Главная - Русские архитекторы модернисты - Машков, Иван Павлович

Новые заметки:




Машков, Иван Павлович

О модерне - Русские архитекторы модернисты

машков, иван павлович

Иван Павлович Машков (13 января 1867, Трубетчино — 13 августа 1945, Москва) — русский, советский архитектор, реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества.

Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой в стиле модерн — доходным домом М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией таких святынь, как Смоленский собор Новодевичьего монастыря и Успенский собор в Кремле. Кавалер Ордена Святого Станислава второй степени, Герой Труда.

Биография
Начало деятельности

Родился в селе Трубетчино Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). Сын деревенского кузнеца Михаила Соколова. Рано потерял родителей и был усыновлён в 1876 году липецкой купеческой семьёй II гильдии — Павлом Карповичем и Натальей Ефимовной Машковыми. Алексей Ефимович Андреев, брат Натальи, служил липецким городским архитектором.

В 1881 году 14-летний Иван выдержал экзамен и был принят сразу в головной класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Одновременно с Машковым на разных отделениях училища учились К. А. Коровин, И. И. Левитан, А. Архипов, А. С. Голубкина, К. Ф. Юон. За дипломный проект, выполненный в 1885 году по классу архитектуры под руководством А. С. Каминского, Машков был награждён большой и малой серебряными смедалями. В 1886 году И. П. Машкову было присвоено звание классного художника архитектуры и дана лицензия на право строительных работ. Факт получения полноценной лицензии в 19 лет — уникален для российской архитектурной школы (обычно, путь от поступления в МУЖВЗ до получения лицензии занимал 10-15 лет). Ещё являясь студентом МУЖВЗ, в 1883 году Машков начал преподавать перспективу в Училище изящных искусств А. О. Гунста. С 1884 года принимал активное участие в устройстве архитектурного отдела Политехнического музея.

В 1885—1888 годах Машков — ассистент архитектора К. М. Быковского на проектировании медицинского городка на Девичьем Поле и А. Е. Вебера — на постройке южного крыла Политехнического музея. В это же время Машков работал помощником А. С. Каминского и Д. Н. Чичагова. В 1889—1890 годах архитектор жил в Липецке, где самостоятельно спроектировал и построил две школы, больницу и тюремную церковь (ныне действующий Никольский храм в Липецке). Вернувшись в Москву, Машков приобрёл собственную практику, строил преимущественно в псевдорусском стиле своего учителя Каминского. С 1890 по 1913 годы состоял архитектором Братолюбивого Общества снабжения в Москве неимущих квартирами. Многие его работы этого времени выполнены по заказу благотворительных заведений, что исключало «архитектурные излишества»; единственное и излюбленное украшение его домов той эпохи — абрамцевская майолика. С 1895 года служил архитектором Московской городской управы, ведая в разные годы застройкой Лефортовской, Мещанской и Басманной частей Москвы. С 1894 по 1907 годы преподавал курс теней и перспективы в МУЖВЗ.

Зрелые годы

В возрасте 36 лет Машков спроектировал и приступил к постройке доходного дома М. В. Сокол на Кузнецком Мосту. «Сокол» уникален не только в жизни Машкова, но и в московской архитектуре в целом — это, вероятно, единственный дом Москвы, построенный в стиле Венского сецессиона (см. также творчество И. А. Иванова-Шица, развившего собственную версию этого стиля). Золочёная крыша и кованые украшения этого дома (впоследствии утраченные) — заимствованы у Отто Вагнера, при этом здание — традиционно московское, и при постройке составляло единый ансамбль с расположенной в двух кварталах гостиницей «Метрополь». Майоликовая мозаика c изображением буревестника, летящего над волнами, была выполнена Н. Н. Сапуновым (Мир Искусства), и казалась одновременно и цитатой из Максима Горького, и отражением чайки, украшавшей завершённый в том же году Ф. О. Шехтелем Московский художественный театр (одновременно «Сокол» — и имя хозяйки дома, и память о родителях архитектора). В 1895—1917 годах И. П. Машков служил главным архитектором Московской городской управы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дворец Гуэля

News image

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»

News image

Торговый дом Ижболдиных

News image

Кирха Святой Марии Магдалины (Приморск)

News image

Ленком

News image

Особняк Фолленвейдера

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Близнецы и братья. Модерн, ар нуво, югендстиль, либерти, сецессион, ар деко и другие

News image

В конце XIX и начале XX века искусство Европы и Америки захлестнул мощный поток нового всеохватывающего стиля – «модерн» (фр....

Движение модернизма в русской живописи

News image

В 90-х гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль—модерн. Определилась программа нового искусства

Модерн в архитектуре:

Модерн от Фонтанки до Рубенштейна

News image

Один из известнейших архитекторов Санкт-Петербурга, поэт северного модерна Федор Иванович Лидваль родился 1870 году в шведской с...

Архитектура Модерна в Англии и Шотландии

News image

В Англии существует очень немного примеров значительной архитектуры в стиле «арт нуво», несмотря на то что начиная с 80-х гг. XI...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Экспрессионизм

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце X...

News image

Конструктивизм возрождается

В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. И...

News image

Фовизм

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставк...

Сюрреализм:
News image

Проблема

Так во французском персонализме осуществляется переход философского сознания на религиозно-идеалистические художественные позици...

News image

История

Прослеживая историю сюрреалистической живописи можно убедиться, что первые художники-сюрреалисты 0в ганически используют в своем...

News image

Идея двух миров

Идея двух миров была определяющей также для символистской эстетики и искусства. Но как в романтизме, так и в символизме нездешня...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image