Главная - Зарубежные архитекторы модернисты - Гропиус, Вальтер

Новые заметки:




Гропиус, Вальтер

О модерне - Зарубежные архитекторы модернисты

гропиус, вальтер

Вальтер Адольф Георг Гропиус (нем. Walter Adolph Georg Gropius, 18 мая 1883, Берлин — 5 июля 1969, Бостон) — немецкий архитектор, учредитель Баухауса.

Творческое кредо: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым».

Ранний период

Вальтер Гропиус — внучатый племянник известного архитектора Мартина Гропиуса. Его родителями были Вальтер Гропиус, который в свое время был тайным советником по вопросам строительства в Германской империи, и Манон Гропиус, урождённая Шарнвебер. В 1903 г. поступает учиться на архитектора в Мюнхене, а позднее продолжает учёбу в Берлине.

В 1907 г. Гропиус приступил к работе в мастерской Петера Беренса, где вместе с ним трудились и другие известные архитекторы: Людвиг Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. В 1910 г., после трёх лет работы с Беренсом, Гропиус начинает самостоятельную деятельность в качестве дизайнера и архитектора. Как дизайнер он проектирует внутреннее оборудование, обои, серийную мебель, автокузова и тепловоз. Его первой значительной архитектурной работой стали здание обувной фабрики «Фагус» — «Fagus-Werke» в Альфельд-на-Лайне, которую он проектировал вместе с Адольфом Майером. Это фабричное здание может считаться отправной точкой в его дальнейшей деятельности по развитию архитектуры из стекла и стали, позже названной «архитектурой модернизма», а в 1920-е гг. объединявшейся под общими понятиями «Новое строительство» (нем. Neues Bauen) и «Новая вещественность» (нем. «Neue Sachlichkeit»).

Для выставки Немецкого союза ремесленных предприятий (Deutsches Werkbund), проходившей в 1914 г. в Кёльне, Гропиус с Майером вместе строят «Образцовую фабрику» (нем. Musterfabrik), которая позже также оказала значительное виляние на современную архитектуру. Особенностью этого строения являются круглые застеклённые башни лестниц, которые позднее стали популярным художественным элементом 1920-х гг. у Эриха Мендельзона в его универсальных магазинах.

Долгие годы Гропиуса связывали дружеские отношения с Феликсом Ауэрбахом, профессором физики в Йенском университете, где он спроектировал и построил для четы Ауэрбах жилой дом.

Баухаус

После Первой мировой войны Гропиус становится основателем «Баухауса». Школа Баухаус (Государственный дом строительства) была образована в Веймаре в 1919 г. в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового учебного заведения, на должность руководителя А. Ван де Вельде предлагает кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса. Гропиус занимает должность директора сначала в Веймаре до 1926 г. и после этого в Дессау. В 1928 г. он передает пост швейцарскому градостроителю Майеру, который был отправлен в отставку по политическим причинам в 1930 г. Людвиг Мис ван дер Роэ управлял Баухаусом вплоть до его закрытия в 1932 г.

С 1926 г. Гропиус интенсивно занимается жилищным массовым строительством, решением градостроительных и социальных проблем, выступает за рационализацию строительства. Он выполняет многочисленные проекты жилых домов: посёлок Дессау-Тёртен (в 1926—1931 гг.), Даммершток (в 1928—1929 гг.), жилой квартал в берлинском районе Сименсштадт (1929/30 гг.) и проекте «Береговая застройка озера Ванзее» в Берлине (1930/31 гг.).

Американский период

В 1934 г. после нападок национал-социалистов на Баухаус, называвших его «церковью марксизма», Гропиус эмигрирует в Англию, а в 1937 г. переезжает в Кембридж в США, где работает профессором архитектуры в «Graduate School of Design» Гарвардского университета.

В 1946 г. Гропиус основывает группу «The Architects Collaborative, Inc.» (TAC). Результат работы этой группы — Образовательный центр Гарвардского университета в Кембридже (Graduate Center der Harvard University in Cambridge) (1949/50 гг.); среди гарвардских учеников Гропиуса — плодовитый Йео Минь Пей.

В последние годы жизни Гропиус возвращается в Берлин, где проектирует девятиэтажный жилой квартал в районе Ганзы в 1957 г. в рамках строительной выставки «Интербау» (нем. Interbau). Вогнутый южный фасад и открытый первый этаж считается типичным примером так называемого позднего модерна. В 1963 г. Гропиус удостаивается звания почётного доктора Свободного университета Берлина.

Гропиус умер 5 июля 1969 г. в Бостоне, США.

Работы
Завод «Фагус», Альфельд Корпус завода сельскохозяйственной техники «Gebr. Kappe - Co.», Альфельд Жилой дом профессора доктора Феликса Ауэрбаха, Йена Баухаус, Дессау Meisterhäuser (Wohnhäuser der Bauhaus-Lehrer), Bauhaus Dessau, 1925—1926 Zwei Häuser in der Weißenhofsiedlung in Stuttgart, 1927 Wohnhaus für Therese Zuckerkandl, Йена, 1927—1929 Karlsruhe, Siedlung Dammerstock, 1928—1929 Gropius Haus, Lincoln, Massachusetts, 1937 Packaged House System zusammen mit Konrad Wachsmann (Lincoln (Massachusetts, USA)), 1941—1943 Harvard University Graduate Center als erstes Projekt der TAC, 1948—1950 Wohnhaus Stichweh, Hannover, 1952—1953 Universität Bagdad, als weiteres Projekt der TAC, 1957 Pan-Am-Wolkenkratzer in Manhattan, 1957/59 Planung der Gropiusstadt im damaligen West-Berlin, с 1960 (позже изменено) Botschaft der USA in Athen, 1956—1961 Porzellanfabrik Rosenthal am Rotbühl, 1965 в Сельбе Die Glaskathedrale (официально: Thomas Glaswerk), 1968 в Амберге

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Кирха в Мельниково

News image

Храм Лурдской Божией Матери (Санкт-Петербург)

News image

Марфо-Мариинская обитель

News image

Дом Кроля

News image

Астория

News image

Музей-усадьба П. Е. Щербова

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Живопись стиля модерн

News image

В стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры 19 в. мастера модерна использовали новые технические и конструктивные ...

Орнамент стиля модерн

News image

Стиль модерн нашел свое отражение во многих областях творческой деятельности, и в первую очередь в архитектуре, живописи и прикл...

Модерн в архитектуре:

Колористика московской архитектуры модерна

News image

Однако, обладая несомненными достоинствами, московский модерн привел и к невосполнимым потерям: в застройке Москвы на рубеже XIX...

Декорация Москвы эпохи модерна (особняк Петра Смирнова)

News image

Историческая справка: Впервые дом на этом участке упоминается в архивах нашего города в 1759 году и принадлежит конной гварди...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Фовизм

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставк...

News image

Конструктивизм в дизайне и фотографии

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви дение было бы однобоким и даже к...

News image

Экспрессионизм

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце X...

Сюрреализм:
News image

Понимание

Сюрреалистическое понимание художественного творчества обнаруживает при этом еще один порок. Возводя в ранг «творческих» состоян...

News image

Реальный мир

Реальный мир и повседневная человеческая практика бесконечно далеки от мистической сверхреальности. Именпо в них сюрреалисты вид...

News image

Сверхсознательное

Однако в отличие от марксизма, для которого понятия экстериоризации и интериоризации характеризуют практическое отношение челове...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image