Абстракционизм - джаз в живописи
О модерне - Абстракционизм как направление модерна |
В Магнитку привезли свои картины классики “второй волны” российского авангарда
На заумные вопросы о страховой стоимости доставленной в Магнитогорск коллекции куратор проекта художник Давид Ру только загадочно улыбается. Это у Эрмитажа, Лувра или Третьяковки есть миллионы долларов, чтобы страховать свои экспонаты. Увы, проект “Классики экспрессивного абстракционизма” подобными финансовыми возможностями пока не обладает. По белу свету он передвигается в кузове обыкновенного грузовика. И тем не менее организаторы экспозиции уверены в победоносном шествии отобранных ими полотен по маршруту “Москва – Магнитогорск – Ереван – Санкт-Петербург – Кассель – Лос-Анджелес”. В Магнитогорской картинной галерее будут гостить полтора месяца.
— Давид, принято считать, что реализм и абстракционизм в искусстве противопоставлены друг другу.
— Позволю себе с этим не согласиться. Лично во мне реализм и авангардизм не конфликтуют. Я могу с удовольствием пойти в музей и наслаждаться “хрестоматийными” полотнами Васнецова или Врубеля. У них всегда есть чему поучиться. По этой же причине я никогда не появлюсь на выставке картин Шилова и Сафронова – пустая трата времени. На Западе, где авангард никто никогда не преследовал и не запрещал, нас принимают прекрасно. Но не так давно мы выставляли свои картины в Ижевске. Казалось бы, провинциальный российский рабочий город. Но некоторые посетители не уходили из зала часами.
— Знаю, что буквально на днях у московских художников-абстракционистов появился собственный джаз-клуб под названием “Акварель”. Как, по-вашему, музыка и живопись неразделимы?
— Я бы так сказал: абстракционизм – это сплошная импровизация. Собственно, это и роднит его с джазом. Можно задумать одну картину, а на выходе вы обнаружите, что получилось нечто совсем другое. Живопись, дизайн, мода, поэзия: – все включено в сферу наших интересов. У реки с названием абстракционизм нет берегов. Предмет интереса художника – внутренняя суть, а не форма того или иного объекта или события.
— И какие факторы при этом влияют на творца?
— Самые разные: от настроения до погоды. Взять хотя бы мою картину “Рождество”. Я начинал ее рисовать, когда за окном мастерской была обычная московская серость, на улицах – грязь и лужи. Поэтому и краски использовал соответствующие. И вдруг пошел снег – белый, пушистый. Сразу все в природе переменилось. Изменилась и моя работа, став по-рождественски нарядной. У меня есть знакомый художник, так его мастерская разделена на четыре комнаты – по количеству времен года.
— Ваше направление не признает берегов и границ. Возраст участников организовавшей данную экспозицию творческой студии “DavidGroup” тоже безграничен?
— Совершенно верно: нашим художникам от 7 до 83 лет. Мы не выдаем членских билетов, не составляем списков. Наша группа – это живой, постоянно меняющийся организм.
— В Москве и в других крупных российских городах стали появляться художественные галереи, ориентированные на современное искусство. Взять хотя бы галерею “Винзавод” или проект “Гараж” подруги Абрамовича Дарьи Жуковой. Похоже, для абстракционистов в России сейчас загорается зеленый свет?
— С модными галеристами мы практически не пересекаемся. Перечисленные вами галереи ориентированы, как правило, на раскрученные, “брендовые” или откровенно эпатирующие имена, выставки там больше напоминают модную тусовку. Но радует уже то, что нашу бизнес-элиту перестали устраивать олени на коврике и кружевные салфетки, они стремятся открыть для себя и для своих детей Малевича, Кандинского. Страна, в которую картины ввозятся, а не только вывозятся, – живая страна.
Беседовал Геннадий ГРИГОРЬЕВ
Абстрактным экспрессионизмом названо течение, возникшее в США в 40-х годах прошлого века. Классиками этого направления в живописи считаются Аршил Горки, Джексон Поллок, Франц Клайн.
Творческое объединение “DavidGroup” считается преемником “второго авангарда” – сообщества неформальных московских художников, работавших в 70-е годы ХХ века.
В проекте “Классики экспрессивного абстракционизма” участвуют более 90 работ таких признанных мастеров, как Игорь Снегур, Александр Семенов, Юрий Изосимов, Мартын Петросян, Сергей Бергман и других.
Читайте: |
---|