Главная - Здания в стиле модерн - Дом с химерами (Харьков)

Новые заметки:



Дом с химерами (Харьков)

Модерн в искусстве - Здания в стиле модерн

дом с химерами (харьков)

Дом с химерами (укр. будинок з хімерами, англ. House with Chimeras 1912—1914) — архитектурный памятник в Харькове в стиле модерн с элементами английской готики. Архитекторы здания В. Н. Покровский, П. В. Величко. Расположен на улице Чернышевского, 79.

Кроме двух казённых женских гимназий (1-я на Рымарской, 11, сейчас шестая школа; 2-я на Вознесенской площади, разрушена в войну, на фундаменте построен гл. корпус ХИИТа), в Харькове также было несколько частных. Некоторые из них были наделены всеми правами государственных учебных заведений Министерства народного просвещения Российской империи. Самыми известными частными женскими гимназиями были: Д. Оболенской (Пушкинская, 22, разрушена в войну), Е. Драшковской (Сумская, 14, сохранилась) и сестёр Покровских. Гимназией управляла старшая, Е. Н. Покровская.

У сестёр Покровских брат, 49-летний Владимир Николаевич (1863 г.р.), был известным архитектором, в тот момент (с 1907 по 1917) главным архитектором Харьковской православной епархии. Он и спроектировал им новое большое шестиэтажное здание из красного кирпича для расширения гимназиии.

Частная гимназия Покровской просуществовала до 1920 года. В советское время в здании размещалась восьмилетняя школа № 62, потому здание и футбольное поле за ним часто называли просто «шестьдесят вторая». В 1965 году школу закрыли по причине непосредственного соседства с туберкулезным диспансером (ул. Чернышевская, 81). Открывшейся в том же году в посёлке Пятихатки (включенном на тот момент в состав Дзержинского района Харькова) на проспекте Академика Курчатова, 23 средней школе передали её номер — 62, но с прежней 62-й школой школа в Пятихатках никак не связана. Приблизительно до 1973 года в этом здании была размещена вечерняя школа рабочей молодёжи № 17, которая из-за аварийного состояния здания также была закрыта.

Около пятнадцати лет, по конец 1980-х годов, здание стояло заколоченным, затем было передано театральному факультету института искусств имени И. П. Котляревского. Несколько лет здание восстанавливали; студенты принимали в этом активное участие, участвуя в субботниках.

Скульптурные элементы здания, помимо рыцарских гербов, химер, саламандр, волков, включают в себя также головы самого Покровского и его помощника техника-архитектора Величко. Их внесли в проект сёстры Покровские без ведома брата. Скульптуры архитекторов — относительно молодого Величко справа в виде средневекового студиозуса-писца и Покровского в очках слева в виде профессора-чтеца — и поныне, как каждый может видеть, выглядывают из-под балкона второго этажа. Первоначально Величко держал в правой руке стило либо перо, чтобы писать в книге, которую держит в правой руке. Между реставрацией 1990-х и 2003 годом данный пишущий предмет был обломан, и в 2000-х годах, как видно на фотографиях, студенты на место пера постоянно вставляют сигарету. На уровне четвёртого этажа зеркально-симметрично, слева и справа от центральной части здания, видны созданные в 1914 году две скульптуры согнувшихся человекоподобных существ, подпирающих большие вертикальные колонны фасада. И только через 87 лет после их лепки — после выхода на экран в 2001 году фильма по трилогии Джона Толкина «Властелин колец», — стало видно поразительное сходство данных человекоподобных с персонажем фэнтези Голлумом. За данными скульптурами так и закрепилось название «Горлумы»[1] (левый и правый). Кроме того, у современных студентов театрального факультета стало принято подкрашивать тому, до которого можно дотянуться из окна 4 этажа, ногти. Первый официальный футбольный матч прошёл в Харькове 8 мая 1910 года между первой и второй командами города в будущем дворе данного здания, где находилось стандартное футбольное поле, тянувшееся до двора шведского консула Адольфа Мюнха ( Дом чая ) на улице Мироносицкой.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Музей-усадьба П. Е. Щербова

News image

Дача Клячко

News image

Королёвские номера (Пермь)

News image

Дом со слонами

News image

Ленком

News image

Саграда Фамилия

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Культурная ситуация под знаком модернизма

News image

Его искусствоведы понимают двояко — в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, шк...

Русский Модерн: архитектура и живопись

News image

В живописи русского Модерна тенденции декоративной стилизации, близкие к франко-бельгийскому Ар-Нуво соседствовали с ориентальны...

Модерн в архитектуре:

Северный модерн

News image

Се верный моде рн — направление в русской архитектуре модерна, получившее развитие в основном в Санкт-Петербурге в начале XX век...

Модерн

News image

В большинстве случаев современный стиль модерн находит свое применение в архитектуре загородных домов. Именно здесь, за забором,...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Абстракционизм

Абстракционизм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого ...

News image

История сюрреализма

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к с...

News image

Неопластицизм

Неопластицизм — введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. ...

Сюрреализм:
News image

Творческий метод

Рамки сюрреалистического творческого метода в живописи можно бесконечно расширять, разрушая форму и содержание, что и сделал, на...

News image

Сверхреальность

Первая часть этого наставления является как бы полностью скопированной с рекомендаций восточных мистиков, которые таким образом ...

News image

Приемы

Наиболее известный и распространенный прием по воплощению бессознательного носит название «автоматизм». Этим термином до этого п...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image