Главная - Модерн в архитектуре - Архитектура модерна в испании

Новые заметки:




Архитектура модерна в испании

Модерн в искусстве - Модерн в архитектуре

архитектура модерна в испании

В Испании стиль модерн был неразрывно связан с возрождением в 80-е гг. XIX в. культурных и политичских устремлений Каталонии, которая 400 годами ранее лишилась своей независимости и попала под власть Кастилии. Центр движения за духовное и политическое обновление и свободу Каталонии находился в Барселоне. Программа движения имела символическое название «Возрождение». Она включала в себя возрождение каталонского языка, а также изучение местной истории и местного художественного промысла. Необходимо сказать о том, что каталонские патриоты были крайне различны по своим убеждениям и объединяли в своих рядах католиков и марксистов, правые и левые политические силы. Как и в других странах, труды Раскина и Виолле-ле-Дюка оказали здесь сильное влияние на стремление создать новую архитектуру. Так, например, нам известно, что Антонио Гауди-и-Корнет (1852— 1926), ведущий испанский архитектор в стиле модерн, еще студентом сделал пометки ко второму тому Бесед Виолле-ле-Дюка и прочел в переводе труды Раскина.

Антонио Гауди начинал в неоготическом стиле, но уже его причудливый дом (Каса) Висенс (1883— 1885)для Дона Мануэля Висенса в Барселоне — вилла частично в неоготическом, а частично в неороманском стиле — по форме своих решеток, перил и ворот обнаруживает признаки стиля модерн.

Вход в его Пале Гуэль (1885—1889) в Барселоне — дом текстильного магната Дона Эузебио Гуэля — ведет через две параболические арки металлических ворот, выполненных также в соответствии с принципами «артнуво». Отец Гауди был кузнецом по меди и обучил сына работе с металлом. Применение параболических дуг вместо стрельчатых и круглых арок было типично для Гауди, который выбрал их из конструктивных соображений, а не только из-за их новизны.

В Пале Гуэль декор крыши образует абстрактно-скульптурную композицию из дымоходов и вентиляционных труб, облицованных цветным стеклом, изразцами и мозаиками. Центральный зал поднимается вверх до перекрытий и освещается куполом, покрытым шестиугольными плитками, прерываемыми многочисленными отверстиями, похожими на звезды. На окраине Барселоны Гауди спроектировал парк Гуэль (1900— 1914), который должен был ассоциироваться с английской усадьбой. Запланированные дома так и не были построены, и поэтому сохранилось только странное нагромождение гротов и портиков, напоминающих строения какого-то фантастического ландшафтного сада XVIII в.

Главным зданием является греческий театр с покрытыми изразцами дорическими колоннами. Нерегулярная волнообразная система антаблементов украшена формованной керамикой и в то же время служит скамьей в конце крыши-террасы. Полые колонны, изготовленные в таком виде из дренажных соображений, несут плоские купола, облицованные стеклянной мозаикой и глазированными фрагментами изразцов. Применение керамической плитки-изразца ярких, сверкающих цветов имеет на Иберийском полуострове давнюю традицию и первоначально было введено арабами.

В центре Барселоны Гауди создал два жилых дома с волнообразными фасадами я почти немыслимым очертанием планов. То, что эти квартиры с их сплошными волнообразными стенами действительно нашли покупателя, свидетельствует об удивительной вере состоятельной буржуазии Барселоны в новую каталонскую архитектуру. Первым жилым домом, перестроенным из существовавшего здания, стал Каса Батло (1904—1906) . Фасад облицован переливающимися кусочками плиток преимущественно светло-голубого цвета и покрыт горбатой крышей, которая с ромбовидными гонтами и выгнутым силуэтом напоминает дракона. Возможно, эта причудливая деталь ассоциируется с легендой о св. Георгии и драконе, которая играла большую ществовавшего здания, стал Каса Батло (1904—1906)]. Фасад облицован переливающимися кусочками плиток преимущественно светло-голубого цвета и покрыт горбатой крышей, которая с ромбовидными гонтами и выгнутым силуэтом напоминает дракона. Возможно, эта причудливая деталь ассоциируется с легендой о св. Георгии и драконе, которая играла большую серрат» («изрытую пещерами гору»), каталонскую гору с чтимым и посещаемым бенедиктинским монастырем, в котором хранится скульптурный образ «Черной Мадонны» Монсеррат.
Фасад Каса Мила оживляют балконы из кованого железа, напоминающие мерцающие в воде стебли водорослей.

