Главная - Модерн в архитектуре - Архитектура модерна в испании

Новые заметки:




Архитектура модерна в испании

Модерн в искусстве - Модерн в архитектуре

архитектура модерна в испании

В Испании стиль модерн был неразрывно связан с возрождением в 80-е гг. XIX в. культурных и политичских устремлений Каталонии, которая 400 годами ранее лишилась своей независимости и попала под власть Кастилии. Центр движения за духовное и политическое обновление и свободу Каталонии находился в Барселоне. Программа движения имела символическое название «Возрождение». Она включала в себя возрождение каталонского языка, а также изучение местной истории и местного художественного промысла. Необходимо сказать о том, что каталонские патриоты были крайне различны по своим убеждениям и объединяли в своих рядах католиков и марксистов, правые и левые политические силы. Как и в других странах, труды Раскина и Виолле-ле-Дюка оказали здесь сильное влияние на стремление создать новую архитектуру. Так, например, нам известно, что Антонио Гауди-и-Корнет (1852— 1926), ведущий испанский архитектор в стиле модерн, еще студентом сделал пометки ко второму тому Бесед Виолле-ле-Дюка и прочел в переводе труды Раскина.

Антонио Гауди начинал в неоготическом стиле, но уже его причудливый дом (Каса) Висенс (1883— 1885)для Дона Мануэля Висенса в Барселоне — вилла частично в неоготическом, а частично в неороманском стиле — по форме своих решеток, перил и ворот обнаруживает признаки стиля модерн.

Вход в его Пале Гуэль (1885—1889) в Барселоне — дом текстильного магната Дона Эузебио Гуэля — ведет через две параболические арки металлических ворот, выполненных также в соответствии с принципами «артнуво». Отец Гауди был кузнецом по меди и обучил сына работе с металлом. Применение параболических дуг вместо стрельчатых и круглых арок было типично для Гауди, который выбрал их из конструктивных соображений, а не только из-за их новизны.

В Пале Гуэль декор крыши образует абстрактно-скульптурную композицию из дымоходов и вентиляционных труб, облицованных цветным стеклом, изразцами и мозаиками. Центральный зал поднимается вверх до перекрытий и освещается куполом, покрытым шестиугольными плитками, прерываемыми многочисленными отверстиями, похожими на звезды. На окраине Барселоны Гауди спроектировал парк Гуэль (1900— 1914), который должен был ассоциироваться с английской усадьбой. Запланированные дома так и не были построены, и поэтому сохранилось только странное нагромождение гротов и портиков, напоминающих строения какого-то фантастического ландшафтного сада XVIII в.

Главным зданием является греческий театр с покрытыми изразцами дорическими колоннами. Нерегулярная волнообразная система антаблементов украшена формованной керамикой и в то же время служит скамьей в конце крыши-террасы. Полые колонны, изготовленные в таком виде из дренажных соображений, несут плоские купола, облицованные стеклянной мозаикой и глазированными фрагментами изразцов. Применение керамической плитки-изразца ярких, сверкающих цветов имеет на Иберийском полуострове давнюю традицию и первоначально было введено арабами.

В центре Барселоны Гауди создал два жилых дома с волнообразными фасадами я почти немыслимым очертанием планов. То, что эти квартиры с их сплошными волнообразными стенами действительно нашли покупателя, свидетельствует об удивительной вере состоятельной буржуазии Барселоны в новую каталонскую архитектуру. Первым жилым домом, перестроенным из существовавшего здания, стал Каса Батло (1904—1906) . Фасад облицован переливающимися кусочками плиток преимущественно светло-голубого цвета и покрыт горбатой крышей, которая с ромбовидными гонтами и выгнутым силуэтом напоминает дракона. Возможно, эта причудливая деталь ассоциируется с легендой о св. Георгии и драконе, которая играла большую ществовавшего здания, стал Каса Батло (1904—1906)]. Фасад облицован переливающимися кусочками плиток преимущественно светло-голубого цвета и покрыт горбатой крышей, которая с ромбовидными гонтами и выгнутым силуэтом напоминает дракона. Возможно, эта причудливая деталь ассоциируется с легендой о св. Георгии и драконе, которая играла большую серрат» («изрытую пещерами гору»), каталонскую гору с чтимым и посещаемым бенедиктинским монастырем, в котором хранится скульптурный образ «Черной Мадонны» Монсеррат.
Фасад Каса Мила оживляют балконы из кованого железа, напоминающие мерцающие в воде стебли водорослей.

