Главная - Русские архитекторы модернисты - Машков, Иван Павлович

Новые заметки:




Машков, Иван Павлович

О модерне - Русские архитекторы модернисты

машков, иван павлович

Иван Павлович Машков (13 января 1867, Трубетчино — 13 августа 1945, Москва) — русский, советский архитектор, реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества.

Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой в стиле модерн — доходным домом М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией таких святынь, как Смоленский собор Новодевичьего монастыря и Успенский собор в Кремле. Кавалер Ордена Святого Станислава второй степени, Герой Труда.

Биография
Начало деятельности

Родился в селе Трубетчино Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). Сын деревенского кузнеца Михаила Соколова. Рано потерял родителей и был усыновлён в 1876 году липецкой купеческой семьёй II гильдии — Павлом Карповичем и Натальей Ефимовной Машковыми. Алексей Ефимович Андреев, брат Натальи, служил липецким городским архитектором.

В 1881 году 14-летний Иван выдержал экзамен и был принят сразу в головной класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Одновременно с Машковым на разных отделениях училища учились К. А. Коровин, И. И. Левитан, А. Архипов, А. С. Голубкина, К. Ф. Юон. За дипломный проект, выполненный в 1885 году по классу архитектуры под руководством А. С. Каминского, Машков был награждён большой и малой серебряными смедалями. В 1886 году И. П. Машкову было присвоено звание классного художника архитектуры и дана лицензия на право строительных работ. Факт получения полноценной лицензии в 19 лет — уникален для российской архитектурной школы (обычно, путь от поступления в МУЖВЗ до получения лицензии занимал 10-15 лет). Ещё являясь студентом МУЖВЗ, в 1883 году Машков начал преподавать перспективу в Училище изящных искусств А. О. Гунста. С 1884 года принимал активное участие в устройстве архитектурного отдела Политехнического музея.

В 1885—1888 годах Машков — ассистент архитектора К. М. Быковского на проектировании медицинского городка на Девичьем Поле и А. Е. Вебера — на постройке южного крыла Политехнического музея. В это же время Машков работал помощником А. С. Каминского и Д. Н. Чичагова. В 1889—1890 годах архитектор жил в Липецке, где самостоятельно спроектировал и построил две школы, больницу и тюремную церковь (ныне действующий Никольский храм в Липецке). Вернувшись в Москву, Машков приобрёл собственную практику, строил преимущественно в псевдорусском стиле своего учителя Каминского. С 1890 по 1913 годы состоял архитектором Братолюбивого Общества снабжения в Москве неимущих квартирами. Многие его работы этого времени выполнены по заказу благотворительных заведений, что исключало «архитектурные излишества»; единственное и излюбленное украшение его домов той эпохи — абрамцевская майолика. С 1895 года служил архитектором Московской городской управы, ведая в разные годы застройкой Лефортовской, Мещанской и Басманной частей Москвы. С 1894 по 1907 годы преподавал курс теней и перспективы в МУЖВЗ.

Зрелые годы

В возрасте 36 лет Машков спроектировал и приступил к постройке доходного дома М. В. Сокол на Кузнецком Мосту. «Сокол» уникален не только в жизни Машкова, но и в московской архитектуре в целом — это, вероятно, единственный дом Москвы, построенный в стиле Венского сецессиона (см. также творчество И. А. Иванова-Шица, развившего собственную версию этого стиля). Золочёная крыша и кованые украшения этого дома (впоследствии утраченные) — заимствованы у Отто Вагнера, при этом здание — традиционно московское, и при постройке составляло единый ансамбль с расположенной в двух кварталах гостиницей «Метрополь». Майоликовая мозаика c изображением буревестника, летящего над волнами, была выполнена Н. Н. Сапуновым (Мир Искусства), и казалась одновременно и цитатой из Максима Горького, и отражением чайки, украшавшей завершённый в том же году Ф. О. Шехтелем Московский художественный театр (одновременно «Сокол» — и имя хозяйки дома, и память о родителях архитектора). В 1895—1917 годах И. П. Машков служил главным архитектором Московской городской управы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Особняк Токаревой

News image

Купить офис в Казани

News image

Музей-усадьба П. Е. Щербова

News image

Храм Преображения Господня (Тверь)

News image

Особняк Фолленвейдера

News image

Дом Кальвет

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Модернизм в живописи (модерн)

News image

Стиль модерн является одним из ранних направлений такой общемировой художественной тенденции, как модернизм в искусстве. Благода...

Орнамент стиля модерн

News image

Стиль модерн нашел свое отражение во многих областях творческой деятельности, и в первую очередь в архитектуре, живописи и прикл...

Модерн в архитектуре:

Архитектура Модерна в Англии и Шотландии

News image

В Англии существует очень немного примеров значительной архитектуры в стиле «арт нуво», несмотря на то что начиная с 80-х гг. XI...

Прогулка по Одессе в стиле «модерн»

News image

На рубеже 19-20 веков стиль «модерн» занял прочные позиции в живописи, архитектуре и других дизайнерских формах Одессы. Пройд...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Фовизм

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставк...

News image

Экспрессионизм

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце X...

News image

Конструктивизм возрождается

В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. И...

Сюрреализм:
News image

Онтология

Для сюрреалистической теории как раз характерно использование разных точек зрения, попытка объединить 2 При этом мы имеем в в...

News image

Идея двух миров

Идея двух миров была определяющей также для символистской эстетики и искусства. Но как в романтизме, так и в символизме нездешня...

News image

Коллективное творчество

Одними из первых они использовали «коллективное творчество», которое считается самым сюрреалистическим способом создания произве...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image