Главная - Здания в стиле модерн - Церковь Святого Креста (Рига)

Новые заметки:




Церковь Святого Креста (Рига)

Модерн в искусстве - Здания в стиле модерн

церковь святого креста (рига)

Церковь Святого Креста — редкий памятник церковной архитектуры стиля модерн в Риге. Находится на территории рижского микрорайона Чиекуркалнс по адресу улица Ропажу (в советский период — улица Юрия Гагарина, в период Российской империи — улица Роденпойская), 120.

Создание

Церковь Святого Креста является филиальной церковью бывшего Бикерниекского прихода. Она была построена в 1908 — 1909 годы по проекту известного лифляндского мастера Вильгельма Людвига Николая Бокслафа, творчество которого известно своей оригинальной экспериментаторской направленностью. В архитектурном деле ему «аккомпанировал» другой остзейский строительный мастер Эдгар Фризендорф, автор здания современного Министерства образования и науки Латвии, которое находится на территории Старого города.

Приёмы модерна, который зодчие применяли при строительстве церкви, эффектно сочетаются с элементами активно зарождавшегося в то время в столице Лифляндской губернии латышского национального романтизма. Объёмная композиция церковного здания отличается определённой сложностью, планировка ассиметричная. При отделке фасада церкви применялся естественный камень, а также шероховатая штукатурка. Церковь венчают щипцы фахверковой конструкции. Крыша трёхчастная, высокая, покрыта черепицей. По своей структуре церковь представляет собой сооружение зального типа с расширенным средним и узкими боковыми нефами. Структура церкви также дополнена поперечным нефом, а также пологими крестовыми сводами оригинальной формы. В 1983 году состоялись работы по расширению церковного здания: первоначальный проект Бокслафа и Фризендорфа предусматривал сооружение балконов на западном нефе и за поперечным нефом — задумка архитекторов была осуществлена только в советский период. Балконы были пристроены, правда, в несколько видоизменённой форме. Под первым балконом на западном нефе был оборудован малый зал. Также ремонтные работы коснулись крыши церкви Святого Креста: с неё была убрана старая черепица, и она была временно покрыты жестью.

Данная церковь — фактически единственная в Риге, отстроенная в формах рационального модерна в сочетании с декоративно-архитектоническими принципами латышского национального романтизма. Во всех остальных случаях можно говорить о примерах эпизодического использования композиционных и орнаментальных особенностей модерна в рижской церковной архитектуре. Речь идёт о планировке вестибюля в Домском соборе (плафонный декор, запечатлевающий традиционный солярный мотив), а также о куполе, венчающий стройную колокольню молельного дома старообрядческой общины Гребенщикова: и купол, и колокольня имеют яркие стилевые черты модерна. Что касается церковных зданий других латвийских городов, то в них применение архитектонических принципов модерна также весьма эпизодично. Тем не менее, стоит отметить юрмальскую лютеранскую церковь Святой Троицы в Дубулты (бывшем Дуббельне или Юденбурге), которую также создавал Вильгельм Бокслаф: при её планировке автором использованы классические черты национального романтизма.

Занятна кинематографическая судьба рижской церкви Святого Креста. Она фигурировала в качестве церкви, в которой читал проповеди пастор Шлаг (актёр Ростислав Плятт) в одном из самых популярных советских многосерийных телефильмов «Семнадцать мгновений весны». На одном из кадров отчётливо виднеется западный притвор рижской церкви — через него в церковь проходит пастор Шлаг, и через него же в церковь проникает «спасённый» Шлагом бежавший агент гестапо, засланный для обработки ничего не подозревавшего пастора. Она же служит фоном для прохождения длинной колонны пленных, в которой также находился уже упомянутый провокатор Клаус, сыгранный Львом Дуровым. Интерьеры «шлаговской» церкви также соответствуют интерьерам рижской церкви Святого Креста.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Парк Гуэля

News image

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

News image

Дворец Гуэля

News image

Кирха в Мельниково

News image

Дом Мила

News image

Дача Гаусвальд

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Модернизм в живописи (модерн)

News image

Стиль модерн является одним из ранних направлений такой общемировой художественной тенденции, как модернизм в искусстве. Благода...

Живопись стиля модерн

News image

В стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры 19 в. мастера модерна использовали новые технические и конструктивные ...

Модерн в архитектуре:

Архитектура Модерна в Англии и Шотландии

News image

В Англии существует очень немного примеров значительной архитектуры в стиле «арт нуво», несмотря на то что начиная с 80-х гг. XI...

Органичность строительных форм модерна

News image

Максимально ярко модерн выразился в архитектуре личных зданий — домов, в строительстве деловых, промышленных и торговых построек...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Неопластицизм

Неопластицизм — введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. ...

News image

Конструктивизм под запретом

Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие...

News image

Русский футуризм

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея»...

Сюрреализм:
News image

Реальный мир

Реальный мир и повседневная человеческая практика бесконечно далеки от мистической сверхреальности. Именпо в них сюрреалисты вид...

News image

Персонализм

И, наконец, еще один момент, питающий персоналистское понимание художественного творчества. Во французском персонализме сделана ...

News image

Предмет интереса

Предмет интереса — то, что скрыто за видимой оболочкой обыденного, определенного, повторяющегося. В свор время Ф. Ницше писал о ...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image