Самое знаменитое творение Гауди в Барселоне — церковь покаяния Саграда Фамилиа («Святого Семейства») — имеет запутанную историю. Гауди, который в молодости был дэнди, в дальнейшей своей жизни стал глубоко религиозным католиком, и Саграда Фамилиа является уникальным личным свидетельством его религиозности, веры в духовное обновление его родины Каталонии и любви к символизму, поэзии и мисериям в архитектуре. Чтение произведений Гёте и Раскина укрепило его в стремлении точно воспроизвести естественные формы. Он окружил себя фотографиями растительных и зооморфных форм, но буйная фантазия толкала его на создание причудливых и подчас фантасмагорических орнаментов.

Строительство церкви Саграда Фамилиа было начато в 1882 г. по проектам Франчески де Паула дель Виллар-и-Кармона, предусматривавшим создание обычной готической церкви с крестовидным планом. В следующем году руководство работами принял на себя Гауди и в 1887 г. закончил крипту, в основном по эскизам Виллара. После этого внешние стены апсиды (1891—1893) он построил в более свободном готическом стиле, чем Виллар. Однакозначительные изменения начались с его эскизов для восточного фасада поперечного нефа (построен в 1893— 1903), посвященного Рождеству Христову. Восточный фасад с его напоминающими сталактиты фронтонами, с башнями и прерванными коническими фиалами удивительной высоты, увенчанными щупальцеобразными крестоцветами из обломков цветной плитки, был завершен в период 1903—1930 гг. Расположенный напротив него западный фасад, посвященный Страстям Господним, был построен в 1954 г. по эскизам, сделанным Гауди в 1917 г.

Работа над центральным нефом, самой оригинальной в строительном отношении частью всей церкви, продолжается еще и сегодня и продвигается вперед очень медленно; она основывается на экспериментальных эскизах, которые были подготовлены Гауди в период между 1898 и 1926 гг., до его гибели в реультате несчастного случая, при столкновении перед церковью трамвая с автомобилем.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Дача Гаусвальд

News image

Дом Висенс

News image

Марфо-Мариинская обитель

News image

Дом Кроля

News image

Метрополь (гостиница, Москва)

News image

Храм Преображения Господня (Тверь)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Живопись стиля модерн

News image

В стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры 19 в. мастера модерна использовали новые технические и конструктивные ...

Модернизм в русской живописи

News image

Движение модернизма в русской живописи В 90-х гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль—модерн. Определилась программа н...

Модерн в архитектуре:

Специфические особенности екатеринбургского модерна

News image

Историческая застройка центра современного Екатеринбурга в массе своей представлена зданиями и сооружениями второй половины XIX ...

Северный модерн

News image

Се верный моде рн — направление в русской архитектуре модерна, получившее развитие в основном в Санкт-Петербурге в начале XX век...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Конструктивизм в архитектуре

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весн...

News image

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники ...

News image

Кубизм

Кубизм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале X...

Сюрреализм:
News image

Реальный мир

Реальный мир и повседневная человеческая практика бесконечно далеки от мистической сверхреальности. Именпо в них сюрреалисты вид...

News image

Идеи

Сюрреалисты усвоили идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, В. Дильтея, А. Бергсона, которые были распространены среди худож...

News image

Фантастические образы

По мысли молодого П. Элюара, можно дойти до такой степени уничтожения различия между реальностью и воображением, что «все сравни...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image