Главная - Абстракционизм как направление модерна - Содержательные нормативы абстракционистского идеала

Новые заметки:




Содержательные нормативы абстракционистского идеала

О модерне - Абстракционизм как направление модерна

содержательные нормативы абстракционистского идеала


В основе содержательных нормативов этого идеала лежит принцип внутренней необходимости Кандинского. Теперь, в конце XX в., мы имеем возможность сформулировать его в строгой теоретической форме (в отличие от той несколько расплывчатой и недостаточно определенной формы, в которой он был сформулирован его автором в начале века): при создании художественного образа из множества возможных умозрительных моделей надо выбрать такую, которая наиболее точно передает эмоциональное отношение художника к духовной энергии космоса в одном из ее аспектов.
Таким образом, этот принцип определяет специфический круг эмоций, достойных выражения с точки зрения абстракционистского идеала (и той философии, которая его породила). Речь идет о переживаниях совершенно особого типа, которые могут быть переданы только с помощью абстрактных символов, а не предметных. Чтобы реализовать принцип внутренней необходимости на практике, надо руководствоваться следующими правилами:
1) изучение беспредметных (акцидентальных) явлении - переливы перламутра, игра красок на небе, рябь на воде, игра прожилок на минералах; прихотливое взаимоотношение линий на листьях, корнях, наростах и т. п.; абстрактный рисунок на лепестках цветов, крыльях бабочек, змеиной коже, чешуе глубоководной рыбы и т. д.;
2) установка на улыбку Чеширского кота (свойства предметов, абстрагированные от предметов) - цвет, линия, форма и т. д. как таковые;
3) изгнание сюжета как в элементах образа, так и в его структуре - гештальт тоже должен быть освобожден от предметности ;
4) сближение живописи с непрограммной симфонической музыкой - аналогия живописного контраста с музыкальным контрапунктом, а живописного равновесия с музыкальным ритмом. Примером такого сближения могут служить известные композиции Буги-вуги на Бродвее Мондриана и Ритм русской пляски ван Десбурга. А вот что пишет Кандинский по поводу музыкальности цвета: Голубой цвет, представленный музыкально, похож на флейту, синий - на виолончель и, делаясь все темнее, на чудесные звуки контрабаса; в глубокой, торжественной форме звучание синего можно сравнить с низкими нотами органа .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Церковь Святого Креста (Рига)

News image

Дом с химерами (Харьков)

News image

Толстовский дом

News image

Торговый дом Ижболдиных

News image

Особняк Фолленвейдера

News image

Собор Непорочного Сердца Божией Матери (Иркутск)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Изобразительное искусство XX века

News image

Утрату ценностных ориентиров, характерную для культуры XX столетия, легче всего проследить в изобразительных искусствах. Искусст...

Модерн и символизм в живописи и графике Одилона Редона

News image

Описание: Одилон Редон — французский живописец и один из основателей «Общества независимых художников». Творчество Редона раздел...

Модерн в архитектуре:

Модерн в России

News image

В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском...

Модерн в России

News image

В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас Дом Книги ) на Невском...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Конструктивизм

Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и дек...

News image

История сюрреализма

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к с...

News image

Русский футуризм

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея»...

Сюрреализм:
News image

Идея двух миров

Идея двух миров была определяющей также для символистской эстетики и искусства. Но как в романтизме, так и в символизме нездешня...

News image

Фантазия

Сюрреалисты не признают намеренности установок своего творческого процесса. Они настаивают на том, что в неконтролируемых логико...

News image

Сновидения

В свое время . Фрейд подчеркивал тесную связь между сновидениями, в которых, как он считал, бессознательное обнаруживает себя по...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image