Главная - Русские архитекторы модернисты - Машков, Иван Павлович

Новые заметки:



Машков, Иван Павлович

О модерне - Русские архитекторы модернисты

машков, иван павлович

Иван Павлович Машков (13 января 1867, Трубетчино — 13 августа 1945, Москва) — русский, советский архитектор, реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества.

Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой в стиле модерн — доходным домом М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией таких святынь, как Смоленский собор Новодевичьего монастыря и Успенский собор в Кремле. Кавалер Ордена Святого Станислава второй степени, Герой Труда.

Биография
Начало деятельности

Родился в селе Трубетчино Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). Сын деревенского кузнеца Михаила Соколова. Рано потерял родителей и был усыновлён в 1876 году липецкой купеческой семьёй II гильдии — Павлом Карповичем и Натальей Ефимовной Машковыми. Алексей Ефимович Андреев, брат Натальи, служил липецким городским архитектором.

В 1881 году 14-летний Иван выдержал экзамен и был принят сразу в головной класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Одновременно с Машковым на разных отделениях училища учились К. А. Коровин, И. И. Левитан, А. Архипов, А. С. Голубкина, К. Ф. Юон. За дипломный проект, выполненный в 1885 году по классу архитектуры под руководством А. С. Каминского, Машков был награждён большой и малой серебряными смедалями. В 1886 году И. П. Машкову было присвоено звание классного художника архитектуры и дана лицензия на право строительных работ. Факт получения полноценной лицензии в 19 лет — уникален для российской архитектурной школы (обычно, путь от поступления в МУЖВЗ до получения лицензии занимал 10-15 лет). Ещё являясь студентом МУЖВЗ, в 1883 году Машков начал преподавать перспективу в Училище изящных искусств А. О. Гунста. С 1884 года принимал активное участие в устройстве архитектурного отдела Политехнического музея.

В 1885—1888 годах Машков — ассистент архитектора К. М. Быковского на проектировании медицинского городка на Девичьем Поле и А. Е. Вебера — на постройке южного крыла Политехнического музея. В это же время Машков работал помощником А. С. Каминского и Д. Н. Чичагова. В 1889—1890 годах архитектор жил в Липецке, где самостоятельно спроектировал и построил две школы, больницу и тюремную церковь (ныне действующий Никольский храм в Липецке). Вернувшись в Москву, Машков приобрёл собственную практику, строил преимущественно в псевдорусском стиле своего учителя Каминского. С 1890 по 1913 годы состоял архитектором Братолюбивого Общества снабжения в Москве неимущих квартирами. Многие его работы этого времени выполнены по заказу благотворительных заведений, что исключало «архитектурные излишества»; единственное и излюбленное украшение его домов той эпохи — абрамцевская майолика. С 1895 года служил архитектором Московской городской управы, ведая в разные годы застройкой Лефортовской, Мещанской и Басманной частей Москвы. С 1894 по 1907 годы преподавал курс теней и перспективы в МУЖВЗ.

Зрелые годы

В возрасте 36 лет Машков спроектировал и приступил к постройке доходного дома М. В. Сокол на Кузнецком Мосту. «Сокол» уникален не только в жизни Машкова, но и в московской архитектуре в целом — это, вероятно, единственный дом Москвы, построенный в стиле Венского сецессиона (см. также творчество И. А. Иванова-Шица, развившего собственную версию этого стиля). Золочёная крыша и кованые украшения этого дома (впоследствии утраченные) — заимствованы у Отто Вагнера, при этом здание — традиционно московское, и при постройке составляло единый ансамбль с расположенной в двух кварталах гостиницей «Метрополь». Майоликовая мозаика c изображением буревестника, летящего над волнами, была выполнена Н. Н. Сапуновым (Мир Искусства), и казалась одновременно и цитатой из Максима Горького, и отражением чайки, украшавшей завершённый в том же году Ф. О. Шехтелем Московский художественный театр (одновременно «Сокол» — и имя хозяйки дома, и память о родителях архитектора). В 1895—1917 годах И. П. Машков служил главным архитектором Московской городской управы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Особняк Токаревой

News image

Марфо-Мариинская обитель

News image

Метрополь (гостиница, Москва)

News image

Литературный музей (Красноярск)

News image

Дом Кальвет

News image

Астория

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Близнецы и братья. Модерн, ар нуво, югендстиль, либерти, сецессион, ар деко и другие

News image

В конце XIX и начале XX века искусство Европы и Америки захлестнул мощный поток нового всеохватывающего стиля – «модерн» (фр....

Стиль модерн

News image

Модерн (фр. moderne - современный) - художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв. (друг...

Модерн в архитектуре:

Модерн в России

News image

В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас Дом Книги ) на Невском...

Северный модерн в Санкт-Петербурге

News image

Развитие стиля Северный модерн в Санкт-Петербурге находилось под влиянием шведской и финской неоромантической архитектуры. Про...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Супрематизм

Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С....

News image

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники ...

News image

Конструктивизм

Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и дек...

Сюрреализм:
News image

Фантазия

Сюрреалисты не признают намеренности установок своего творческого процесса. Они настаивают на том, что в неконтролируемых логико...

News image

Сюрреализм. Его представители

Сюрреализм (фр. surrealisme - сверхреализм) - направление в литературе и искусстве XX в.. сложившееся в 1920-х годах

News image

Коллективное творчество

Одними из первых они использовали «коллективное творчество», которое считается самым сюрреалистическим способом создания произве...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image