Главная - Русские архитекторы модернисты - Бондаренко, Илья Евграфович

Новые заметки:




Бондаренко, Илья Евграфович

О модерне - Русские архитекторы модернисты

бондаренко, илья евграфович

Илья Евграфович Бондаренко (1870, Уфа — 1947, Москва) — русский, советский архитектор и искусствовед. В 1906—1917, после выхода указа Об укреплении начал веротерпимости — стал ведущим архитектором старообрядческого храмостроения. Творческий почерк Бондаренко — лаконичное соединение эстетики северного модерна и стилизованной архитектуры русского Севера, развитие абрамцевского стиля 1890-х гг. После 1917 года сосредоточился на музейной деятельности, защите и реставрации памятников архитектуры.

Начало карьеры

Отец архитектора — Евграф Львович — уфимский мещанин, лавочник, выбившийся в купцы второй гильдии и сумевший обеспечить сыну образование в классической уфимской гимназии. В 1887—1891 годах Илья Бондаренко обучался в МУЖВЗ по классу архитектуры А. С. Каминского. Продолжил образование в Цюрихе и в московской фирме Ф. О. Шехтеля (1895—1896). Много путешествовал по России, изучая народную архитектуру Севера и Поволжья.

Во второй половине 1890-х гг. вошел в круг мамонтовской колонии в Абрамцеве, что помогло ему выиграть первый публичный заказ — павильон русских народных ремесел на Всемирной выставке 1900 года в Париже, совместно с К. А. Коровиным. Впоследствии абрамцевская майолика станет излюбленным материалом Бондаренко. Камерные работы Бондаренко имели успех на выставке модерна, организованной И. А. Фоминым в 1902. В те же годы строит школу и магазин (нынешний ЦУМ) в Иванове.

Архитектор старообрядчества

17 (30) апреля 1905 года царское правительство отменяет запрет на строительство старообрядческих храмов. За день до выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» император Николай II разрешил распечатать алтари старообрядческих храмов Рогожского кладбища, ранее закрытых для верующих. Старообрядческие общины ответили массовыми ходатайствами о разрешении на постройку новых храмов.

Бондаренко строит первую старообрядческую церковь в московском Токмаковом переулке в 1907 по заказу Второй Московской общины Поморского брачного согласия. За этим последовала череда заказов от различных общин староверов:

В Шуе Бондаренко строит собор для официальной православной церкви; в Иванове — перестраивает православную Крестовоздвиженскую церковь.

Мастер северного модерна, Бондаренко — знаток московского ампира, популяризатор и защитник наследия классицизма, участник юбилейных выставок в память войны 1812 года. Бондаренко — автор трудов по истории творчества М. Ф. Казакова, Доменико Жилярди, А. Г. Григорьева.

Советский период

Несмотря на связь с церковью, Бондаренко нашел место в советской иерархии, начиная с момента переезда Совнаркома в Москву. В 1919 он возвращается в Уфу, организует первый уфимский театр и первый музей (ныне Музей имени М. В. Нестерова; Бондаренко и Нестеров были старыми друзьями). С 1921 вновь в Москве. Участвовал в постройках Сельскохозяйственной выставки 1923, консультировал различные органы в Москве и Ленинграде.

В 1926, с началом подъёма строительства, Бондаренко вновь востребован как практический архитектор. Работает главным архитектором Исторического музея в Москве, затем, до 1939 — архитектор в структурах Моссовета и Мосэнерго. Его работы в архитектуре советского периода связаны с расширением и перестройкой исторических зданий:

В годы Великой отечественной войны семидесятитрехлетний Бондаренко работает архитектором Ваганьковского кладбища, после освобождения Твери — участвует в восстановлении казаковского Путевого дворца.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Особняк Курлиной

News image

Дача Клячко

News image

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»

News image

Киевские дома в стиле модерн

News image

Дом Кроля

News image

Марфо-Мариинская обитель

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Зарождение и развитие модернизма в искусстве Индии

News image

Обращаясь к проблеме зарождения модернизма в странах Азии в XXвеке, необходимо прежде всего считаться со следующими важнейшими о...

Художники-модернисты на Tajan

News image

Французский аукционный дом Tajan 20 сентября проведет торги Modern art. Будет представлена коллекция из 144 произведений европей...

Модерн в архитектуре:

Архитектура модерна в испании

News image

В Испании стиль модерн был неразрывно связан с возрождением в 80-е гг. XIX в. культурных и политичских устремлений Каталонии, ко...

Каталонский модерн Антонио Гауди

News image

Антонио Гауди-и-Корнет - самый необычный и своеобразный архитектор стиля модерн. В 90-х гг. в Испании в Барселоне возникает напр...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Оп-арт

Оп-арт – направление модернизма, появившееся в 60 – 70-е годы XX века и развивавшееся параллельно с поп-артом. Оп-арт – аббревиа...

News image

Стиль арт-нуво в интерьере

Французское слово L’Art Nouveau, которым обозначен новый стиль в интерьере, в переводе на русский означает «новое искусство»....

News image

Неопластицизм

Неопластицизм — введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. ...

Сюрреализм:
News image

Идея двух миров

Идея двух миров была определяющей также для символистской эстетики и искусства. Но как в романтизме, так и в символизме нездешня...

News image

Сюрреализм как продолжение романтизма

Сюрреалистов называли крайними романтиками или отчаянными детьми романтизма (В.Крастр). Действительно, сюрреалистическая п...

News image

Квазиперсональный центр

Как пишет М. Недонсель, художественное произведение выступает в качестве «квазиперсонального» центра. Оно не просто сообщает что...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image