Главная - Здания в стиле модерн - Дом с химерами (Харьков)

Новые заметки:



Дом с химерами (Харьков)

Модерн в искусстве - Здания в стиле модерн

дом с химерами (харьков)

Дом с химерами (укр. будинок з хімерами, англ. House with Chimeras 1912—1914) — архитектурный памятник в Харькове в стиле модерн с элементами английской готики. Архитекторы здания В. Н. Покровский, П. В. Величко. Расположен на улице Чернышевского, 79.

Кроме двух казённых женских гимназий (1-я на Рымарской, 11, сейчас шестая школа; 2-я на Вознесенской площади, разрушена в войну, на фундаменте построен гл. корпус ХИИТа), в Харькове также было несколько частных. Некоторые из них были наделены всеми правами государственных учебных заведений Министерства народного просвещения Российской империи. Самыми известными частными женскими гимназиями были: Д. Оболенской (Пушкинская, 22, разрушена в войну), Е. Драшковской (Сумская, 14, сохранилась) и сестёр Покровских. Гимназией управляла старшая, Е. Н. Покровская.

У сестёр Покровских брат, 49-летний Владимир Николаевич (1863 г.р.), был известным архитектором, в тот момент (с 1907 по 1917) главным архитектором Харьковской православной епархии. Он и спроектировал им новое большое шестиэтажное здание из красного кирпича для расширения гимназиии.

Частная гимназия Покровской просуществовала до 1920 года. В советское время в здании размещалась восьмилетняя школа № 62, потому здание и футбольное поле за ним часто называли просто «шестьдесят вторая». В 1965 году школу закрыли по причине непосредственного соседства с туберкулезным диспансером (ул. Чернышевская, 81). Открывшейся в том же году в посёлке Пятихатки (включенном на тот момент в состав Дзержинского района Харькова) на проспекте Академика Курчатова, 23 средней школе передали её номер — 62, но с прежней 62-й школой школа в Пятихатках никак не связана. Приблизительно до 1973 года в этом здании была размещена вечерняя школа рабочей молодёжи № 17, которая из-за аварийного состояния здания также была закрыта.

Около пятнадцати лет, по конец 1980-х годов, здание стояло заколоченным, затем было передано театральному факультету института искусств имени И. П. Котляревского. Несколько лет здание восстанавливали; студенты принимали в этом активное участие, участвуя в субботниках.

Скульптурные элементы здания, помимо рыцарских гербов, химер, саламандр, волков, включают в себя также головы самого Покровского и его помощника техника-архитектора Величко. Их внесли в проект сёстры Покровские без ведома брата. Скульптуры архитекторов — относительно молодого Величко справа в виде средневекового студиозуса-писца и Покровского в очках слева в виде профессора-чтеца — и поныне, как каждый может видеть, выглядывают из-под балкона второго этажа. Первоначально Величко держал в правой руке стило либо перо, чтобы писать в книге, которую держит в правой руке. Между реставрацией 1990-х и 2003 годом данный пишущий предмет был обломан, и в 2000-х годах, как видно на фотографиях, студенты на место пера постоянно вставляют сигарету. На уровне четвёртого этажа зеркально-симметрично, слева и справа от центральной части здания, видны созданные в 1914 году две скульптуры согнувшихся человекоподобных существ, подпирающих большие вертикальные колонны фасада. И только через 87 лет после их лепки — после выхода на экран в 2001 году фильма по трилогии Джона Толкина «Властелин колец», — стало видно поразительное сходство данных человекоподобных с персонажем фэнтези Голлумом. За данными скульптурами так и закрепилось название «Горлумы»[1] (левый и правый). Кроме того, у современных студентов театрального факультета стало принято подкрашивать тому, до которого можно дотянуться из окна 4 этажа, ногти. Первый официальный футбольный матч прошёл в Харькове 8 мая 1910 года между первой и второй командами города в будущем дворе данного здания, где находилось стандартное футбольное поле, тянувшееся до двора шведского консула Адольфа Мюнха ( Дом чая ) на улице Мироносицкой.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дача Гаусвальд

News image

Особняк Фолленвейдера

News image

Особняк Кшесинской

News image

Дом Бальо

News image

Ярославский вокзал

News image

Дача Клячко

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

МОДЕРНИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

News image

С приходом модерна в конце XIX и начале XX веков произошел основной качественный сдвиг. Живопись, начиная с постимпрессионизма...

Художники-модернисты на Tajan

News image

Французский аукционный дом Tajan 20 сентября проведет торги Modern art. Будет представлена коллекция из 144 произведений европей...

Модерн в архитектуре:

Диалог с архитектурой

News image

Разглядывая стебли, ветви, цветы и листья, расположенные на фасадах модерна, мы убеждаемся, что они обладают не только динам...

Рождение пространства

News image

Традиционный растительный декор можно разделить на два вида - связанный с понятием о верхе и низе, о небе и почве и «антигра...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Конструктивизм в дизайне и фотографии

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви дение было бы однобоким и даже к...

News image

Оп-арт

Оп-арт – направление модернизма, появившееся в 60 – 70-е годы XX века и развивавшееся параллельно с поп-артом. Оп-арт – аббревиа...

News image

История сюрреализма

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к с...

Сюрреализм:
News image

Фантазия

Сюрреалисты не признают намеренности установок своего творческого процесса. Они настаивают на том, что в неконтролируемых логико...

News image

Сюрреализм

Сюрреализм (фр. surrealisme — сверхреализм) — художественное направление, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Основател...

News image

Сущность сюрреализма

В соответствии с теорией сюрреализма изначально для художника не существует не только непосредственно изображаемого предмета, ...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image