Главная - О модерне - Перебрасываем мостик?

Новые заметки:



Перебрасываем мостик?

О модерне - О модерне

перебрасываем мостик?

Все это началось по крайней мере в 60-е годы. Стихи Н.Гумилева, М.Цветаевой не только перепечатывали на машинке, но и переписывали от руки. Если томик поэта “Серебряного века” прорывался в Библиотеке поэта, он сразу обретал двадцати-тридцатикратную рыночную цену. Скромный сборник “Тарусские страницы” произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Школьники нашего поколения с изумлением вспоминают, как сначала открывали для себя А.Ахматову, позже — Ф.Тютчева и только потом — А.Пушкина! “Возвращенные имена”? Верно. Но верно и то, что когда в 1960 году вышел впервые однотомник И.Шмелева, в восхищение приводил не написанный в традициях бытописательства Х1Х века “Человек из ресторана”, а вполне принадлежащая эстетике модерна “Неупиваемая чаша”.

А может, мы инстинктивно стремились перебросить мостик через период разрушения национальных традиций? Такое в русской истории было уже дважды. Впервые в ХШ веке, во времена иноземных вторжений с Запада и с Востока. Тогда даже в богатом Новгороде, никем не разоренном и не оккупированном примерно на шесть десятилетий прервалось каменное строительство. А когда возобновилось, зодчество вернулось строго в точку разрыва: церковь Николы на Липне 1292 года стремится повторить церковь Рождества в Перыни 1230-х годов постройки. И икона Николы Липенского из одноименного храма явно связана с иконой Николы из Духова монастыря начала ХШ века. Если традиция теплится, она восстанавливает разрыв, перешагивая через время упадка, разорения, порабощения.

Второй мостик был переброшен после смерти Петра 1, отвергавшего не только национальные художественные вкусы, но и то, что его подданным нравилось на Западе — высокое католическое барокко. Когда в 1714 году царь запретил каменное строительство по всей России кроме Петербурга, создатели шедевров нарышкинского барокко в новой столице не пригодились. Там строили европейские посредственности, создавали вымышленную Петром “Голландию”. И что же ? После отмены запрета в 1728 году, даже раньше — после смерти Петра в 1725, по всей России обращаются к прерванной традиции, а петровский Петербург остается аппендиксом русской культуры, практически не вызвавшим подражаний. Снова чужое отторгнуто, мостик переброшен, традиция продолжает жить.

Когда уже в 60-е годы все полюбили зодчество модерна, тогда официально презиравшееся и активно истреблявшееся, пожалуй, это означало, что общество подсознательно отвергло революцию, ведь именно архитектурная традиция революцией была оборвана наиболее жестко. И вряд ли прав А.Зиновьев, ныне обвиняющий русский народ в том, что он “совершал предательство в отношении самого себя”, “сбрасывая с себя груз исторической миссии”.

Русские провинились исторически не предательством, а этатизмом, сохранением остатков уважения к государству. Тем, что позволили подлинным предателям разрушать свою страну, тогда как необходимо было разрушать чужое государство! Кстати, те предатели, и номенклатурные, и диссидентские, ненавидели только сталинизм, революцию они обожали и обожают. Задумаемся: Иуда — самый жуткий образец и образ предателя. Но если кому-нибудь удалось “во-время” предать Иуду, остался бы в памяти человеческой этот фантастический персонаж предателем? Или же наоборот, великим праведником?!

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Эль-Каприччо

News image

Дом Кроля

News image

Дача Клячко

News image

Парк Гуэля

News image

Дом с химерами (Харьков)

News image

Собор Преображения Господня (Новосибирск)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Художники-модернисты на Tajan

News image

Французский аукционный дом Tajan 20 сентября проведет торги Modern art. Будет представлена коллекция из 144 произведений европей...

СУДЬБЫ СТИЛЯ МОДЕРН В ИСКУССТВЕ XX ВЕКА

News image

Одно из таких движений, возникшее в конце XIX века и вошедшее большим массивом вглубь XX века, остро и в новом виде возбудившее ...

Модерн в архитектуре:

Специфические особенности екатеринбургского модерна

News image

Историческая застройка центра современного Екатеринбурга в массе своей представлена зданиями и сооружениями второй половины XIX ...

Модерн от Фонтанки до Рубенштейна

News image

Один из известнейших архитекторов Санкт-Петербурга, поэт северного модерна Федор Иванович Лидваль родился 1870 году в шведской с...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Дадаизм

Дадаи зм, или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой ми...

News image

Экспрессионизм в музыке

Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположни...

News image

Экспрессионизм

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце X...

Сюрреализм:
News image

Коллективное творчество

Одними из первых они использовали «коллективное творчество», которое считается самым сюрреалистическим способом создания произве...

News image

Выражение и подражение

М. Недонсель находит, что понятие «выражение» здесь подходит более, нежели понятие «подражание». И это вовсе не потому, что он х...

News image

Поэзия

В целом для сюрреалистической поэзии, изображающей отношения между мужчипой и женщиной, характерно отсутствие чувства прекрасног...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image