Главная - Русские архитекторы модернисты - Кузнецов, Иван Сергеевич

Новые заметки:




Кузнецов, Иван Сергеевич

О модерне - Русские архитекторы модернисты

кузнецов, иван сергеевич

Иван Сергеевич Кузнецов (27 мая 1867 село Порецкое, Владимирская губерния, Борисовской волости — 3 июня 1942 Москва) — российский, советский архитектор, известный своими дореволюционными работами в Москве, Подмосковье, Вичуге. Выходец из семьи рабочего, Кузнецов самостоятельно пробился в элиту московской архитектуры. Работал в различных стилях (автор памятника модерна — Медведниковской гимназии), но наиболее успешно — в неоклассике и неорусском стиле. Мастер промышленной архитектуры, спроектировавший только по заказам Н. А. Второва более шестисот зданий. Был востребован и активно строил в советский период.

Биография

Родился 27 мая 1867 года в селе Порецком, Владимирской губернии в семье крестьянина-каменщика. С 11 лет работал на стройках. В 1884 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и окончил его в 1889 году с Большой серебряной медалью, дававшей право на производство строительных работ. Одновременно в 1885—1886 годах работал у К. В. Терского. В 1887—1895 годах — помощник Ф. О. Шехтеля, c 1889 годах — на службе благотворительного Ведомства учреждений императрицы Марии. В 1895—1900 годах продолжил обучение в Императорской Академии художеств; дважды выезжал на стажировку в Европу, получил звание архитектора-художника.

В 1890-е годы вошёл в круг подрядчиков Вичугских фабрикантов, проектирует фабрики и гражданские постройки на территории современной Ивановской области для семьи Красильщиковых и др. В Москве Кузнецов сблизился с семьями Баевых и Медведниковых. Важнейшая из ранних построек Кузнецова — Медведниковская гимназия в Москве (Староконюшенный переулок, 18), ставшая образцом для общественных зданий эпохи модерна. Тогда же, в первой половине 1900-х гг., Кузнецов реставрировал живопись в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря, в московском Богоявленском соборе в Елохове.

С 1894 года — архитектор Московского совета детских приютов, с 1900 года — архитектор Покровской общины. С 1902 года — член Комитета по строительству храма св. Александра Невского на Миусской площади.

В 1905—1907 годах Кузнецов построил своё самое известное здание, ныне спрятанное за фасадами сталинских домов по Тверской — Саввинское подворье. Это был первый и безусловно удачный опыт работы с Абрамцевской гончарной мануфактурой — абрамцевские изразцы определяют весь облик этого здания. Сотрудничество с Абрамцевом продолжилось в 1908—1910, когда по заказу И. А. Кокорева Кузнецов выстроил в Тезине под Вичугой Вознесенский храм — Красную церковь. Кроме того, Кузнецов строил храмы и монастырские службы в Иосифо-Волоколамском монастыре, на Полтавщине, в старообрядческой общине в Переведеновском переулке в Москве. В Москве же по заказу Н. А. Второва он построил крупный деловой комплекс — «Деловой двор» — на площади Варварских ворот — в строгом неоклассическом стиле.

В 1909—1916 годах был гласным Московской городской думы от кадетской партии, состоял членом многих комиссий и комитетов.

В годы Первой мировой войны, когда многие архитекторы остались без заказов, Кузнецов оказался одним из самых востребованных архитекторов, работая на оборонный заказ — строил заводы Второва и Михельсона (Москва, Серпухов, Затишье (Электросталь), Богородск (Ногинск)).

В отличие от большинства зодчих своего поколения, Кузнецов много и успешно строил производственные сооружения, причем разного профиля, выполняя весь комплекс проектных и строительных работ. Например, для снарядных заводов Н. А. Второва в Затишье им было возведено около 600 (!) зданий. Доскональное знакомство со строительной техникой и конструктивными особенностями тех или иных промышленных комплексов делало Кузнецова уникальным специалистом в этой сфере. Это и обусловило его послеоктябрьскую жизнь — М. В. Нащокина, с. 302[1]

После революции 1917 года опыт Кузнецова был востребован большевиками (вероятно, сказалось и его пролетарское происхождение). Масштабы его деятельности в начале 1920-х годов сравнимы разве что с работами Жолтовского и Щусева, при этом

…уникальным фактом было то, что его проектная и строительная работа [в годы революции и гражданской войны] вообще не прерывалась! 1920-е годы насыщены заказами на проекты различных текстильных (Иваново-Вознесенского треста) и карандашных фабрик, металлургических и механических заводов, хлебозаводов, посёлков и мастерских… — М. В. Нащокина, с. 302[1]

Кузнецов, воздерживавшийся от околополитических дискуссий, проработал в советской строительной отрасли почти до самой смерти; его последняя должность (с 1937) — главный архитектор Сочи — Мацестинских курортов. Умер 3 июня 1942 года, похоронен на московском Введенском кладбище.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Парк Гуэля

News image

Астория

News image

Дом сецессиона

News image

Особняк Фолленвейдера

News image

Дом Грибушина

News image

Дом со слонами

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Модернизм в изобразительном искусстве как продолжение импрессионизма

News image

Наиболее яркими его направлениями являются: кубизм, экспрессионизм, дадаизм, абстракционизм, футуризм, сюрреализм. Они не похожи...

СУДЬБЫ СТИЛЯ МОДЕРН В ИСКУССТВЕ XX ВЕКА

News image

Одно из таких движений, возникшее в конце XIX века и вошедшее большим массивом вглубь XX века, остро и в новом виде возбудившее ...

Модерн в архитектуре:

Модерн в архитектуре дальневосточных городов

News image

Исследование показало, что в дальневосточные города модерн был привнесен из Маньчжурии, где он внедрялся архитекторами Санкт-Пет...

Архитектура модерна

News image

Архитектура модерна — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного нап...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Русский футуризм

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея»...

News image

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники ...

News image

Кубизм

Кубизм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале X...

Сюрреализм:
News image

Фантазия

Сюрреалисты не признают намеренности установок своего творческого процесса. Они настаивают на том, что в неконтролируемых логико...

News image

Личностная жизнь

Как считает Э. Мунье, оба момента личностной жизни — экстериоризации и интерноризация — могут стать основой деперсонализации чел...

News image

Положение искусства

В то же время искусство занимает в современном капиталистическом обществе относительно самостоятельное и обособленное положение....

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image