Главная - Модерн в живописи - Близнецы и братья. Модерн, ар нуво, югендстиль, либерти, сецессион, ар деко и другие

Новые заметки:




Близнецы и братья. Модерн, ар нуво, югендстиль, либерти, сецессион, ар деко и другие

Модерн в искусстве - Модерн в живописи

близнецы и братья.  модерн, ар нуво, югендстиль, либерти, сецессион, ар деко и другие


В конце XIX и начале XX века искусство Европы и Америки захлестнул мощный поток нового всеохватывающего стиля – «модерн» (фр. moderne - новейший, современный).
Он возник не сразу и не на пустом месте, а складывался из множества тенденций и направлений, среди которых не последнее место занимало обращение к историческим стилям, так называемый эклектизм, или (по-западному) историзм.
Известно, что именно использование «старых» архитектурных стилей (неоготики, неоренессанса, необарокко, неорококо, неомавританского стиля, псевдорусского стиля, индо-сарацинского стиля и др.) являлось сутью эклектики в искусстве.
Однако в эпоху модерна обращение к искусству прошлого уже не было заимствованием каких-то стилей и исторических образцов, а синтезом художественного опыта разных культур.

Модерн заявил о себе вначале во Франции и в Германии, а затем почти одновременно - в Бельгии, Англии, Австрии, России и в Скандинавских странах.
Новый стиль окончательно оформился к началу 90-х годов XIX века. После длительного периода эклектики появление «стиля модерн» было встречено с необычайным энтузиазмом.
Архитекторы, художники, графики и мастера прикладного искусства сразу поняли его творческие возможности и устремленность в будущее. Модерн стремился впитать в себя все, и многие тогда видели в нем некий «венец художественного развития» европейской культуры, единый интернациональный стиль

Для модерна характерно взаимодействие станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Здесь произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера модерна.
Были у модерна свои предтечи. Так у истоков концепции эстетики модерна стоял Уильям Моррис (1834-1896), английский ремесленник, художник, поэт и социалист. Он опирался на эстетические принципы единства Красоты и Добра, изложенные ранее в художественных и философских трактатах искусствоведа Джона Рескина. В числе предшественников модерна часто называют художника и поэта У. Блейка, а также художников-прерафаэлитов.

С модерном в той или иной мере были связаны испанский архитектор А. Гауди, бельгийский архитектор В. Орта, А. Тулуз-Лотрек, П. Гоген, П. Боннар, М. Дени, Э. Мунк, О. Бёрдсли,
Ф. Валлоттон, Г. Климт, М. Врубель, Л. Бакст, К. Сомов и другие.
Оригинальность стиля модерн базировалась на орнаментальной волнистости ритмичных линий природных форм растительного и животного мира, подчиняющих себе композиционную структуру произведения. Для живописи модерна преобладающее значение получают панно, характерны сочетание «ковровых» орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей.
Динамикой и текучестью форм отличается скульптура модерна (в основном это рельефы), а графика – виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов.

Новый стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия. Наряду с термином «модерн», часто употреблялись и другие. Во Франции это был
«ар нуво» или «арт нуво» ( l'art nouveau , по-французски - «новое искусство»), в Италии – «цветочный стиль» и «либерти», в Австрии - «сецессион». Использовались также термины «стиль 1900 года», «стиль линий», «стиль волн», «студио» и др.
Немецкое название стиля модерн – «югендстиль» (правильнее «югендштиль», нем. Jugendstil), произошло от названия мюнхенского журнала «Jugend» («Юность»), который был основан в Мюнхене в 1896 году известным немецким художником Францем фон Штук.
Создатели модерна, с одной стороны, стремились к рациональным конструкциям, применяя железобетон, стекло, облицовочную керамику и т. п., а с другой стороны интерьеры зданий были индивидуальны и богато декорированы.
Извилистые узоры металлических переплетов перил и маршевых лестниц, балконных ограждений, изгибы кровли, стилизованный орнамент из вьющихся водорослей и женских голов
с распущенными волосами нередко сочетались с вольно переработанными формами исторических стилей прошлого (главным образом стилей Востока или средневековья - эркеры, романские башенки и т. д.), придавая сооружениям несколько романтический характер.
Стилизованный растительный орнамент модерна доминировал в декоративном убранстве стульев и кресел, шкафов, витрин, стеклянных абажуров.

