Главная - О модерне - Начало XX столетия (поздний модерн)

Новые заметки:




Начало XX столетия (поздний модерн)

О модерне - О модерне

начало xx столетия (поздний модерн)

На последнем этапе развития стиля модерн пути различных видов искусства чаше всего расходятся. Архитектура в большинстве вариантов идет к рациональным принципам, подготавливая конструктивизм, функционализм, формы XX столетия (только некоторые школы, в частности испанская, сохраняют модерн в чистом виде). Живопись приближается к экспрессионизму, фовизму, примитивизму, которые как бы вызревают внутри позднего модерна. Прикладное искусство позднего Ар Нуво подготавливает Ар Деко и почти бесконфликтно переходит в этот новый «стиль». Скульптура продолжает пребывать в промежуточном положении между разными стилевыми течениями. Это различие в «поведении» отдельных видов искусства свидетельствует о расслоении стиля, о его надвигающемся распаде.

Довольно ранний поворот от «чистого» модерна к рационалистическим тенденциям дает Ф. Шехтель. Уже в 1903 году он выполнил проект здания банка Рябушинских в Москве, в 1907 году он построил здание типографии «Утро России», а в 1909 году — Дом Московского купеческого общества.

Во всех этих постройках Шехтель выявляет каркас. Его рисунок становится композиционной основой фасадов. Четкие горизонтальные и вертикальные тяги фасадов вступают друг с другом в определенные пропорциональные отношения и организуют ритм, динамику, движение архитектурных поверхностей и форм.

Деловой двор в Москве, построенный И.Кузнецовым в 1913 году. как бы завершает развитие позднего русского «предконструктивистского» модерна. Это целый большой ансамбль со сложной конфигурацией внутренних дворов, имеющий на главном фасаде классицистический портик (такое использование в архитектуре модерна неоклассицистических элементов довольно типично для 1900—1910-х годов). Выходящие на площадь вытянутые фасады, располагающиеся под тупым углом по отношению друг к другу, приобретают выразительность за счет ритма повторяющихся прямоугольников.

В 1910-е годы в модерне активно развивается классицизирующая тенденция. Строгая геометрия архитектурных форм усиливается классическими ордерными деталями. Этот момент преображения классицистического стиля обязателен для «модерн-классицизма» внутри позднего модерна.

Пожалуй, основные достижения позднего модерна в России следует искать в творчестве В. Борисова-Мусатова, который представляет некую параллель французским художникам-набидам. С той лишь разницей, что набиды завершают движение Ар Нуво. а Мусатов, имевший большое число учеников и последователей, для многих мастеров следующих поколений открывает пути вперед.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Сестрорецке

News image

Дом с химерами (Харьков)

News image

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»

News image

Собор Преображения Господня (Новосибирск)

News image

Дом Мила

News image

Ленком

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Русский Модерн: архитектура и живопись

News image

В живописи русского Модерна тенденции декоративной стилизации, близкие к франко-бельгийскому Ар-Нуво соседствовали с ориентальны...

Близнецы и братья. Модерн, ар нуво, югендстиль, либерти, сецессион, ар деко и другие

News image

В конце XIX и начале XX века искусство Европы и Америки захлестнул мощный поток нового всеохватывающего стиля – «модерн» (фр....

Модерн в архитектуре:

Каталонский модерн Антонио Гауди

News image

Антонио Гауди-и-Корнет - самый необычный и своеобразный архитектор стиля модерн. В 90-х гг. в Испании в Барселоне возникает напр...

Органичность архитектурных форм модерна

News image

Наиболее ярко модерн выразился в архитектуре частных домов — особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий,...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Конструктивизм возрождается

В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. И...

News image

Дадаизм

Дадаи зм, или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой ми...

News image

Сюрреализм

Сюрреали зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отли...

Сюрреализм:
News image

Сверхсознательное

Однако в отличие от марксизма, для которого понятия экстериоризации и интериоризации характеризуют практическое отношение челове...

News image

Рациональное мышление

Рациональному мышлению в концепции сюрреализма противопоставляется «бессознательное», как оно трактуется у Фрейда (современный ч...

News image

Реальность

Созпательпо вызывается не только сонное, но вообще расслабленно-пассивное, «предсонное» состояние, в котором художник-сюрреалист...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image