Главная - Здания в стиле модерн - Церковь Святого Креста (Рига)

Новые заметки:



Церковь Святого Креста (Рига)

Модерн в искусстве - Здания в стиле модерн

церковь святого креста (рига)

Церковь Святого Креста — редкий памятник церковной архитектуры стиля модерн в Риге. Находится на территории рижского микрорайона Чиекуркалнс по адресу улица Ропажу (в советский период — улица Юрия Гагарина, в период Российской империи — улица Роденпойская), 120.

Создание

Церковь Святого Креста является филиальной церковью бывшего Бикерниекского прихода. Она была построена в 1908 — 1909 годы по проекту известного лифляндского мастера Вильгельма Людвига Николая Бокслафа, творчество которого известно своей оригинальной экспериментаторской направленностью. В архитектурном деле ему «аккомпанировал» другой остзейский строительный мастер Эдгар Фризендорф, автор здания современного Министерства образования и науки Латвии, которое находится на территории Старого города.

Приёмы модерна, который зодчие применяли при строительстве церкви, эффектно сочетаются с элементами активно зарождавшегося в то время в столице Лифляндской губернии латышского национального романтизма. Объёмная композиция церковного здания отличается определённой сложностью, планировка ассиметричная. При отделке фасада церкви применялся естественный камень, а также шероховатая штукатурка. Церковь венчают щипцы фахверковой конструкции. Крыша трёхчастная, высокая, покрыта черепицей. По своей структуре церковь представляет собой сооружение зального типа с расширенным средним и узкими боковыми нефами. Структура церкви также дополнена поперечным нефом, а также пологими крестовыми сводами оригинальной формы. В 1983 году состоялись работы по расширению церковного здания: первоначальный проект Бокслафа и Фризендорфа предусматривал сооружение балконов на западном нефе и за поперечным нефом — задумка архитекторов была осуществлена только в советский период. Балконы были пристроены, правда, в несколько видоизменённой форме. Под первым балконом на западном нефе был оборудован малый зал. Также ремонтные работы коснулись крыши церкви Святого Креста: с неё была убрана старая черепица, и она была временно покрыты жестью.

Данная церковь — фактически единственная в Риге, отстроенная в формах рационального модерна в сочетании с декоративно-архитектоническими принципами латышского национального романтизма. Во всех остальных случаях можно говорить о примерах эпизодического использования композиционных и орнаментальных особенностей модерна в рижской церковной архитектуре. Речь идёт о планировке вестибюля в Домском соборе (плафонный декор, запечатлевающий традиционный солярный мотив), а также о куполе, венчающий стройную колокольню молельного дома старообрядческой общины Гребенщикова: и купол, и колокольня имеют яркие стилевые черты модерна. Что касается церковных зданий других латвийских городов, то в них применение архитектонических принципов модерна также весьма эпизодично. Тем не менее, стоит отметить юрмальскую лютеранскую церковь Святой Троицы в Дубулты (бывшем Дуббельне или Юденбурге), которую также создавал Вильгельм Бокслаф: при её планировке автором использованы классические черты национального романтизма.

Занятна кинематографическая судьба рижской церкви Святого Креста. Она фигурировала в качестве церкви, в которой читал проповеди пастор Шлаг (актёр Ростислав Плятт) в одном из самых популярных советских многосерийных телефильмов «Семнадцать мгновений весны». На одном из кадров отчётливо виднеется западный притвор рижской церкви — через него в церковь проходит пастор Шлаг, и через него же в церковь проникает «спасённый» Шлагом бежавший агент гестапо, засланный для обработки ничего не подозревавшего пастора. Она же служит фоном для прохождения длинной колонны пленных, в которой также находился уже упомянутый провокатор Клаус, сыгранный Львом Дуровым. Интерьеры «шлаговской» церкви также соответствуют интерьерам рижской церкви Святого Креста.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Эль-Каприччо

News image

Дом Амалье

News image

Дом Висенс

News image

Дом Мила

News image

Дом сецессиона

News image

Дом Кроля

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

МОДЕРНИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

News image

С приходом модерна в конце XIX и начале XX веков произошел основной качественный сдвиг. Живопись, начиная с постимпрессионизма...

Модерн и символизм в живописи и графике

News image

Творчество английского графика Обри Винсента Бёрдсли оказало влияние практически на все явления стиля модерн — от живописи до фа...

Модерн в архитектуре:

Шопинг в стиле модерн

News image

Красавица Барселона, столица дерзкой архитектуры, родина модерна, город художников... А еще это город шопинга, прекрасных отелей...

Архитектура модерна в испании

News image

В Испании стиль модерн был неразрывно связан с возрождением в 80-е гг. XIX в. культурных и политичских устремлений Каталонии, ко...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Неопластицизм

Неопластицизм — введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. ...

News image

Фовизм

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставк...

News image

Оп-арт

Оп-арт – направление модернизма, появившееся в 60 – 70-е годы XX века и развивавшееся параллельно с поп-артом. Оп-арт – аббревиа...

Сюрреализм:
News image

Произведения сюрреалистов

Период существования сюрреалистической школы отмечен активной публицистической деятельностью: манифесты, теоретические эссе, пре...

News image

Особенности восприятия сюрреализма обществом

Дали, которого не было среди пионеров сюрреализма, с момента его появления в Париже стал одним из тех, чье творчество органичн...

News image

Фантастические образы

По мысли молодого П. Элюара, можно дойти до такой степени уничтожения различия между реальностью и воображением, что «все сравни...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image