Главная - Русские архитекторы модернисты - Кузнецов, Иван Сергеевич

Новые заметки:




Кузнецов, Иван Сергеевич

О модерне - Русские архитекторы модернисты

кузнецов, иван сергеевич

Иван Сергеевич Кузнецов (27 мая 1867 село Порецкое, Владимирская губерния, Борисовской волости — 3 июня 1942 Москва) — российский, советский архитектор, известный своими дореволюционными работами в Москве, Подмосковье, Вичуге. Выходец из семьи рабочего, Кузнецов самостоятельно пробился в элиту московской архитектуры. Работал в различных стилях (автор памятника модерна — Медведниковской гимназии), но наиболее успешно — в неоклассике и неорусском стиле. Мастер промышленной архитектуры, спроектировавший только по заказам Н. А. Второва более шестисот зданий. Был востребован и активно строил в советский период.

Биография

Родился 27 мая 1867 года в селе Порецком, Владимирской губернии в семье крестьянина-каменщика. С 11 лет работал на стройках. В 1884 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и окончил его в 1889 году с Большой серебряной медалью, дававшей право на производство строительных работ. Одновременно в 1885—1886 годах работал у К. В. Терского. В 1887—1895 годах — помощник Ф. О. Шехтеля, c 1889 годах — на службе благотворительного Ведомства учреждений императрицы Марии. В 1895—1900 годах продолжил обучение в Императорской Академии художеств; дважды выезжал на стажировку в Европу, получил звание архитектора-художника.

В 1890-е годы вошёл в круг подрядчиков Вичугских фабрикантов, проектирует фабрики и гражданские постройки на территории современной Ивановской области для семьи Красильщиковых и др. В Москве Кузнецов сблизился с семьями Баевых и Медведниковых. Важнейшая из ранних построек Кузнецова — Медведниковская гимназия в Москве (Староконюшенный переулок, 18), ставшая образцом для общественных зданий эпохи модерна. Тогда же, в первой половине 1900-х гг., Кузнецов реставрировал живопись в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря, в московском Богоявленском соборе в Елохове.

С 1894 года — архитектор Московского совета детских приютов, с 1900 года — архитектор Покровской общины. С 1902 года — член Комитета по строительству храма св. Александра Невского на Миусской площади.

В 1905—1907 годах Кузнецов построил своё самое известное здание, ныне спрятанное за фасадами сталинских домов по Тверской — Саввинское подворье. Это был первый и безусловно удачный опыт работы с Абрамцевской гончарной мануфактурой — абрамцевские изразцы определяют весь облик этого здания. Сотрудничество с Абрамцевом продолжилось в 1908—1910, когда по заказу И. А. Кокорева Кузнецов выстроил в Тезине под Вичугой Вознесенский храм — Красную церковь. Кроме того, Кузнецов строил храмы и монастырские службы в Иосифо-Волоколамском монастыре, на Полтавщине, в старообрядческой общине в Переведеновском переулке в Москве. В Москве же по заказу Н. А. Второва он построил крупный деловой комплекс — «Деловой двор» — на площади Варварских ворот — в строгом неоклассическом стиле.

В 1909—1916 годах был гласным Московской городской думы от кадетской партии, состоял членом многих комиссий и комитетов.

В годы Первой мировой войны, когда многие архитекторы остались без заказов, Кузнецов оказался одним из самых востребованных архитекторов, работая на оборонный заказ — строил заводы Второва и Михельсона (Москва, Серпухов, Затишье (Электросталь), Богородск (Ногинск)).

В отличие от большинства зодчих своего поколения, Кузнецов много и успешно строил производственные сооружения, причем разного профиля, выполняя весь комплекс проектных и строительных работ. Например, для снарядных заводов Н. А. Второва в Затишье им было возведено около 600 (!) зданий. Доскональное знакомство со строительной техникой и конструктивными особенностями тех или иных промышленных комплексов делало Кузнецова уникальным специалистом в этой сфере. Это и обусловило его послеоктябрьскую жизнь — М. В. Нащокина, с. 302[1]

После революции 1917 года опыт Кузнецова был востребован большевиками (вероятно, сказалось и его пролетарское происхождение). Масштабы его деятельности в начале 1920-х годов сравнимы разве что с работами Жолтовского и Щусева, при этом

…уникальным фактом было то, что его проектная и строительная работа [в годы революции и гражданской войны] вообще не прерывалась! 1920-е годы насыщены заказами на проекты различных текстильных (Иваново-Вознесенского треста) и карандашных фабрик, металлургических и механических заводов, хлебозаводов, посёлков и мастерских… — М. В. Нащокина, с. 302[1]

Кузнецов, воздерживавшийся от околополитических дискуссий, проработал в советской строительной отрасли почти до самой смерти; его последняя должность (с 1937) — главный архитектор Сочи — Мацестинских курортов. Умер 3 июня 1942 года, похоронен на московском Введенском кладбище.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дворец Гуэля

News image

Музей градостроительства и быта

News image

Дом Горелика

News image

Парк Гуэля

News image

Дача Клячко

News image

Дом с химерами (Киев)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Русский Модерн: архитектура и живопись

News image

В живописи русского Модерна тенденции декоративной стилизации, близкие к франко-бельгийскому Ар-Нуво соседствовали с ориентальны...

Модернизм в русской живописи

News image

Движение модернизма в русской живописи В 90-х гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль—модерн. Определилась программа н...

Модерн в архитектуре:

Модерн

News image

В большинстве случаев современный стиль модерн находит свое применение в архитектуре загородных домов. Именно здесь, за забором,...

Модерн от Фонтанки до Рубенштейна

News image

Один из известнейших архитекторов Санкт-Петербурга, поэт северного модерна Федор Иванович Лидваль родился 1870 году в шведской с...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники ...

News image

Стиль арт-нуво в интерьере

Французское слово L’Art Nouveau, которым обозначен новый стиль в интерьере, в переводе на русский означает «новое искусство»....

News image

Оп-арт

Оп-арт – направление модернизма, появившееся в 60 – 70-е годы XX века и развивавшееся параллельно с поп-артом. Оп-арт – аббревиа...

Сюрреализм:
News image

Личностная жизнь

Как считает Э. Мунье, оба момента личностной жизни — экстериоризации и интерноризация — могут стать основой деперсонализации чел...

News image

Коллективное творчество

Одними из первых они использовали «коллективное творчество», которое считается самым сюрреалистическим способом создания произве...

News image

Мадкиз де Сад

Сюрреалистический мятеж заключен в узкие рамки психического сопротивления. В этом качестве оп приравнен сюрреалистами к другим у...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image