Главная - Модерн в архитектуре - Архитектура модерна в испании

Новые заметки:




Архитектура модерна в испании

Модерн в искусстве - Модерн в архитектуре

архитектура модерна в испании

В Испании стиль модерн был неразрывно связан с возрождением в 80-е гг. XIX в. культурных и политичских устремлений Каталонии, которая 400 годами ранее лишилась своей независимости и попала под власть Кастилии. Центр движения за духовное и политическое обновление и свободу Каталонии находился в Барселоне. Программа движения имела символическое название «Возрождение». Она включала в себя возрождение каталонского языка, а также изучение местной истории и местного художественного промысла. Необходимо сказать о том, что каталонские патриоты были крайне различны по своим убеждениям и объединяли в своих рядах католиков и марксистов, правые и левые политические силы. Как и в других странах, труды Раскина и Виолле-ле-Дюка оказали здесь сильное влияние на стремление создать новую архитектуру. Так, например, нам известно, что Антонио Гауди-и-Корнет (1852— 1926), ведущий испанский архитектор в стиле модерн, еще студентом сделал пометки ко второму тому Бесед Виолле-ле-Дюка и прочел в переводе труды Раскина.

Антонио Гауди начинал в неоготическом стиле, но уже его причудливый дом (Каса) Висенс (1883— 1885)для Дона Мануэля Висенса в Барселоне — вилла частично в неоготическом, а частично в неороманском стиле — по форме своих решеток, перил и ворот обнаруживает признаки стиля модерн.

Вход в его Пале Гуэль (1885—1889) в Барселоне — дом текстильного магната Дона Эузебио Гуэля — ведет через две параболические арки металлических ворот, выполненных также в соответствии с принципами «артнуво». Отец Гауди был кузнецом по меди и обучил сына работе с металлом. Применение параболических дуг вместо стрельчатых и круглых арок было типично для Гауди, который выбрал их из конструктивных соображений, а не только из-за их новизны.

В Пале Гуэль декор крыши образует абстрактно-скульптурную композицию из дымоходов и вентиляционных труб, облицованных цветным стеклом, изразцами и мозаиками. Центральный зал поднимается вверх до перекрытий и освещается куполом, покрытым шестиугольными плитками, прерываемыми многочисленными отверстиями, похожими на звезды. На окраине Барселоны Гауди спроектировал парк Гуэль (1900— 1914), который должен был ассоциироваться с английской усадьбой. Запланированные дома так и не были построены, и поэтому сохранилось только странное нагромождение гротов и портиков, напоминающих строения какого-то фантастического ландшафтного сада XVIII в.

Главным зданием является греческий театр с покрытыми изразцами дорическими колоннами. Нерегулярная волнообразная система антаблементов украшена формованной керамикой и в то же время служит скамьей в конце крыши-террасы. Полые колонны, изготовленные в таком виде из дренажных соображений, несут плоские купола, облицованные стеклянной мозаикой и глазированными фрагментами изразцов. Применение керамической плитки-изразца ярких, сверкающих цветов имеет на Иберийском полуострове давнюю традицию и первоначально было введено арабами.

В центре Барселоны Гауди создал два жилых дома с волнообразными фасадами я почти немыслимым очертанием планов. То, что эти квартиры с их сплошными волнообразными стенами действительно нашли покупателя, свидетельствует об удивительной вере состоятельной буржуазии Барселоны в новую каталонскую архитектуру. Первым жилым домом, перестроенным из существовавшего здания, стал Каса Батло (1904—1906) . Фасад облицован переливающимися кусочками плиток преимущественно светло-голубого цвета и покрыт горбатой крышей, которая с ромбовидными гонтами и выгнутым силуэтом напоминает дракона. Возможно, эта причудливая деталь ассоциируется с легендой о св. Георгии и драконе, которая играла большую ществовавшего здания, стал Каса Батло (1904—1906)]. Фасад облицован переливающимися кусочками плиток преимущественно светло-голубого цвета и покрыт горбатой крышей, которая с ромбовидными гонтами и выгнутым силуэтом напоминает дракона. Возможно, эта причудливая деталь ассоциируется с легендой о св. Георгии и драконе, которая играла большую серрат» («изрытую пещерами гору»), каталонскую гору с чтимым и посещаемым бенедиктинским монастырем, в котором хранится скульптурный образ «Черной Мадонны» Монсеррат.
Фасад Каса Мила оживляют балконы из кованого железа, напоминающие мерцающие в воде стебли водорослей.

