Северный модерн в Санкт-Петербурге
Модерн в искусстве - Модерн в архитектуре |
Развитие стиля Северный модерн в Санкт-Петербурге находилось под влиянием шведской и финской неоромантической архитектуры. Проводником идей от первого источника стал представитель шведской диаспоры Петербурга Федор (Фридрих) Лидваль. Здания, построенные по его проектам в период с 1901 по 1907 год, и особенно принадлежавший семье Лидвалей жилой комплекс на Каменноостровском проспекте, стали качественной альтернативой распространению в Петербурге немецкого и австрийского (сецессион) вариантов модерна. Отмечено влияние на становление творческой манеры Лидваля таких крупных представителей неоромантизма в Швеции как Фердинанд Боберг и Исаак Густав Классон. Другим важным вкладом в формирования стиля на раннем этапе стала постройка по проектам Роберта Мельцера особняков на Каменном острове. Немногим позднее влияние более эпатажной финской архитектуры стало основным. В таких знаковых постройках как дом Путиловой на Большом проспекте П.С. (арх. И. Претро) и здании страхового о-ва Россия на Бол. Морской улице (арх. Г. Гимпель) - оба 1907 года постройки, зодчие прибегли к прямому цитированию из работ своих финских коллег Э. Сааринена и Л. Сонка, что впрочем, не преуменьшает индивидуальности и высоких художественных качеств этих произведений. В период второй половины десятилетия северный модерн становится основным течением в архитектуре Петербурга, привлекая к себе силы молодых архитекторов. Именно с этим временем связаны основные достижения Николая Васильева, последовательного приверженца романтической темы с индивидуальным видением стиля. Это фасад дома А. Бубыря на Стремянной улице и окончательный проект Соборной мечети, в суровом облике которой «северная» тема преобладает над восточными мотивами.
В последующие годы северный модерн подвергался резкой критике, порой шовинистического характера. Так называемый «чухонский модерн» был противопоставлен неоклассике, как подлинно национальному (имперскому) стилю. Тем не менее, появляются новые постройки, в которых прежняя декоративность уступает место рациональной архитектуре. Вместо мелкого орнаментального и скульптурного декора романтический образ формируется за счет пластики сочетания крупных объемов фасада – эркеров, балконов и силуэта кровли. Особый интерес вызывают доходный дома, построенных в 1910 – 12 годах по проектам Алексея Бубыря, и среди них – дом Капустина в панораме реки Фонтанки.
Читайте: |
---|