Уже в начале XX века модерн называли не художественным стилем, а «стилем жизни», так как новые веяния пронизывали собой все стороны существования человека.
Архитекторы, дизайнеры и художники модерна в едином стилистическом ключе решали организацию пространства, проектировали мебель, осветительные приборы, посуду, разрабатывали мозаику полов, рисунки обоев и витражей.
Модерн обычно делят на два основных направления - декоративное и конструктивное.
В первом особенно преуспели французы, у которых мебель, например, могла превращаться почти в скульптуру, а конструктивное направление победило в России, где фабричное производство серийной мебели требовало упрощенных форм и рентабельного декора.

Расцвет архитектуры стиля модерн в России был связан с именем Фёдора Шехтеля (1859 - 1926), который родился в семье инженера из обрусевших немцев. Интересно, что после смерти отца мать Шехтеля стала экономкой в доме П. М. Третьякова. За свою творческую жизнь Фёдор Шехтель построил необычайно много: многоэтажные жилые дома, торговые и промышленные здания, банки, типографии, городские особняки, дачи и даже бани. Классическим образцом русского модерна считается особняк предпринимателя и коллекционера С. П. Рябушинского, построенный Шехтелем в 1900-1902 годах в Москве на Малой Никитской улице (с 1931 года в этом роскошном доме проживал пролетарский писатель Максим Горький).

Искусство модерна завершило в начале XX в. свой стилистический цикл развития и, по мнению многих исследователей, вообще «классический» период романтизма европейского искусства. Многие убеждены, что художники модерна так и не смогли решить поставленные ими же грандиозные задачи по созданию нового «большого стиля».
Правда, и мастера следующего поколения не смогли создать свой универсальный стиль. Их отказ от идей модерна стал вообще отказом от идей художественности и привел к авангарду
(фр. Avant-garde, «передовой отряд»).
Этим термином в искусстве обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу: кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, конструктивизм, примитивизм и т. д.
В этих течениях часто исчезало гуманистическое, художественно-образное содержание искусства и прервалась «связь времен».
Вот почему, всё же можно называть искусство модерна «последним большим художественным стилем».
И, если в первые годы за «гранью веков», модерн казался многим декадентским, странным, болезненным и упадочным, то уже в середине XX века, стало понятно, что именно с модерном были связаны важные процессы накопления и осмысления новых художественных идей, поиска форм, сближения различных видов и жанров искусства.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дом Горелика

News image

Дом со слонами

News image

Храм Преображения Господня (Тверь)

News image

Дом Кальвет

News image

Особняк Котлова

News image

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Сестрорецке

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Модернизм в живописи (модерн)

News image

Стиль модерн является одним из ранних направлений такой общемировой художественной тенденции, как модернизм в искусстве. Благода...

Классический модернизм. Живопись Латвии в начале ХХ века

News image

Название Латвия населенные латышами земли получили в конце XIX века, когда были разделены по трем губерниям царской России. Oдно...

Модерн в архитектуре:

Архитектура модерна

News image

Архитектура модерна — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного нап...

Модерн в России

News image

В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Конструктивизм возрождается

В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. И...

News image

Дадаизм

Дадаи зм, или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой ми...

News image

История сюрреализма

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к с...

Сюрреализм:
News image

Персонализм

И, наконец, еще один момент, питающий персоналистское понимание художественного творчества. Во французском персонализме сделана ...

News image

История сюрреализма

Сюрреализм возникает там, где заканчивает свою короткую деятельность движение дада (1915-1922). Это период нарастающего критич...

News image

Выражение и подражение

М. Недонсель находит, что понятие «выражение» здесь подходит более, нежели понятие «подражание». И это вовсе не потому, что он х...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image