Этапы формирования и становления такого понятия, как модерн в искусстве
Модерн в искусстве - Модерн в живописи |
Всю историю модерна как направления модернизма можно разбить на три условных периода: ранний, зрелый и поздний, пришедшийся на начало двадцатого века. На начальном этапе доминировала Англия, где была организована «Гильдия века», издававшая свой журнал, положивший начало выпускам многих других журналов, специализирующихся в этой области. Художники, которые входили в гильдию решили объединить живопись и декоративно-прикладное искусство: все это помогло создать художника-универсала, так же являющегося художником-теоретиком. Все это повлияло как на современный модернизм, так и на современную культуру.
Следом за «начинательницей» Англией, вышла на арену Франция, которая переняла новые веяния соседки и создала свой модернизм стиль, проявившимся сначала в плакате, а потом и в живописи. В 80-х годах девятнадцатого века, на родине, тогда еще, трех республик произошло знаменательное событие — возникло Общество независимых художников и в Париж приехал еще один апологет стиля модерн в искусстве — Ван Гог, для которого начался очередной этап в творчестве. Всем известны его картины — воплощенный модерн в живописи. В разных странах модернизм в искусстве возник практически одновременно, с единственной поправкой — играла свою роль этническая, национальная и географическая составляющая, и для всех стран соблюдался интервал – максимум в пятнадцать лет. Художники модерна старались на славу.
А как же живопись русского модерна? А с ней дела обстояли следующим образом. По большей части модерн в изобразительном искусстве развивался благодаря хорошей школе живописи, а также, благодаря гениальным мастерам — таким, как уже упомянутый Врубель. И такая ситуация была не только в России. В Испании был свой художник — опередивший свое время — Гауди. Как мы видим на примере Гауди, модернизм в искусстве — не только модернизм в живописи, но еще и в архитектуре, у которой своя эстетика модернизма.
Но вернемся к основной теме: стиль модерн в изобразительном искусстве. Можно долго перечислять художников модернизма, но не упомянуть Густава Климта я не могу. В «золотой период» – получивший это название благодаря использованию художником иконописной техники золочения, картины Климта в стиле модерн наполнены чувственностью такой силы, что становиться не по себе. Взять, хотя бы «Поцелуй» – посмотрите на целующуюся пару — она совершенно отстранена от мирских и социальных проблем — мужчина и жещина полностью поглощены друг другом. Без сомнения, эстетика модернизма картины впечатляет. Давайте рассмотрим еще одного художника, замечательного представителя русского модерна. Борис Кустодиев, будучи очень больным человеком – писал картины, исполненные жизнерадостностью ярких красок. Посмотрите, хотя бы, на картину «Купчиха за чаем»: такой иронический взгляд на действительность встречается в самых лучших комедиях русских классиков. Модернизм картины состоит в том, что она построена на изучении натуры, создании настроения, глядя на нее — невозможно сдержать улыбку. Кустодиев — один из ярчайших представителей живописи русского модерна. Заканчивая этот очерк, хотелось бы подчеркнуть, как много сделал модернизм в искусстве, и в частности – стиль модерн в живописи для нашей, и не только нашей культуры; сколько написано картин, и сколько еще будет написано. Модерн в живописи не угаснет еще долго
Читайте: |
---|