Главная - О модерне - Начало XX столетия (поздний модерн)

Новые заметки:




Начало XX столетия (поздний модерн)

О модерне - О модерне

начало xx столетия (поздний модерн)

На последнем этапе развития стиля модерн пути различных видов искусства чаше всего расходятся. Архитектура в большинстве вариантов идет к рациональным принципам, подготавливая конструктивизм, функционализм, формы XX столетия (только некоторые школы, в частности испанская, сохраняют модерн в чистом виде). Живопись приближается к экспрессионизму, фовизму, примитивизму, которые как бы вызревают внутри позднего модерна. Прикладное искусство позднего Ар Нуво подготавливает Ар Деко и почти бесконфликтно переходит в этот новый «стиль». Скульптура продолжает пребывать в промежуточном положении между разными стилевыми течениями. Это различие в «поведении» отдельных видов искусства свидетельствует о расслоении стиля, о его надвигающемся распаде.

Довольно ранний поворот от «чистого» модерна к рационалистическим тенденциям дает Ф. Шехтель. Уже в 1903 году он выполнил проект здания банка Рябушинских в Москве, в 1907 году он построил здание типографии «Утро России», а в 1909 году — Дом Московского купеческого общества.

Во всех этих постройках Шехтель выявляет каркас. Его рисунок становится композиционной основой фасадов. Четкие горизонтальные и вертикальные тяги фасадов вступают друг с другом в определенные пропорциональные отношения и организуют ритм, динамику, движение архитектурных поверхностей и форм.

Деловой двор в Москве, построенный И.Кузнецовым в 1913 году. как бы завершает развитие позднего русского «предконструктивистского» модерна. Это целый большой ансамбль со сложной конфигурацией внутренних дворов, имеющий на главном фасаде классицистический портик (такое использование в архитектуре модерна неоклассицистических элементов довольно типично для 1900—1910-х годов). Выходящие на площадь вытянутые фасады, располагающиеся под тупым углом по отношению друг к другу, приобретают выразительность за счет ритма повторяющихся прямоугольников.

В 1910-е годы в модерне активно развивается классицизирующая тенденция. Строгая геометрия архитектурных форм усиливается классическими ордерными деталями. Этот момент преображения классицистического стиля обязателен для «модерн-классицизма» внутри позднего модерна.

Пожалуй, основные достижения позднего модерна в России следует искать в творчестве В. Борисова-Мусатова, который представляет некую параллель французским художникам-набидам. С той лишь разницей, что набиды завершают движение Ар Нуво. а Мусатов, имевший большое число учеников и последователей, для многих мастеров следующих поколений открывает пути вперед.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дом Амалье

News image

Дом Кроля

News image

Дом компании «Зингер»

News image

Кирха Святой Марии Магдалины (Приморск)

News image

Дом со слонами

News image

Киевские дома в стиле модерн

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Движение модернизма в русской живописи

News image

В 90-х гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль—модерн. Определилась программа нового искусства

Художники символизма, футуризма, фовизма

News image

Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний,...

Модерн в архитектуре:

Архитектура модерна

News image

Архитектура модерна — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного нап...

Шопинг в стиле модерн

News image

Красавица Барселона, столица дерзкой архитектуры, родина модерна, город художников... А еще это город шопинга, прекрасных отелей...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Неопластицизм

Неопластицизм — введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. ...

News image

Оп-арт

Оп-арт – направление модернизма, появившееся в 60 – 70-е годы XX века и развивавшееся параллельно с поп-артом. Оп-арт – аббревиа...

News image

Абстракционизм

Абстракционизм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого ...

Сюрреализм:
News image

Проблема

Так во французском персонализме осуществляется переход философского сознания на религиозно-идеалистические художественные позици...

News image

Квазиперсональный центр

Как пишет М. Недонсель, художественное произведение выступает в качестве «квазиперсонального» центра. Оно не просто сообщает что...

News image

Совместное творчество и разногласия сюрреалистов

На первом этапе (1922-1925) сюрреалисты сообща организовывали публичные демонстрации, коллективные выставки, проводили экспери...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image