Самое знаменитое творение Гауди в Барселоне — церковь покаяния Саграда Фамилиа («Святого Семейства») — имеет запутанную историю. Гауди, который в молодости был дэнди, в дальнейшей своей жизни стал глубоко религиозным католиком, и Саграда Фамилиа является уникальным личным свидетельством его религиозности, веры в духовное обновление его родины Каталонии и любви к символизму, поэзии и мисериям в архитектуре. Чтение произведений Гёте и Раскина укрепило его в стремлении точно воспроизвести естественные формы. Он окружил себя фотографиями растительных и зооморфных форм, но буйная фантазия толкала его на создание причудливых и подчас фантасмагорических орнаментов.

Строительство церкви Саграда Фамилиа было начато в 1882 г. по проектам Франчески де Паула дель Виллар-и-Кармона, предусматривавшим создание обычной готической церкви с крестовидным планом. В следующем году руководство работами принял на себя Гауди и в 1887 г. закончил крипту, в основном по эскизам Виллара. После этого внешние стены апсиды (1891—1893) он построил в более свободном готическом стиле, чем Виллар. Однакозначительные изменения начались с его эскизов для восточного фасада поперечного нефа (построен в 1893— 1903), посвященного Рождеству Христову. Восточный фасад с его напоминающими сталактиты фронтонами, с башнями и прерванными коническими фиалами удивительной высоты, увенчанными щупальцеобразными крестоцветами из обломков цветной плитки, был завершен в период 1903—1930 гг. Расположенный напротив него западный фасад, посвященный Страстям Господним, был построен в 1954 г. по эскизам, сделанным Гауди в 1917 г.

Работа над центральным нефом, самой оригинальной в строительном отношении частью всей церкви, продолжается еще и сегодня и продвигается вперед очень медленно; она основывается на экспериментальных эскизах, которые были подготовлены Гауди в период между 1898 и 1926 гг., до его гибели в реультате несчастного случая, при столкновении перед церковью трамвая с автомобилем.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здания в стиле модерн:

News image

Собор Непорочного Сердца Божией Матери (Иркутск)

News image

Дом Кальвет

News image

Ленком

News image

Дом Бальо

News image

Киевские дома в стиле модерн

News image

Дом с химерами (Киев)

Известные модернисты:

Популярные статьи:

Модерн в живописи:

Классический модернизм. Живопись Латвии в начале ХХ века

News image

Название Латвия населенные латышами земли получили в конце XIX века, когда были разделены по трем губерниям царской России. Oдно...

Модернизм в живописи (модерн)

News image

Стиль модерн является одним из ранних направлений такой общемировой художественной тенденции, как модернизм в искусстве. Благода...

Модерн в архитектуре:

Модерн в архитектуре дальневосточных городов

News image

Исследование показало, что в дальневосточные города модерн был привнесен из Маньчжурии, где он внедрялся архитекторами Санкт-Пет...

Обитатели сада

News image

Многие растительные мотивы и их декоративные комбинации связаны с образом сада не сюжетом, а культурными ассоциациями. Однак...

Авторизация



Течения в искусстве:
News image

Неопластицизм

Неопластицизм — введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. ...

News image

Оп-арт

Оп-арт – направление модернизма, появившееся в 60 – 70-е годы XX века и развивавшееся параллельно с поп-артом. Оп-арт – аббревиа...

News image

Экспрессионизм в музыке

Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположни...

Сюрреализм:
News image

Сверхреальность

Первая часть этого наставления является как бы полностью скопированной с рекомендаций восточных мистиков, которые таким образом ...

News image

Квазиперсональный центр

Как пишет М. Недонсель, художественное произведение выступает в качестве «квазиперсонального» центра. Оно не просто сообщает что...

News image

Персонализм

И, наконец, еще один момент, питающий персоналистское понимание художественного творчества. Во французском персонализме сделана ...

Модерн вокруг нас:
News image News image News image News image News image News image News image News image News image