистского» модерна. Это целый большой ансамбль со сложной конфигурацией внутренних дворов, имеющий на главном фасаде классицистический портик (такое использование в архитектуре модерна неоклассицистических элементов довольно типично для 1900—1910-х годов). Выходящие на площадь вытянутые фасады, располагающиеся под тупым углом по отношению друг к другу, приобретают выразительность за счет ритма повторяющихся прямоугольников.

В 1910-е годы в модерне активно развивается классицизирующая тенденция. Строгая геометрия архитектурных форм усиливается классическими ордерными деталями. Этот момент преображения классицистического стиля обязателен для «модерн-классицизма» внутри позднего модерна.

Пожалуй, основные достижения позднего модерна в России следует искать в творчестве В. Борисова-Мусатова, который представляет некую параллель французским художникам-набидам. С той лишь разницей, что набиды завершают движение Ар Нуво. а Мусатов, имевший большое число учеников и последователей, для многих мастеров следующих поколений открывает пути вперед.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Храм Преображения Господня (Тверь)

News image

Дом с химерами (Харьков)

News image

Дом Грибушина

News image

Дом Горелика

News image

Собор Преображения Господня (Новосибирск)

News image

Киевские дома в стиле модерн

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Культурная ситуация под знаком модернизма

News image

Его искусствоведы понимают двояко — в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, шк...

Стиль модерн

News image

Модерн (фр. moderne - современный) - художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв. (друг...

Модерн в архитектуре:

Модерн от Фонтанки до Рубенштейна

News image

Один из известнейших архитекторов Санкт-Петербурга, поэт северного модерна Федор Иванович Лидваль родился 1870 году в шведской с...

Органичность строительных форм модерна

News image

Максимально ярко модерн выразился в архитектуре личных зданий — домов, в строительстве деловых, промышленных и торговых построек...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Конструктивизм под запретом

Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие...

News image

Русский футуризм

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея»...

News image

Кубизм

Кубизм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале X...

Сюрреализм:
News image

Трансцеденция

Трансценденция и искусство идентичны по своему пафосу: как трансценденции, так и искусству свойственно развенчивать привычные то...

News image

Логика

Особую озабоченность вызывает у сюрреалистов обязательное наличие в творческом процессе невольного логического контроля. Сюрреал...

News image

Персонализм

И, наконец, еще один момент, питающий персоналистское понимание художественного творчества. Во французском персонализме сделана ...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image