Архитектура модерна в испании
Модерн в искусстве - Модерн в архитектуре |
В Испании стиль модерн был неразрывно связан с возрождением в 80-е гг. XIX в. культурных и политичских устремлений Каталонии, которая 400 годами ранее лишилась своей независимости и попала под власть Кастилии. Центр движения за духовное и политическое обновление и свободу Каталонии находился в Барселоне. Программа движения имела символическое название «Возрождение». Она включала в себя возрождение каталонского языка, а также изучение местной истории и местного художественного промысла. Необходимо сказать о том, что каталонские патриоты были крайне различны по своим убеждениям и объединяли в своих рядах католиков и марксистов, правые и левые политические силы. Как и в других странах, труды Раскина и Виолле-ле-Дюка оказали здесь сильное влияние на стремление создать новую архитектуру. Так, например, нам известно, что Антонио Гауди-и-Корнет (1852— 1926), ведущий испанский архитектор в стиле модерн, еще студентом сделал пометки ко второму тому Бесед Виолле-ле-Дюка и прочел в переводе труды Раскина.
Антонио Гауди начинал в неоготическом стиле, но уже его причудливый дом (Каса) Висенс (1883— 1885)для Дона Мануэля Висенса в Барселоне — вилла частично в неоготическом, а частично в неороманском стиле — по форме своих решеток, перил и ворот обнаруживает признаки стиля модерн.
Вход в его Пале Гуэль (1885—1889) в Барселоне — дом текстильного магната Дона Эузебио Гуэля — ведет через две параболические арки металлических ворот, выполненных также в соответствии с принципами «артнуво». Отец Гауди был кузнецом по меди и обучил сына работе с металлом. Применение параболических дуг вместо стрельчатых и круглых арок было типично для Гауди, который выбрал их из конструктивных соображений, а не только из-за их новизны.
В Пале Гуэль декор крыши образует абстрактно-скульптурную композицию из дымоходов и вентиляционных труб, облицованных цветным стеклом, изразцами и мозаиками. Центральный зал поднимается вверх до перекрытий и освещается куполом, покрытым шестиугольными плитками, прерываемыми многочисленными отверстиями, похожими на звезды. На окраине Барселоны Гауди спроектировал парк Гуэль (1900— 1914), который должен был ассоциироваться с английской усадьбой. Запланированные дома так и не были построены, и поэтому сохранилось только странное нагромождение гротов и портиков, напоминающих строения какого-то фантастического ландшафтного сада XVIII в.
Главным зданием является греческий театр с покрытыми изразцами дорическими колоннами. Нерегулярная волнообразная система антаблементов украшена формованной керамикой и в то же время служит скамьей в конце крыши-террасы. Полые колонны, изготовленные в таком виде из дренажных соображений, несут плоские купола, облицованные стеклянной мозаикой и глазированными фрагментами изразцов. Применение керамической плитки-изразца ярких, сверкающих цветов имеет на Иберийском полуострове давнюю традицию и первоначально было введено арабами.
В центре Барселоны Гауди создал два жилых дома с волнообразными фасадами я почти немыслимым очертанием планов. То, что эти квартиры с их сплошными волнообразными стенами действительно нашли покупателя, свидетельствует об удивительной вере состоятельной буржуазии Барселоны в новую каталонскую архитектуру. Первым жилым домом, перестроенным из существовавшего здания, стал Каса Батло (1904—1906) . Фасад облицован переливающимися кусочками плиток преимущественно светло-голубого цвета и покрыт горбатой крышей, которая с ромбовидными гонтами и выгнутым силуэтом напоминает дракона. Возможно, эта причудливая деталь ассоциируется с легендой о св. Георгии и драконе, которая играла большую ществовавшего здания, стал Каса Батло (1904—1906)]. Фасад облицован переливающимися кусочками плиток преимущественно светло-голубого цвета и покрыт горбатой крышей, которая с ромбовидными гонтами и выгнутым силуэтом напоминает дракона. Возможно, эта причудливая деталь ассоциируется с легендой о св. Георгии и драконе, которая играла большую серрат» («изрытую пещерами гору»), каталонскую гору с чтимым и посещаемым бенедиктинским монастырем, в котором хранится скульптурный образ «Черной Мадонны» Монсеррат.
Фасад Каса Мила оживляют балконы из кованого железа, напоминающие мерцающие в воде стебли водорослей.
Самое знаменитое творение Гауди в Барселоне — церковь покаяния Саграда Фамилиа («Святого Семейства») — имеет запутанную историю. Гауди, который в молодости был дэнди, в дальнейшей своей жизни стал глубоко религиозным католиком, и Саграда Фамилиа является уникальным личным свидетельством его религиозности, веры в духовное обновление его родины Каталонии и любви к символизму, поэзии и мисериям в архитектуре. Чтение произведений Гёте и Раскина укрепило его в стремлении точно воспроизвести естественные формы. Он окружил себя фотографиями растительных и зооморфных форм, но буйная фантазия толкала его на создание причудливых и подчас фантасмагорических орнаментов.
Строительство церкви Саграда Фамилиа было начато в 1882 г. по проектам Франчески де Паула дель Виллар-и-Кармона, предусматривавшим создание обычной готической церкви с крестовидным планом. В следующем году руководство работами принял на себя Гауди и в 1887 г. закончил крипту, в основном по эскизам Виллара. После этого внешние стены апсиды (1891—1893) он построил в более свободном готическом стиле, чем Виллар. Однакозначительные изменения начались с его эскизов для восточного фасада поперечного нефа (построен в 1893— 1903), посвященного Рождеству Христову. Восточный фасад с его напоминающими сталактиты фронтонами, с башнями и прерванными коническими фиалами удивительной высоты, увенчанными щупальцеобразными крестоцветами из обломков цветной плитки, был завершен в период 1903—1930 гг. Расположенный напротив него западный фасад, посвященный Страстям Господним, был построен в 1954 г. по эскизам, сделанным Гауди в 1917 г.
Работа над центральным нефом, самой оригинальной в строительном отношении частью всей церкви, продолжается еще и сегодня и продвигается вперед очень медленно; она основывается на экспериментальных эскизах, которые были подготовлены Гауди в период между 1898 и 1926 гг., до его гибели в реультате несчастного случая, при столкновении перед церковью трамвая с автомобилем.