Главная - Русские архитекторы модернисты - Бардт, Траугот Яковлевич

Новые заметки:




Бардт, Траугот Яковлевич

О модерне - Русские архитекторы модернисты

бардт, траугот яковлевич

Бардт Траугот Яковлевич (1873, Санкт-Петербург — 5 марта 1942, Чарск) — русский архитектор. Приобрёл известность как один из архитекторов московского модерна и автор здания Новосибирского театра опера и балета.

Биография

Родился в 1873 году в Санкт-Петербурге в семье пастора Я. Бардта. Семья архитектора переехала в 1880-е годы в Москву, а в 1890 году отец архитектора был назначен директором Школы для бедных детей и сирот евангелического вероисповедания. Начальное образование Т. Я. Бардт получил в Немецком училище при церкви Святой Анны. В 1896 году поступил в Императорскую Академию художеств в класс профессора А. Н. Померанцева. Ученический проект Бардта на возведение Биржи И. А. Стефановича экспонировался в Академии среди лучших работ.

После окончания академии в 1903 году Т. Я. Бардт возвратился в Москву, где по его проектам были возведены разнообразные постройки, преимущественно в стилистике архитектурного модерна. В 1911 году архитектор разрабатывал проект театра с амфитеатром для Сочи. В 1917 году служил главным архитектором эвакуированного из Риги завода «Г. Пирвиц и Ко». После смерти московского мультимиллионера и мецената Г. Г. Солодовникова, Т. Я. Бардт был включён в число его душеприказчиков.

С 1917 по 1920 год Бардт работал архитектором театра «Зон» братьев Видоновых. В 1920—1922 годах служил заведующий городским, сельским и промышленным строительством в управлении по восстановлению Ярославля после подавления восстания. В ходе работы в Ярославле архитектор был обвинён в «шкурничестве» и на год заключён в тюрьму. Отбыв заключение, в 1923 году Т. Я. Бардт возвращается в Москву, где работает сначала архитектором Московской телефонной станции, а затем заведует строительным отделением банка. В 1924 году архитектор получает место в архитектурно-строительном отделе Московского управления недвижимых имуществ, где руководит строительством трёхэтажных домов в Марьиной роще. В 1926 году переходит на работу заведующим проектным отделом Мосмясохладобоен, где проектирует бойни, а в 1927 году получает работу в «Госторге», в котором занимается строительством беконных фабрик. В 1927—1928 годах Т. Я. Бардт работает заведующим проектным отделом Всесоюзного автотракторного объединения.

Для осуществления строительства в Новосибирске Дома науки и культуры, в 1929 году Бардт поступает в распоряжение крайисполкома Западно-Сибирского края. В проектной группе вместе с Т. Я. Бардтом работали М. И. Курилко, А. З. Гринберг, а также сын архитектора, Оскар, которому было поручено создание модели здания. 15 мая 1930 года Т. Я. Бардт и М. И. Курилко получают патент на принципиально новую «панорамно-планетарную» театральную систему ТЕОМАСС. Проект Дома науки и культуры был создан Т. Я. Бардтом совместно с М. И. Курилко и А. З. Гринбергом В 1934 году архитектор был арестован и осуждён коллегией ОГПУ на 5 лет лишения свободы с заменой высылкой в Западно-Сибирский край. До 1936 года работает в Новосибирске над решением технологических процессов в строящемся театре.

После отказа заказчика от использования системы ТЕОМАСС, работает главным архитектором в «Сибпромпроекте», «Сибтранспроекте», тресте «Сибстройпуть». Построил в Новосибирске типографию «Советская Сибирь» на улице Советской (ныне Новосибирская государственная областная научная библиотека), техникум связи; совместно с И. С. Алексеевым участвовал в реконструкции Дворца труда (ныне здание Академии водного транспорта).

Повторно арестован в феврале 1939 года по подозрению в подготовке взрыва железнодорожного моста через Обь. 15 июля того же года приговорён Военным трибуналом Томской железной дороги к расстрелу. Через два месяца Военная коллегия Верховного суда СССР приговор отменила, возвратив дело на доследование, в результате которого 8 сентября 1941 года Т. Я. Бардт был осуждён за шпионаж в пользу Германии и подвергнут административной ссылке сроком на пять лет в Казахстан.

Т. Я. Бардт умер в ссылке, которую отбывал в посёлке Чарский Жарминского района Семипалатинской области, 5 марта 1942 года. Место захоронения архитектора неизвестно. Полностью реабилитирован Решением Военной коллегии Верховного Суда РСФСР № 4 н 4650/58 от 12 февраля 1959 года.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Собор Непорочного Сердца Божией Матери (Иркутск)

News image

Дом Горелика

News image

Дом Кроля

News image

Дача Клячко

News image

Метрополь (гостиница, Москва)

News image

Собор Святых Апостолов Петра и Павла (Саратов)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Художники символизма, футуризма, фовизма

News image

Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний,...

Орнамент стиля модерн

News image

Стиль модерн нашел свое отражение во многих областях творческой деятельности, и в первую очередь в архитектуре, живописи и прикл...

Модерн в архитектуре:

Специфические особенности екатеринбургского модерна

News image

Историческая застройка центра современного Екатеринбурга в массе своей представлена зданиями и сооружениями второй половины XIX ...

Сад символов

News image

Уплотненное сплетение мотивов и стихий в декоре модерна, их ассоциативная концентрация часто создает ощущение цельного образ...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Супрематизм

Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С....

News image

Экспрессионизм

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце X...

News image

Конструктивизм в дизайне и фотографии

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви дение было бы однобоким и даже к...

Сюрреализм:
News image

Сновидения

В свое время . Фрейд подчеркивал тесную связь между сновидениями, в которых, как он считал, бессознательное обнаруживает себя по...

News image

Фантазия

Сюрреалисты не признают намеренности установок своего творческого процесса. Они настаивают на том, что в неконтролируемых логико...

News image

Онтология

Для сюрреалистической теории как раз характерно использование разных точек зрения, попытка объединить 2 При этом мы имеем в в...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image