Яркий урок абстракционизма в Днепропетровске
О модерне - Абстракционизм как направление модерна |
Название очередной выставки, стартовавшей в «Я Галерея» 20 мая, – «Abstract Vision Test» – куратор выставки Наталья Филоненко объясняет так:
- Названием стало видоизмененное название теста на восприятие цветов – «Color vision test». В этом тесте на дальтонизм используют полихроматические таблицы из множества цветных кружков и точек, одинаковых по яркости, но разных по цвету. Дальтонику такое изображение кажется абстрактной картинкой, а человек с нормальным зрением видит цифру или геометрическую фигуру – «фигуративный» образ.
Проект Натальи Филоненко – дальтонический тест наоборот. Современных украинских художников проверили на способность увидеть абстракцию в конкретных предметах.
Так, Максим Мамсиков на выставке представлен огромным изображением… мазка. Темно-синее пятно на белом фоне воспринимается как абсолютно неконкретное изображение – просто очередная фантазия абстракциониста. А приглядишься – и в «пятне» проступают четкие очертания, и даже рваные края напоминают о волосках кисти, которая оставила мазок.
С другой стены галереи на зрителей смотрит схематическое изображение из коротких широких линий, в котором легко вообразить очертания лица или какого-нибудь символа. На деле схема оказывается обычным спальным районом, «снятым» художником Никитой Каданом с большой высоты.
А вот в полотне Николая Ридного нет никакого предметного изображения. Смотришь на грязноватые фиолетово-желтые вспышки и не понимаешь, почему они кажутся знакомыми. Сверяешься с названием работы – ну точно! Это же похоже на сильно обшарпанную стену старого подъезда. Даже граффити, которыми обильно украшены внутренности всех парадных – вот они, в этих пятнах-вспышках.
Кто-то путь от предмета к дематериализированной абстракции проделал через поп-арт. Самый яркий (во всех смыслах) пример – огромная картина, состоящая из равных, как клетки шахматки, фрагментов. Одна клетка – одна аккуратно сложенная рубашка яркой расцветки.
Тот же поп-арт художница Мария Гончар смело скрестила с традиционными украинскими узорами, знакомыми всем по рушникам и вышиванкам. Геометрия узора плюс присущая поп-арту яркость – набор фигур, получившихся в результате этого смешивания, больше всего напоминает картинку-иллюзию. Такую, которая вдруг зашевелится, если всмотреться в нее, расфокусировав взгляд.
Кому-то для того, чтобы превратить предметы в абстракцию, оказалось достаточно «размыть» изображение. Примерно так поступила Валерия Трубина – полотно «Быстротечность» незамаскированно изображает лес. Но - такой, каким его можно увидеть лишь пробегая мимо на большой скорости.
Куратор Наталья Филоненко сопроводила выставку «пояснительной запиской», в которой понятно изложила суть проекта. Обзавестись копией этого текста можно тут же, в самой галерее. Кроме того, с ним можно ознакомиться на сайте арт-центра – чтобы понять, интересно ли вам будет навестить саму выставку.
«Абстракция – это дематериализация реальности, - пишет Наталья Филоненко. – Это молчаливый мир эстетики, равнодушный к какой-либо конкретике. Это поиск чистой формы. Это отказ от высказываний. Но на этой выставке информационная тишина, которую предусматривает абстракция, нарушена. Каждая работа балансирует между реальным и абстрактным, одновременно имеет признаки образного и необразного изображения».
С выставкой «Abstract Vision Test» горожане могут ознакомиться до 22 июня. Кроме того, на террасе галереи продолжают жить деревянные скульптуры Николая Малышко. Так что тем, кто придет в галерею сейчас, достанется программа «два в одном».