Главная - Здания в стиле модерн - Церковь Святого Креста (Рига)

Новые заметки:



Церковь Святого Креста (Рига)

Модерн в искусстве - Здания в стиле модерн

церковь святого креста (рига)

Церковь Святого Креста — редкий памятник церковной архитектуры стиля модерн в Риге. Находится на территории рижского микрорайона Чиекуркалнс по адресу улица Ропажу (в советский период — улица Юрия Гагарина, в период Российской империи — улица Роденпойская), 120.

Создание

Церковь Святого Креста является филиальной церковью бывшего Бикерниекского прихода. Она была построена в 1908 — 1909 годы по проекту известного лифляндского мастера Вильгельма Людвига Николая Бокслафа, творчество которого известно своей оригинальной экспериментаторской направленностью. В архитектурном деле ему «аккомпанировал» другой остзейский строительный мастер Эдгар Фризендорф, автор здания современного Министерства образования и науки Латвии, которое находится на территории Старого города.

Приёмы модерна, который зодчие применяли при строительстве церкви, эффектно сочетаются с элементами активно зарождавшегося в то время в столице Лифляндской губернии латышского национального романтизма. Объёмная композиция церковного здания отличается определённой сложностью, планировка ассиметричная. При отделке фасада церкви применялся естественный камень, а также шероховатая штукатурка. Церковь венчают щипцы фахверковой конструкции. Крыша трёхчастная, высокая, покрыта черепицей. По своей структуре церковь представляет собой сооружение зального типа с расширенным средним и узкими боковыми нефами. Структура церкви также дополнена поперечным нефом, а также пологими крестовыми сводами оригинальной формы. В 1983 году состоялись работы по расширению церковного здания: первоначальный проект Бокслафа и Фризендорфа предусматривал сооружение балконов на западном нефе и за поперечным нефом — задумка архитекторов была осуществлена только в советский период. Балконы были пристроены, правда, в несколько видоизменённой форме. Под первым балконом на западном нефе был оборудован малый зал. Также ремонтные работы коснулись крыши церкви Святого Креста: с неё была убрана старая черепица, и она была временно покрыты жестью.

Данная церковь — фактически единственная в Риге, отстроенная в формах рационального модерна в сочетании с декоративно-архитектоническими принципами латышского национального романтизма. Во всех остальных случаях можно говорить о примерах эпизодического использования композиционных и орнаментальных особенностей модерна в рижской церковной архитектуре. Речь идёт о планировке вестибюля в Домском соборе (плафонный декор, запечатлевающий традиционный солярный мотив), а также о куполе, венчающий стройную колокольню молельного дома старообрядческой общины Гребенщикова: и купол, и колокольня имеют яркие стилевые черты модерна. Что касается церковных зданий других латвийских городов, то в них применение архитектонических принципов модерна также весьма эпизодично. Тем не менее, стоит отметить юрмальскую лютеранскую церковь Святой Троицы в Дубулты (бывшем Дуббельне или Юденбурге), которую также создавал Вильгельм Бокслаф: при её планировке автором использованы классические черты национального романтизма.

Занятна кинематографическая судьба рижской церкви Святого Креста. Она фигурировала в качестве церкви, в которой читал проповеди пастор Шлаг (актёр Ростислав Плятт) в одном из самых популярных советских многосерийных телефильмов «Семнадцать мгновений весны». На одном из кадров отчётливо виднеется западный притвор рижской церкви — через него в церковь проходит пастор Шлаг, и через него же в церковь проникает «спасённый» Шлагом бежавший агент гестапо, засланный для обработки ничего не подозревавшего пастора. Она же служит фоном для прохождения длинной колонны пленных, в которой также находился уже упомянутый провокатор Клаус, сыгранный Львом Дуровым. Интерьеры «шлаговской» церкви также соответствуют интерьерам рижской церкви Святого Креста.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дача Клячко

News image

Эль-Каприччо

News image

Дом со слонами

News image

Особняк Фолленвейдера

News image

Дом с химерами (Киев)

News image

Королёвские номера (Пермь)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Движение модернизма в русской живописи

News image

В 90-х гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль—модерн. Определилась программа нового искусства

Русский Модерн: архитектура и живопись

News image

В живописи русского Модерна тенденции декоративной стилизации, близкие к франко-бельгийскому Ар-Нуво соседствовали с ориентальны...

Модерн в архитектуре:

Каменный сад русского модерна

News image

Архитектурный декор русского модерна - образец стиля, открытый всеобщему обозрению, нарядный переплет обширного тома из библиоте...

Модерн в России

News image

В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники ...

News image

Конструктивизм возрождается

В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. И...

News image

Оп-арт

Оп-арт – направление модернизма, появившееся в 60 – 70-е годы XX века и развивавшееся параллельно с поп-артом. Оп-арт – аббревиа...

Сюрреализм:
News image

Мораль и этика

Оба момента — и моральный, и эстетический — онтологически вписаны в творческую сущность личности и свидетельствуют о ее сопричас...

News image

Сновидения

В свое время . Фрейд подчеркивал тесную связь между сновидениями, в которых, как он считал, бессознательное обнаруживает себя по...

News image

Речевой монолог

Приведем отрывок из автоматического «речевого монолога», созданный сюрреалистом Р. Кено: «Пушки снега бомбардируют долины постоя...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image