Главная - Русские архитекторы модернисты - Кузнецов, Иван Сергеевич

Новые заметки:




Кузнецов, Иван Сергеевич

О модерне - Русские архитекторы модернисты

кузнецов, иван сергеевич

Иван Сергеевич Кузнецов (27 мая 1867 село Порецкое, Владимирская губерния, Борисовской волости — 3 июня 1942 Москва) — российский, советский архитектор, известный своими дореволюционными работами в Москве, Подмосковье, Вичуге. Выходец из семьи рабочего, Кузнецов самостоятельно пробился в элиту московской архитектуры. Работал в различных стилях (автор памятника модерна — Медведниковской гимназии), но наиболее успешно — в неоклассике и неорусском стиле. Мастер промышленной архитектуры, спроектировавший только по заказам Н. А. Второва более шестисот зданий. Был востребован и активно строил в советский период.

Биография

Родился 27 мая 1867 года в селе Порецком, Владимирской губернии в семье крестьянина-каменщика. С 11 лет работал на стройках. В 1884 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и окончил его в 1889 году с Большой серебряной медалью, дававшей право на производство строительных работ. Одновременно в 1885—1886 годах работал у К. В. Терского. В 1887—1895 годах — помощник Ф. О. Шехтеля, c 1889 годах — на службе благотворительного Ведомства учреждений императрицы Марии. В 1895—1900 годах продолжил обучение в Императорской Академии художеств; дважды выезжал на стажировку в Европу, получил звание архитектора-художника.

В 1890-е годы вошёл в круг подрядчиков Вичугских фабрикантов, проектирует фабрики и гражданские постройки на территории современной Ивановской области для семьи Красильщиковых и др. В Москве Кузнецов сблизился с семьями Баевых и Медведниковых. Важнейшая из ранних построек Кузнецова — Медведниковская гимназия в Москве (Староконюшенный переулок, 18), ставшая образцом для общественных зданий эпохи модерна. Тогда же, в первой половине 1900-х гг., Кузнецов реставрировал живопись в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря, в московском Богоявленском соборе в Елохове.

С 1894 года — архитектор Московского совета детских приютов, с 1900 года — архитектор Покровской общины. С 1902 года — член Комитета по строительству храма св. Александра Невского на Миусской площади.

В 1905—1907 годах Кузнецов построил своё самое известное здание, ныне спрятанное за фасадами сталинских домов по Тверской — Саввинское подворье. Это был первый и безусловно удачный опыт работы с Абрамцевской гончарной мануфактурой — абрамцевские изразцы определяют весь облик этого здания. Сотрудничество с Абрамцевом продолжилось в 1908—1910, когда по заказу И. А. Кокорева Кузнецов выстроил в Тезине под Вичугой Вознесенский храм — Красную церковь. Кроме того, Кузнецов строил храмы и монастырские службы в Иосифо-Волоколамском монастыре, на Полтавщине, в старообрядческой общине в Переведеновском переулке в Москве. В Москве же по заказу Н. А. Второва он построил крупный деловой комплекс — «Деловой двор» — на площади Варварских ворот — в строгом неоклассическом стиле.

В 1909—1916 годах был гласным Московской городской думы от кадетской партии, состоял членом многих комиссий и комитетов.

В годы Первой мировой войны, когда многие архитекторы остались без заказов, Кузнецов оказался одним из самых востребованных архитекторов, работая на оборонный заказ — строил заводы Второва и Михельсона (Москва, Серпухов, Затишье (Электросталь), Богородск (Ногинск)).

В отличие от большинства зодчих своего поколения, Кузнецов много и успешно строил производственные сооружения, причем разного профиля, выполняя весь комплекс проектных и строительных работ. Например, для снарядных заводов Н. А. Второва в Затишье им было возведено около 600 (!) зданий. Доскональное знакомство со строительной техникой и конструктивными особенностями тех или иных промышленных комплексов делало Кузнецова уникальным специалистом в этой сфере. Это и обусловило его послеоктябрьскую жизнь — М. В. Нащокина, с. 302[1]

После революции 1917 года опыт Кузнецова был востребован большевиками (вероятно, сказалось и его пролетарское происхождение). Масштабы его деятельности в начале 1920-х годов сравнимы разве что с работами Жолтовского и Щусева, при этом

…уникальным фактом было то, что его проектная и строительная работа [в годы революции и гражданской войны] вообще не прерывалась! 1920-е годы насыщены заказами на проекты различных текстильных (Иваново-Вознесенского треста) и карандашных фабрик, металлургических и механических заводов, хлебозаводов, посёлков и мастерских… — М. В. Нащокина, с. 302[1]

Кузнецов, воздерживавшийся от околополитических дискуссий, проработал в советской строительной отрасли почти до самой смерти; его последняя должность (с 1937) — главный архитектор Сочи — Мацестинских курортов. Умер 3 июня 1942 года, похоронен на московском Введенском кладбище.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дом Кальвет

News image

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле

News image

Дача Клячко

News image

Музей-усадьба П. Е. Щербова

News image

Ленком

News image

Храм Преображения Господня (Тверь)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Художники символизма, футуризма, фовизма

News image

Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний,...

Изобразительное искусство XX века

News image

Утрату ценностных ориентиров, характерную для культуры XX столетия, легче всего проследить в изобразительных искусствах. Искусст...

Модерн в архитектуре:

Модерн в России

News image

В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас Дом Книги ) на Невском...

Модерн в России

News image

В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Экспрессионизм

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце X...

News image

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники ...

News image

Фовизм

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставк...

Сюрреализм:
News image

Гоген

Характеризуя творчество Гогена, его привязанность к пейзажам и обитателям острова Таити, М. Недонсель пишет: «Восприятия или вос...

News image

Приемы

Наиболее известный и распространенный прием по воплощению бессознательного носит название «автоматизм». Этим термином до этого п...

News image

Квазиперсональный центр

Как пишет М. Недонсель, художественное произведение выступает в качестве «квазиперсонального» центра. Оно не просто сообщает что...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image