Самое знаменитое творение Гауди в Барселоне — церковь покаяния Саграда Фамилиа («Святого Семейства») — имеет запутанную историю. Гауди, который в молодости был дэнди, в дальнейшей своей жизни стал глубоко религиозным католиком, и Саграда Фамилиа является уникальным личным свидетельством его религиозности, веры в духовное обновление его родины Каталонии и любви к символизму, поэзии и мисериям в архитектуре. Чтение произведений Гёте и Раскина укрепило его в стремлении точно воспроизвести естественные формы. Он окружил себя фотографиями растительных и зооморфных форм, но буйная фантазия толкала его на создание причудливых и подчас фантасмагорических орнаментов.

Строительство церкви Саграда Фамилиа было начато в 1882 г. по проектам Франчески де Паула дель Виллар-и-Кармона, предусматривавшим создание обычной готической церкви с крестовидным планом. В следующем году руководство работами принял на себя Гауди и в 1887 г. закончил крипту, в основном по эскизам Виллара. После этого внешние стены апсиды (1891—1893) он построил в более свободном готическом стиле, чем Виллар. Однакозначительные изменения начались с его эскизов для восточного фасада поперечного нефа (построен в 1893— 1903), посвященного Рождеству Христову. Восточный фасад с его напоминающими сталактиты фронтонами, с башнями и прерванными коническими фиалами удивительной высоты, увенчанными щупальцеобразными крестоцветами из обломков цветной плитки, был завершен в период 1903—1930 гг. Расположенный напротив него западный фасад, посвященный Страстям Господним, был построен в 1954 г. по эскизам, сделанным Гауди в 1917 г.

Работа над центральным нефом, самой оригинальной в строительном отношении частью всей церкви, продолжается еще и сегодня и продвигается вперед очень медленно; она основывается на экспериментальных эскизах, которые были подготовлены Гауди в период между 1898 и 1926 гг., до его гибели в реультате несчастного случая, при столкновении перед церковью трамвая с автомобилем.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дом Грибушина

News image

Собор Преображения Господня (Новосибирск)

News image

Дача Клячко

News image

Дом компании «Зингер»

News image

Музей градостроительства и быта

News image

Дом с химерами (Киев)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Художники символизма, футуризма, фовизма

News image

Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний,...

Модерн в изобразительном искусстве

News image

В течение 80-х годов в живописи господствовал критический  реализм, формировался  ранний импрессионизм Серова, Коровина и Левита...

Модерн в архитектуре:

Архитектура модерна: основные черты, направления, история и динамика развития

News image

Главной особенностью искусства Модерна является то, что новое в нем формировалось прежде всего в области архитектуры, декоративн...

Декорация Москвы эпохи модерна (особняк Петра Смирнова)

News image

Историческая справка: Впервые дом на этом участке упоминается в архивах нашего города в 1759 году и принадлежит конной гварди...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Фовизм

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставк...

News image

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники ...

News image

Экспрессионизм в музыке

Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположни...

Сюрреализм:
News image

История сюрреализма

Сюрреализм возникает там, где заканчивает свою короткую деятельность движение дада (1915-1922). Это период нарастающего критич...

News image

Выводы Фрейда

Теоретические выводы Фрейда, касающиеся искусства, его трактовка художественной деятельности стали исходным пунктом эстетических...

News image

Карруж

Западный исследователь сюрреализма М. Карруж считает, что посредством автоматизма сюрреализм «вырывает ум из удобной колеи привы...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image