Главная - Русские архитекторы модернисты - Машков, Иван Павлович

Новые заметки:




Машков, Иван Павлович

О модерне - Русские архитекторы модернисты

машков, иван павлович

Иван Павлович Машков (13 января 1867, Трубетчино — 13 августа 1945, Москва) — русский, советский архитектор, реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества.

Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой в стиле модерн — доходным домом М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией таких святынь, как Смоленский собор Новодевичьего монастыря и Успенский собор в Кремле. Кавалер Ордена Святого Станислава второй степени, Герой Труда.

Биография
Начало деятельности

Родился в селе Трубетчино Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). Сын деревенского кузнеца Михаила Соколова. Рано потерял родителей и был усыновлён в 1876 году липецкой купеческой семьёй II гильдии — Павлом Карповичем и Натальей Ефимовной Машковыми. Алексей Ефимович Андреев, брат Натальи, служил липецким городским архитектором.

В 1881 году 14-летний Иван выдержал экзамен и был принят сразу в головной класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Одновременно с Машковым на разных отделениях училища учились К. А. Коровин, И. И. Левитан, А. Архипов, А. С. Голубкина, К. Ф. Юон. За дипломный проект, выполненный в 1885 году по классу архитектуры под руководством А. С. Каминского, Машков был награждён большой и малой серебряными смедалями. В 1886 году И. П. Машкову было присвоено звание классного художника архитектуры и дана лицензия на право строительных работ. Факт получения полноценной лицензии в 19 лет — уникален для российской архитектурной школы (обычно, путь от поступления в МУЖВЗ до получения лицензии занимал 10-15 лет). Ещё являясь студентом МУЖВЗ, в 1883 году Машков начал преподавать перспективу в Училище изящных искусств А. О. Гунста. С 1884 года принимал активное участие в устройстве архитектурного отдела Политехнического музея.

В 1885—1888 годах Машков — ассистент архитектора К. М. Быковского на проектировании медицинского городка на Девичьем Поле и А. Е. Вебера — на постройке южного крыла Политехнического музея. В это же время Машков работал помощником А. С. Каминского и Д. Н. Чичагова. В 1889—1890 годах архитектор жил в Липецке, где самостоятельно спроектировал и построил две школы, больницу и тюремную церковь (ныне действующий Никольский храм в Липецке). Вернувшись в Москву, Машков приобрёл собственную практику, строил преимущественно в псевдорусском стиле своего учителя Каминского. С 1890 по 1913 годы состоял архитектором Братолюбивого Общества снабжения в Москве неимущих квартирами. Многие его работы этого времени выполнены по заказу благотворительных заведений, что исключало «архитектурные излишества»; единственное и излюбленное украшение его домов той эпохи — абрамцевская майолика. С 1895 года служил архитектором Московской городской управы, ведая в разные годы застройкой Лефортовской, Мещанской и Басманной частей Москвы. С 1894 по 1907 годы преподавал курс теней и перспективы в МУЖВЗ.

Зрелые годы

В возрасте 36 лет Машков спроектировал и приступил к постройке доходного дома М. В. Сокол на Кузнецком Мосту. «Сокол» уникален не только в жизни Машкова, но и в московской архитектуре в целом — это, вероятно, единственный дом Москвы, построенный в стиле Венского сецессиона (см. также творчество И. А. Иванова-Шица, развившего собственную версию этого стиля). Золочёная крыша и кованые украшения этого дома (впоследствии утраченные) — заимствованы у Отто Вагнера, при этом здание — традиционно московское, и при постройке составляло единый ансамбль с расположенной в двух кварталах гостиницей «Метрополь». Майоликовая мозаика c изображением буревестника, летящего над волнами, была выполнена Н. Н. Сапуновым (Мир Искусства), и казалась одновременно и цитатой из Максима Горького, и отражением чайки, украшавшей завершённый в том же году Ф. О. Шехтелем Московский художественный театр (одновременно «Сокол» — и имя хозяйки дома, и память о родителях архитектора). В 1895—1917 годах И. П. Машков служил главным архитектором Московской городской управы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Киевские дома в стиле модерн

News image

Астория

News image

Дом Кальвет

News image

Дворец Гуэля

News image

Дом Амалье

News image

Парк Гуэля

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Модерн в изобразительном искусстве

News image

В течение 80-х годов в живописи господствовал критический  реализм, формировался  ранний импрессионизм Серова, Коровина и Левита...

Модернизм в русской живописи

News image

Движение модернизма в русской живописи В 90-х гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль—модерн. Определилась программа н...

Модерн в архитектуре:

Архитектура модерна

News image

Архитектура модерна — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного нап...

Модерн в России

News image

В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

История сюрреализма

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к с...

News image

Экспрессионизм

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце X...

News image

Конструктивизм

Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и дек...

Сюрреализм:
News image

Сновидения

В свое время . Фрейд подчеркивал тесную связь между сновидениями, в которых, как он считал, бессознательное обнаруживает себя по...

News image

Сюрреализм как продолжение романтизма

Сюрреалистов называли крайними романтиками или отчаянными детьми романтизма (В.Крастр). Действительно, сюрреалистическая п...

News image

Идеи

Сюрреалисты усвоили идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, В. Дильтея, А. Бергсона, которые были распространены среди худож...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image