Главная - Здания в стиле модерн - Церковь Святого Креста (Рига)

Новые заметки:




Церковь Святого Креста (Рига)

Модерн в искусстве - Здания в стиле модерн

церковь святого креста (рига)

Церковь Святого Креста — редкий памятник церковной архитектуры стиля модерн в Риге. Находится на территории рижского микрорайона Чиекуркалнс по адресу улица Ропажу (в советский период — улица Юрия Гагарина, в период Российской империи — улица Роденпойская), 120.

Создание

Церковь Святого Креста является филиальной церковью бывшего Бикерниекского прихода. Она была построена в 1908 — 1909 годы по проекту известного лифляндского мастера Вильгельма Людвига Николая Бокслафа, творчество которого известно своей оригинальной экспериментаторской направленностью. В архитектурном деле ему «аккомпанировал» другой остзейский строительный мастер Эдгар Фризендорф, автор здания современного Министерства образования и науки Латвии, которое находится на территории Старого города.

Приёмы модерна, который зодчие применяли при строительстве церкви, эффектно сочетаются с элементами активно зарождавшегося в то время в столице Лифляндской губернии латышского национального романтизма. Объёмная композиция церковного здания отличается определённой сложностью, планировка ассиметричная. При отделке фасада церкви применялся естественный камень, а также шероховатая штукатурка. Церковь венчают щипцы фахверковой конструкции. Крыша трёхчастная, высокая, покрыта черепицей. По своей структуре церковь представляет собой сооружение зального типа с расширенным средним и узкими боковыми нефами. Структура церкви также дополнена поперечным нефом, а также пологими крестовыми сводами оригинальной формы. В 1983 году состоялись работы по расширению церковного здания: первоначальный проект Бокслафа и Фризендорфа предусматривал сооружение балконов на западном нефе и за поперечным нефом — задумка архитекторов была осуществлена только в советский период. Балконы были пристроены, правда, в несколько видоизменённой форме. Под первым балконом на западном нефе был оборудован малый зал. Также ремонтные работы коснулись крыши церкви Святого Креста: с неё была убрана старая черепица, и она была временно покрыты жестью.

Данная церковь — фактически единственная в Риге, отстроенная в формах рационального модерна в сочетании с декоративно-архитектоническими принципами латышского национального романтизма. Во всех остальных случаях можно говорить о примерах эпизодического использования композиционных и орнаментальных особенностей модерна в рижской церковной архитектуре. Речь идёт о планировке вестибюля в Домском соборе (плафонный декор, запечатлевающий традиционный солярный мотив), а также о куполе, венчающий стройную колокольню молельного дома старообрядческой общины Гребенщикова: и купол, и колокольня имеют яркие стилевые черты модерна. Что касается церковных зданий других латвийских городов, то в них применение архитектонических принципов модерна также весьма эпизодично. Тем не менее, стоит отметить юрмальскую лютеранскую церковь Святой Троицы в Дубулты (бывшем Дуббельне или Юденбурге), которую также создавал Вильгельм Бокслаф: при её планировке автором использованы классические черты национального романтизма.

Занятна кинематографическая судьба рижской церкви Святого Креста. Она фигурировала в качестве церкви, в которой читал проповеди пастор Шлаг (актёр Ростислав Плятт) в одном из самых популярных советских многосерийных телефильмов «Семнадцать мгновений весны». На одном из кадров отчётливо виднеется западный притвор рижской церкви — через него в церковь проходит пастор Шлаг, и через него же в церковь проникает «спасённый» Шлагом бежавший агент гестапо, засланный для обработки ничего не подозревавшего пастора. Она же служит фоном для прохождения длинной колонны пленных, в которой также находился уже упомянутый провокатор Клаус, сыгранный Львом Дуровым. Интерьеры «шлаговской» церкви также соответствуют интерьерам рижской церкви Святого Креста.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дом Висенс

News image

Дворец Гуэля

News image

Дом Бальо

News image

Особняк Курлиной

News image

Особняк Фолленвейдера

News image

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Сестрорецке

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Русский Модерн: архитектура и живопись

News image

В живописи русского Модерна тенденции декоративной стилизации, близкие к франко-бельгийскому Ар-Нуво соседствовали с ориентальны...

Орнамент стиля модерн

News image

Стиль модерн нашел свое отражение во многих областях творческой деятельности, и в первую очередь в архитектуре, живописи и прикл...

Модерн в архитектуре:

Архитектура модерна

News image

Архитектура модерна — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного нап...

Модерн - стиль архитектуры и дизайна

News image

К модерну можно относиться по-разному. Кому-то стиль модерн кажется чересчур декоративным и неестественным, а кто-то находит в е...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Экспрессионизм

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце X...

News image

Кубизм

Кубизм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале X...

News image

Фовизм

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставк...

Сюрреализм:
News image

Понимание

Сюрреалистическое понимание художественного творчества обнаруживает при этом еще один порок. Возводя в ранг «творческих» состоян...

News image

Сновидения

В свое время . Фрейд подчеркивал тесную связь между сновидениями, в которых, как он считал, бессознательное обнаруживает себя по...

News image

Сверхреальность

Первая часть этого наставления является как бы полностью скопированной с рекомендаций восточных мистиков, которые таким образом ...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image